Мировоззренческий тупик либерального самосознания

Виктор Заремба
Мировоззренческий тупик либерального самосознания:
могут ли узниками совести быть люди бессовестные?

В России сейчас время Великого поста. В течение этих семи недель, предшествующих Величайшему празднику Светлого Христова Воскресенья,  православные христиане по мере сил стараются очистить себя от всего порочного и пагубного, что со времен грехопадения несёт в людские души мирская, во многом корыстная, искушающая и развращающая, жизнь. 
Хочется подойти к Пасхе с чистой совестью, с душой, усердным постом и молитвою, и по милости Божьей, освободившейся от тяжкого груза многих дурных поступков, мыслей и слов, еженедельно, ежедневно и ежечасно накапливающихся каждой личностью при обыденном взаимодействии с социально-экономической средой современной монетарной либерализирующейся  жизнедеятельности.   
То, что общественные отношения мира нынешней либеральной демократии, мягко говоря, не соответствуют критериальным требованиям высокой и культуры нравственности, и, естественно, не способствуют  поддержанию чистоты  душевной,  доказывать сейчас уже не  приходится. Стоит лишь на мгновение заострить внимание на развратном содержании и сути широчайшего массмедийного  и  информационного  влияния,  а также  на, порождённых этим влиянием результатах - формах и способах обычного поведения людей, - как всякого рода  сомнения  отпадут сами собой.
И вот именно в период Великого поста, видимо за нашу непомерно разросшуюся общенародную нравственную нерадивость, в российскую социальную жизнь мощным мутным и смрадным потоком ворвались разного рода события: и безудержная властолюбивая, амбициозная, своекорыстная митинговая активность на городских площадях, и лукавые, грязные, выисканные и вытащенные из жизненной помойки, перековерканные «информационные вбросы», направленные на опорочивание иерархов Русской православной церкви, и святотатствующая выходка разнузданных обезумевших богохульниц в Храме Христа Спасителя, уж совсем неподдающаяся никаким аналогиям, разве что подобному танцу голой актрисы в дни Великой Французской Революции, изображающей на амвоне Собора Парижской Богоматери «богиню Разума». 
Не только честный православный христианин, но и каждый, мало-мальски порядочный и культурный человек, невольно задастся вопросом: «Как же такое вообще может быть?»  И ответ немедленно придет в голову сам собой, как правило, в виде широко известного безличного силлогизма: «Вообще уже совесть потеряли!!!» Но ведь чтобы что-то потерять, нужно сначала этим владеть?  То есть, в нашем случае, чтобы совесть утратить, её нужно, как минимум,  иметь…
Все мы очень часто употребляем слово совесть, да и суть этого слова каждый из нас понимает очень хорошо, конечно, если душа наша ещё живая, не оскудевшая, не окаменевшая. Тем не менее, несколько слов о совести  всё-таки  нужно сказать. 
Лет десять назад, в беседе с моим товарищем, журналистом и фотохудожником, я рассказывал об одной из сторон своего мировоззренческого представления, связанного с идеологией стратегии «Сотворение России». Я говорил, что, по моему мнению, от Бога-Творца непрерывно проистекает мощнейший благодатный духовный, мысленный, чистый и светлый жизненный поток, представляющий собой всю целостную многомерную совокупную объёмную непротиворечивую полноту содержательных и смысловых сущностей, времён и процессов, определяющих единый и единственный благоприятный  путь творения бессмертного бытия Вселенной, Мира и Человека. И, что смыслом личной жизни каждого из нас, является развитие способности и нахождение своих внутренних возможностей, чтобы этот божественный жизненный поток правильно ощутить и понять, а также,  по-возможности, влиться в него, и следовать ему, не возмущая  и не противореча исходной сотворительной  Воле  Божьей. 
Примерно в то же время, в беседе с одним очень интересным человеком,  обладающим развитой способностью и умением видеть события и процессы мира невидимого, а  также  повседневно использующего эти способности в своей специальной профессиональной деятельности, я также рассказал ему о таком мировоззренческом представлении.
После некоторых раздумий, этот уникальный в своём роде и прозорливый специалист, обученный способам и методам влиять особым образом на процессы в сферах невидимых, сказал, что в целом, мои представления правильные, но, что в действительности, непротиворечиво и глубоко встроиться в жизненный поток истинного божественного  промысла чрезвычайно  трудно.       
