Оберег Велеса

Зоя Кудрявцева
  С той поры много веков минуло, когда были боги языческие рачительными хозяевами природы. Ныне отошли  от дел. Одни остались идолами в горах репейских, другие на землю спустились.

 На небе остался Перун, наречённый теперь Ильёй пророком, он с грохотом по тучам скакал, дожди развозил.
Погас священный огонь в жертвенной чаше капища, заросла к нему дорога, только сказочники иногда туда за сказками наведывались.

Без хозяина и бога на земле нельзя – порядка не будет. Не хотел Святобор идолом стоять, соколом серым летал над землёй, место себе искал. Приглядел его  среди лесов и полей, где неспешно текут полноводные реки с чистой водой. Стоят над ними сосновые боры,  дубравы с дубами – великанами, деревни на берегу виднеются, девицы хороводы водят, ребятишки в речке плескаются. Хорошо!

 За деревней луга с травами духмяными глаз радуют. В зеркало вод на себя любуются берёзовые рощи белоствольные, в речной заводи ветви- косы моют, русалки одолень-траву выращивают. Поднимаются из речки поутру её  белые цветы с золотой серединкой,  из  них вылетают эльфы, водят со стрекозами хороводы, песни поют. Девицы деревенские к омуту русалочьему приходят, венки в воду бросают, на суженого гадают.

 Пожелал Святобор там  хозяйствовать, но захотел  узнать свою судьбу, спросил о том  Макошь, провидицу небесную.
- Святобор! Мне ведомы судьбы людей, а ты Бог. Боги сами вершат свои судьбы, знай:  твоя - иголка с ниткой, ступай,  делай своё дело. Я тоже к людям ухожу.
 
И полетел серый сокол в лес на берегу тихой реки, стал  стариком-плотником. Владел лесной бог топором и пилой, обустроил себе просторное жильё в дупле дуба. Притомился повелитель леса, вздремнул, много лет спал, сны непонятные видел, такие богам не снятся.

Был он деревенским парнем, разодетым в вышитую рубаху, вечером звёздным водил хоровод с девицами крестьянскими. На Купалу голышом в Тверце купался, любушку среди девиц  искал, да не мог найти. Богу всё подвластно, раз  в тысячу лет он мог стать человеком, но терял колдовские силы. Помнил это Святобор, проснулся от песни,  неподалёку жалобно девица пела, со слезой  выводила:

«В мене батюшка – ясный мисячок,
В мене матенка- ясно солнейко,
В мене сестройка - ясна зорнойка 
В мене братейко - сив соколойка»

 Даже прослезился повелитель, хотя богам плакать не положено. Интересно ему на певицу посмотреть. Потёр ладошкой зеркало, в нём  весь лес видно, вон и девица, собирает что-то, но, как в тумане она. Потускнело за долгие годы зеркало лесное, а  хотелось на  лик девичий поближе глянуть.
 
Тряхнул плечами -  вместо рук выросли крылья серые, взлетел соколом, сел на нижнюю ветку дуба. Из бедных, видать, девица, в заношенном  платьице, босоногая, даже худеньких лаптишек нет.  Слетел сокол на землю, обернулся дедом седеньким в крестьянской одежде, к девице подошёл.

Не из красавиц она,  носик вздёрнутый, лицо в рыжих веснушках, глаза от слёз покраснели и припухли, всей красы в девице - до пояса толстая коса цвета  поля ржаного.  Не испугалась в лесу деда незнакомого, поклонилась.      
Достал дедок из котомки лапти новые: - Носи девица, ноги- то не коли. Я лаптей  ещё наковыряю. Что же это тебя мать-отец из дома в бор босую отпустили?

 - Круглая сирота я, деденька, дом родительский тоже осиротел, у тётки живу. Её муж меня бранит, куском  хлеба попрекает, хотя я всю работу по дому делаю, сегодня за шишками для самовара отослали. Мне и радостно, хорошо в лесу, как в доме у матушки.
- Давно ли в сиротстве, девица?
- Два года, дедушка, как ушли  на Купалу батюшка с матушкой в лес за цветком счастья и  пропали. В деревне говорят, что взяли их в работники Пан,  или Лешак.

