В " Дневниках писателя " (см.Ф.М. Достоевский, Сочинения Т.14 ,С.352) написал в 1877 год "Одно совсем особое словцо о славянах...":
"<...> Дадим же волю нашей фантазии и представим вдруг, что всё дело кончено (прим. автора. речь идет о русско-турецкой войне) , что настояниями и кровью России славяне уже освобождены, мало того, что турецкой империи уже не существует и что Балканский полуостров свободен и живет своей жизнью.
<...> Будут ли, наконец, все эти земли и землицы вполне независимы или будут находиться под покровительством и надзором "европейского концерта держав", в том числе и России (я думаю, сами эти народники все непременно выпросят себе европейский концерт, хоть вместе с Россией, но единственно в виде покровительства их от властолюбия России.
<...> Не будет у России, и никогда не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!
<...> Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь именно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия проглотила бы их тотчас же, "имея ввиду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени".
<> Может, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее.
О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значит и будет значить Россия для них всегда. Но люди эти, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению.
Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия - страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации.
У них, конечно, является, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, речи. Их это будет чрезвычайно утешать и восхищать. Они будут в упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах телеграммы, извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало наконец министерство в (... страну по вкусу ...) и составилось новое из либерального большинства и что какой-нибудь ихний (... фамилию по вкусу ...) согласился наконец принять портфель президента совета министров. России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества ...
<...> Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно а минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что они существуют на свете , то конечно, потому, что стоит огромный магнит - Россия, которая, неодолимо притягивая их к себе, тем сдерживает их целость и единство".
<...> России вовсе нечего брать у славян ни из идей их, ни из литературы, и чтоб учить нас, все они страшно не доросли. Напротив, весь этот век, может быть, придется России бороться с ограниченностью и упорством славян, с их дурными привычками, с их несомненной и близкой изменой славянству ради европейских форм политического и социального устройства, на которые они жадно накинуться. После разрешения славянского вопроса России, очевидно, предстоит окончательное разрешение Восточного вопроса. Долго еще не поймут теперешние славяне, что такое Восточный вопрос! Да и славянского единения в братстве и согласии они не поймут тоже очень долго. Объяснять им это беспрерывно, делом и великим примером будет всегдашней задачей России впредь.
Опять-таки скажут: для чего это всё, наконец, и зачем брать России на себя такую заботу? Для чего: для того, чтоб жить высшей жизнью, великою жизнью, светить миру великой, бескорыстной и чистой идеей, воплотить и создать в конце концов великий и мощный организм братского союза племен, создать этот организм не насилием, не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием светом; вознести наконец всех малых сих до себя и до понятия ими материнского ее призвания - вот цель России, вот и выгоды ее, если хотите. Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями и высшими целями служения человечеству, а только будут служить одним своим "интересам", то погибнут эти нации несомненно, окоченеют, обессилеют и умрут.
А выше целей нет, как те, которые поставит перед собой Россия, служа славянам бескорыстно и не требуя от них благодарности, служа их нравственному (а не политическому лишь) воссоединению в великое целое. Тогда только скажет славянство свое новое целительное слово человечеству ... Выше таких целей не бывает никаких на свете. Стало быть, и "выгоднее" ничего не может быть для России, как иметь перед собой эти цели, все более и более уяснять их себе самой и все более и более возвышаться духом в этой вечной, неустанной и доблестной работе своей для человечества".
Это Ф. М. Достоевский написал еще до победы России над турками и освобождения Болгарии от турецкого ига. В эссе "Россия полагала душу свою за других" я напоминала о том, как свято чтут болгары память о доблести русских в этой войне. Путешествуя по Болгарии в прошлом году увидела воочию, что бережно хранят они память об освободителях и от турецкого 500-летнего порабощения, и о советских солдатах- освободителях от фашистского ига (уместно вспомнить, что во Второй мировой войне Болгария принимала участие в блоке Германии против СССР).
Какая же моральная разрушительная сила громит памятники воинам Отечественной войны на Украине.
На Украине я появилась подростком и видела фактически уничтоженный войной город Запорожье, сравненные с землей заводы этого крупного довоенного промышленного центра Украины.
Видела с каким неимоверным трудолюбием и упорством люди поднимали из руин "Запорожсталь", Моторостроительный и другие заводы. Хочу сказать, что приехали люди со всей страны - русские и украинцы, евреи и грузины. Все вместе миром поднимали разрушенное войной хозяйство. Как радовались выпуская первую послевоенную продукцию.
А для строительства Днепрогэса в тридцатые годы и проектирования соцгорода из Москвы приехали архитекторы и Днепр перегораживали всем миром.
Так сложилась жизнь, что мы с мужем проработали почти четверть века после окончания московского института в Украине, правда, раньше говорили на Украине. У нас остались там друзья, с которыми мы переписываемся и переговариваемся по скайпу и сегодня. Они тоже не могут понять, что происходит с людьми там, на майдане.
Как случилось, что потомки людей, которые были вместе, сегодня на евромайдане кричат: гэй, гоньба, гэть?
Обратите внимание на слова, написанные почти полтора столетия тому назад нашим великим мудрецом и провидцем.
Хочется сказать - одумайтесь, оглянитесь.
Наша сила только в единении!