Развивая эту мысль применительно к предмету данной публикации, мне показалось уместным и правомерным представить совесть, как некий системный, изначально  заложенный в душу каждого человека нравственный индикатор, своеобразный внутренний юстировщик, позволяющий в повседневной жизни при каждом отдельном акте принятия решения выбирать именно те цели, способы и формы будущих действий, благодаря  которым люди имеют возможность осознавать и чувственно оценивать, приближаются ли они в своём поведении к истинному промыслу Божьему, встраиваются ли они в благотворный духовный божественный поток, либо, что нехорошо, -  противоречат и отдаляются от него. 
Совесть как бы говорит человеку: «Если ты сделаешь так, то это будет плохо и неправильно, а если же по иному, то это хорошо и правильно». То есть, если ты сделаешь выбор в согласии с совестью, то ты почувствуешь и осознаешь это, и ощутишь при этом особенное воодушевление,  также как и в случае противоположном, когда мысли и действия твои приведут к угрызениям совести. 
Вот здесь мне кажется важным подкрепить свои размышления авторитетным мнением  профессора Ивана Ильина, которого я очень уважаю, и лучше которого, по моему мнению, о совести никто не писал.
«Совесть есть один из чудеснейших даров Божиих, полученных нами от Него. Это как бы сама Божия сила, раскрывающаяся в нас в качестве нашей собственной глубочайшей сущности. То, на что указывает нам совесть, к чему она зовет, о чем она нам вещает, есть нравственно-совершенное; не «самое приятное», не «самое полезное», не «самое целесообразное» и т. п., но нравственно-лучшее, совершенное, согласно тому, как указано в Евангелии: «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мтф. 5, 48)»
Далее профессор Ильин пишет: «Христианская совесть, этот драгоценный и благодатный дар христианского откровения, как бы смолкла за последние века европейского просвещения и, особенно, за последний век капиталистического расцвета. А это указывает на то, что «просвещенному» и безрелигиозному человеку наших дней предстоит вступить на путь больших страданий и потрясений.
Ибо совесть не есть какое-то сверхдолжное и недоступное обыкновенному человеку дело «праведника» или «отшельника», ненужное рядовому человеку и бесполезное для верхнего, ведущего социального слоя.
Напротив, совесть нужна каждому человеку, и не только в великие, поворотные моменты его жизни, но и в ежедневных делах и в обыденных отношениях; и то, что совсем не тронуто ее лучом, оказывается не только недоброкачественным в смысле духовной ценности, но и жизненно не прочным, не крепким, в высшей степени подверженным распаду и в личной, и в общественной жизни.
Совесть есть живая и цельная воля к совершенному, поэтому там, где отмирает эта воля, качественность становится безразличной для человека и начинает уходить из жизни; все начинает делаться «недобросовестно», все снижается, обесценивается, становится никому не нужным: от научного исследования до фабричного продукта, от преподавания в школе до ухода за скотом, от канцелярии чиновника до уборки улиц.
Совесть есть первый и глубочайший источник чувства ответственности, поэтому там, где это чувство угасает, воцаряется всеобщее безразличие к результату труда и творчества; что же могут создать безответственный судья, политик, врач, офицер, инженер, кондуктор и пахарь?
Совесть есть основной акт внутреннего самоосвобождения, поэтому там, где акт исчезает из жизни, внешняя свобода теряет свой смысл, а политическая свобода начинает извращаться, человек теряет доступ к свободной лояльности, и ему остается только две возможности в жизни: или повиноваться законам из корысти и страха, уподобляясь лукавому и неверному рабу, или не повиноваться законам, всячески изощряясь в безнаказанном правонарушении и уподобляясь непойманному преступнику.
Совесть есть живой и могущественный источник справедливости; поэтому там, где ее лучи уходят из жизни, человек теряет как бы душевный орган для справедливости и вкус к ней; во что же превратится жизнь в обществе, где этот орган и этот вкус атрофированы? что за суд сложится в этой стране? что за чиновничество? что за торговля? какую жизнь поведет богатый слой общества? какая эксплуатация низших классов водворится в этой стране? какое справедливое негодование начнет накаливаться в низах? какая революционная опасность повиснет над государством?