- Пан, девица, твоих родителей взять не мог, он  давно лес покинул, свирель  пастушку деревенскому отдал. Думаю, у Лешего они, или у Мары, богини смерти, многих она берёт, иногда возвращает. Можно спросить про них у провидцев, но нет их в лесу, поищи в деревне.
- Благодарствую, дедушка, поищу. Видать, ты у Лешака в услужении, бедненько одет, одежонка по шву порвалась. Ты сними рубаху-то, я зашью, у меня иголка  с ниточкой завсегда с собой.

Споро девица зашила прореху, с поклоном отдала: - Носи, дедушка, да попроси  Лешего отпустить батюшку с матушкой.
- Ступай домой,  наряд к празднику Купалы готовь, может, там  жениха встретишь.
 - Спасибо, дедушка, за слова ласковые. Нет у меня наряда праздничного и жениха, никому не нужна сирота- бесприданница.
 -  К русалкам, девица, сходи, они  помогут, а пока сосни.

И одолел сон Дуняшу, как проснулась, подумала, что дедок приснился. Пришла в купальницкую неделю к русалочьему омуту, волосы распустила, сплела венок из русалочьих цветов белых, надела на головку, причитает:
- Настаёт светлый праздник Купалы, девицы деревенские в косы ленты вплетут, нарядные сарафаны оденут, а мой сарафан старый, с заплатками.

 Нет ни ленты алой шёлковой, ни бус. Не глянет ласково на меня, сиротину бедную, ни один парень, не возьмёт в жёны, не родить мне детушек. Знать, дорога на этом свете у меня в омут русалочий.
Колыхнулись вода, увидела: шла  по широким листьям, словно посуху, девица в богатом уборе. Белые длинные волосы  волной до колен, протянула Дуняше узелок.

 Узнала  матушкин узелок, она  в него  приданое  дочери складывала:
- Не  горюй, Дуняша, не торопись в омут, поживи, цветам и солнышку порадуйся. Вот тебе справа девичья. Подружкам скажешь, что наряды Навка дала. Сегодня ночью иди в Русалочий гай. Найди кривую берёзу над ручьём, туда богиня смерти Мара отпускает умерших. Возьми в ковшике водицы -  родителям  умыться.

Всё сделала девица, как русалка наказывала. Темна ночь, а ей не страшно, ждёт, когда кукушка прокричит, тогда и родители будут. Да не прилетела, не прокричала кукушка, не увидела Дуняша родителей, не пришли они к сироте.
Почему не отпустила Мара родителей, хотела у  Матрёны-гадалки узнать, да идти к ней боязно, говорили в деревне, что она с нечистью знается.

 Привела Дуняшу кручина, словно на верёвочке, к гадалке. Не страшная злюка-ведьма сидела на крылечке, а улыбающаяся старушка с добрыми глазами.
- Знаю, Дунюшка, зачем пришла. Сходи-ка, девица, за водой к моему колодцу, бадеечка в сенях на лавке, потом и поговорим.

Глубокий колодец у бабы Матрёны, долго девушка бадейку поднимала, заглянула  в колодец.  Полная воды бадеечка совсем близко. Ясно видно в воде, как матушка надевает на  шею бусы из сухих рябиновых ягод. Играют ягодки-бусинки, словно яхонты дорогие в бадеечке насыпаны.

 Никогда у матушки таких бус не видела,  никогда не видела Дуняша  и звёзд в колодце. Бадейку в избушку внесла, всё в водицу глядела, да не показалась матушка.
- Не видела ли что в колодце?-  спросила гадалка.
- Видела, бабушка, как матушка бусы из сухих ягод рябиновых надевала, а от них шло сияние, словно от радуги.

- Дунюшка, это матушка тебе, знак подала, ты и смекни, что  подсказала. Бусы-то где?
- На божнице, бабушка. Только они, да кофтёнка старенькая от матушки остались,  всё в доме тётка -жадина забрала, ничего мне не оставила.
 - Это и хорошо. Ты сегодня к тётке не ходи, ложись на скамейке в доме родительском, кофтой материнской накройся, смотри и запоминай сны, будут они в эту ночь вещими.

Не спится Дуняше. Под утро, как петухи зарю разбудили, появилась в избушке  облачком туманным матушка, сказала:
- Когда была я молодой, ходила к древнему капищу, дитёнка  выпрашивала у Велеса. Послал древний бог тебя, дал эти  бусы - оберег.