Наконец, во всяком жизненном деле, где личное своекорыстие сталкивается с интересом дела, службы, предмета, совесть является главною силою, побуждающею человека к предметному поведению; поэтому там, где совесть вытравляется из жизни, ослабевает чувство долга, расшатывается дисциплина, гаснет  чувство верности, исчезает из жизни начало служения; повсюду воцаряются продажность, взяточничество, измена и дезертирство; все превращается в бесстыдное торжище, и жизнь становится невозможной...
Вот почему я утверждаю, что совесть есть не только источник праведности и святости, но и живая основа элементарно упорядоченной или тем более расцветающей культурной жизни. Совесть есть то светящееся лоно, из которого исходят, пронизывая всю жизнь, лучи качественности, ответственности, свободы, справедливости, предметности, честности и взаимного доверия. И если бы однажды злому духу в ночи удалось погасить в душах спящих людей все лучи совести, хотя бы на сравнительно короткое время, то на земле воцарился бы такой ад, о котором самые злые сновидения не могли бы дать нам верного представления.
Отход Современного человека от христианской совести чреват величайшими опасностями и бедами. Этот отход будет продолжаться до тех пор, пока не наступит возвращение. Человечеству придется опять пробивать себе дорогу к акту христианской совести. Но сначала оно должно будет заметить эту утрату и постигнуть ее роковое значение, а для этого ему, быть может, придется пережить крушение всего современного строя...
Может быть, искра христианской совести возродится только в окончательно сгустившихся сумерках безбожия, и распада...»             (Проф. Иван Ильин. Путь духовного обновления).
Совесть есть важнейшее нравственное понятие, и лишь благодаря нравственности любая культура может быть истинно живой и жизнеспособной.
Но вот, в нынешнее беспокойное либералистическое время, мы замечаем, как планомерно, последовательно и усердно выхолащивается из таких глубинных смыслозадающих духовно-нравственных понятий, каким является слово совесть, их действительная благодатная и спасительная сущность, как разрушается их истинный смысл, как имманентно присущие культуре нравственные корни отрываются от бессмертного божественного семени и помещаются  в  гнилой  суррогат прозападного секулярного псевдогуманизма.
Именно сейчас все более распространённым вновь становится понимание совести, приближенное к марксистскому. Это у К.Маркса «…совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека.  У республиканца иная совесть, чем у монархиста, у имущего - иная, чем у неимущего, у мыслящего - иная,  чем у того, кто неспособен мыслить». 
Однако из истории мы помним и того, кто резко критиковал Маркса, кто показывал, что может возникнуть в глобальном обществе на основе марксистского миропонимания.
Таким человеком был князь П.А.Кропоткин, которого, хотя и нельзя отнести к глубоко верующему православному христианину, но которого очень многие известные его современники  считали  исключительно умным, порядочным и нравственным человеком: такой реальной личностью, к образу которой, по словам Р.Тагора, всю жизнь «стремился мятущийся гений Л.Толстого», но которого в своей долгой жизни  он так и не  смог достичь.
Мы также знаем, что все последние годы князь П.А.Кропоткин посвятил работе над фундаментальным трудом «Этика», где он писал, что наша нравственная сущность - природная способность, подобно тому, чем является осязание и обоняние. И от того, насколько нравственными будут наши мысли, слова и поведенческие проявления, всецело зависит и само существование  человеческой цивилизации на земле.
Но в действительности марксистская безнравственность и беспринципность все более и более закрепляется в нашем обществе. Совсем недавно я обратил внимание на определение культуры, данное в тезаурусе проекта нового федерального закона о культуре, уже официально внесённого в Государственную думу. Там предложено базовое определение культуры, которое, и по форме, и по сути, не является онтологичным и не относит культуру к сфере реального бытия и реальной общечеловеческой практики, делая ей некой  «совокупностью признаков…». Внесенное определение культуры не соотносится с содержанием и смыслом базовых ценностей, выработанных и выстраданных российским обществом в процессе его исторического существования. 
И, конечно, всякому хорошо понятно, что от несовершенного базового понятия и всё последующее содержание Закона может быть противоречивым, создавая поле возможностей для отнесения к культуре псевдоценностей,  разрушающих смыслы  истинно культурного бытия,  а также допуская  отождествление с культурой  проявления фактического бескультурья  и  безнравственности.   