 Не простые бусы, красота их не всем видна, играют они, когда доброму делу служат. Я бусы сберегла, а ты с ними поступай, как сердце подскажет, - и пропала.
Веселье над рекой в день Купалы. Девицы нарядные хороводы водят. Вспомнила  Дуняша подаренье русалкино, развернула узелок. В нём сарафан девичий нарядный, алая лента в косу. То- то радости девице, обрядилась, поспешила в хоровод.
 
 На берегу девицы берёзку - Мару наряжают, задабривают, чтобы не забирала старых и малых до срока, Всевышним назначенного. Нарядную Мару, венками, цветами и лентами  украшенную, с песнями топить понесли.  Тут и вспомнила Дуняша свой сон. Быстро домой сбегала, достала рябиновое материнское украшение, на берёзку  повесила со словами:
 - Возьми, царица смерти, дар Велеса, а мне верни батюшку с матушкой!

  Удивились  Дуняша и деревенские девицы, как светились ярким светом, переливались простые бусы из сухих ягодок рябиновых. И откуда у сироты такое богатство? Быстро подхватило течение, вынесло берёзку на середину реки, рука из воды показалась, бусы вниз потянула, березка  под водой скрылась, ударила молния в то место.

 Видно, приняла подарки Мара, но не до неё молодым.  Веселье над рекой, прыгает  молодёжь через костёр, парни на шест с колесом сверху влезают. Высоконько колесо тележное, свешиваются с него бусы  и  шали - мечта   любой девицы.  Стараются парни, на высокий шест за подарком  зазнобе  лезут, а достать не могут.

 Самым ловким оказался незнакомый парень из зарецкой  деревни, он бусы достал, за полушалком  потянулся, да за сучок рукавом зацепился, рубаху  порвал, чуть с шеста не свалился, а шаль шёлкову достал. Ловкий парень, а чей жених, скоро узнается.Смеются девицы, глядя на жениха в рваной рубахе, да гадают,  кому шаль и бусы подарит незнакомый парень. А он  дыры на рубахе стесняется: - Той шаль отдам, кто  дыру зашьёт.

Вот придумал, рубаху ему зашивать надобно, а чем? Только сирота Дуняша иголку имела, к парню подошла, потупилась. Вспомнила, как зашивала такую дыру  дедушке в лесу, вовсе не был он на деда похож. Как и тогда,  сказала:
-  Ты рубаху-то сними, я зашью.

 Споро зашила, парню протянула. Надел он рубаху, а  на шею сироте Дунюшке бусы, ещё накинул ей на плечи дорогую шёлкову шаль цветами. Повезло сироте, хоть и бесприданница. Всем понятно, что она невестой стала. Никто жениха не знал, да все позавидовали. Взял парень девушку за руку, никого не постеснялся.

- Пошли, Дунюшка, домой! Тебя радость там ждёт.
Удивилась таким словам Дуняша, пошла за парнем.
 - Пойдём, скажи только, как тебя, молодец, звать- величать? Откуда ты?
 - Святом наречён. В древнем бору зарецком наша деревня. Плотник я, за лесом досмотр веду, так нашему роду Велес и  лесные боги повелели. Не страшно ли тебе от слов моих, Дунюшка?

 - Не страшно, я лес люблю. Жаль, батюшка с матушкой счастью моему не порадуются, не благословят нас.
Подвела Дуняша жениха к избе, удивилась и обрадовалась:  мать с отцом  дома, как и не пропадали. Пахло пирогами праздничными  и пивом. 
Благословила их матушка, связала руки вышитым рушником, чтобы век быть вместе. Обошли они вокруг древней липы, как исстари велось, так стали мужем и женой.

Вышила Дуняша мужу косоворотку, какую во сне он нашивал.Забыл Святобор, что был богом, как стал деревенским жителем, никогда он о том  не жалел.  Ушла от него сила волшебная, но пришла любовь. Растил сыновей, оберегал леса от пожаров и  прочей напасти.

 Делал дело, которое любил, которое завещали ему делать боги. Растут леса  над рекой, как много лет назад, смотрятся в лоно вод белоствольные берёзки, выращивают одолень- траву русалки.
Не кончаться  красоте! Жить ей долго  на   Руси,  значит,  быть  сказочникам и сказкам!