Осознавая то действительное и важнейшее значение, которое имеют исторически сложившиеся духовно-нравственные устои для самого существования нашей страны, пытаясь сделать хоть что-то полезное и  важное  для того, чтобы не допустить дальнейшего разрушения российского культурного пространства, в середине марта я направил на имя В.В.Путина письмо, где приведено определение культуры, лишённое, как мне представляется, указанных выше недостатков, базирующееся  на действительно значимых для  сохранения,  укрепления   и  развития  России  ценностях. Приведу здесь то, что было написано в письме полностью.
«КУЛЬТУРА – совокупность устойчивых долговременных смыслозадающих форм, способов, средств, результатов личной и совместной творческой созидающей  активности  людей, закрепившихся в качестве эталонных идеалов, принципов, верований, устоев и ценностей духовно-нравственного,  интеллектуального  и  вещного  свойства, основанных на общем языке и полноценно представляющих особенности самосознания конкретного сообщества, обладающих высоким и неотчуждаемым значением в его  существовании,  сохранении,  укреплении  и  развитии».
Но вернёмся снова к совести,  важнейшей нравственной категории, степень развития которой у разных людей может быть различной, как и мера того реального влияния, которое может оказывать фактический уровень совестливости человека на его общественное поведение.
В обыденной жизни мы довольно часть говорим о некоторых людях, что знаем их как совестливых и порядочных,  а о других – как о бессовестных.  Даже при воспитании детей, если кто-то из них нашкодил, или сделал что-то неподобающее, чаще всего мы называем такие  поступки  бессовестными.  И, нужно сказать, что дети хорошо понимают то, о чём мы им в таких случаях говорим, так как крепко сидит в наших душах великий промысел Божий.
Однако не так благостно обстоят дела в недрах нашего развивающегося гражданского общества.  И в последние дни в средствах массовой информации мы видим сообщения, что охамевшие и явно бессовестные богохульницы, глумившиеся над православными святынями в главном кафедральном храме Руси, пребывающие ныне в следственном изоляторе за хулиганское преступление, некоторыми известными правозащитными общественными организациями, и даже вполне официальными лицами, уже  называются «узниками совести». 
Зададимся же мы вполне правомерным вопросом: «Как же может быть узником совести человек, который совесть потерял, либо, по причине какой-то серьёзной духовной  болезни,  в своей душе не имевший её совсем?»  Давайте хорошенько поразмышляем  над этим.
Ведь, подобно тому, как собственная жизнь человека является уникальным и бесценным божественным даром, так и духовно-нравственное самосознание народа вместе с культурно-историческим наследием страны, свидетельствующее о возникновении, становлении, житии и особенностях народного существования, представляет собой  высочайшую, непреходящую и  неповторимую  ценность.  Именно в культурном пространстве воплощена душа народа, суть его самосознания, его жизненная, пассионарная сила. Осознание сути данной констатации дает все основания предполагать, что присущее миру глобальной монетизации противостояние, наряду с обострением геополитической конкуренции, со временем, и во все большей степени, будут перетекать из сферы военно-политической в область духовности, нравственности,  языка, истории  и  социально-культурных  отношений.    
Государственные, межгосударственные, надгосударственные политические властные структуры, агрессивной инициативой которых, правила и правит бессовестная гордыня самомнения, самодовольства, личного превосходства и успеха, закрепившиеся своими корнями в почве безбожного рационализма и прагматизма, уже поставившие мир на грань самоуничтожения, в течение обозримого времени, теряя свое нравственное существо, авторитет и уважение в народных массах, неизбежно  будут  вынуждены  утратить  свое  доминирующее  положение.
И уступить им придётся именно тем странам и народам, которые не утеряли нравственно-религиозной сути национального самосознания, которые не пожелали согласиться с перспективой секулярного духовного выхолащивания и собственного перманентного вымирания, а, прочно встав на спасительный многовековой фундамент сострадательной соборной духовности, преумножат свои нравственные силы, закрепив их в единой общенародной душе, возобладают и смогут пережить бездушную эпоху силового  монетарно-рассудочного  миропорядка.   
Понимание этой важнейшей закономерности предопределяет необходимость формирования у российских граждан трепетного и бережного отношения к истокам и основам самосознания собственного народа, духовному и культурно-историческому наследию, пробуждения  осознанности того, что с утратой каждого, даже самого малого и незначительного историко-культурного элемента, безвозвратно исчезает память, рвется наиважнейшая жизненная соединительная ткань,  угасает  суть  и  сила  общенародного  единения, а вместе с этим ослабляется  и  разрушается  само  невидимое  пространство  всего  русского  мира.