Аркадий Чужой. Шутовской колпак часть1

Аркадий Чужой
Аркадий Чужой.
*******************************************************   
      *ШУТОВСКОЙ КОЛПАК*
  Инсценировка по мотивам отрывков из произведений: А.Чехова,В. Шекспира, Н.Гоголя, А.Пушкина, А.Вампилова.                *****
                Фарс-парадокс
                ***
Сцена в затемнении. Ни звука, ни шороха, тишина… Только изредка, чуть слышно… кто – то или что – то… вздохнёт, да скрипнут устало подмостки или это во чреве зрительного зала кресла так говорят меж  собою…
Да вдруг, как бы невзначай, сверху, с колосников, донесётся лёгкое хлопанье крыльев какой – то, быть может, сказочной птицы и воцарится вновь тишина, хозяйка ночи…
Театр отдыхает, прибывая в прострации после темпераментного представления…
Неожиданно слева  слышится какой – то шум – ни то что – то или кто – то - скребёт, ни то… метёт…


Наконец не весть откуда, вырывается на простор тьмы махотный лучик света, слышно чертыханья  женского голоса, слов не разобрать, так, какое – то ворчание… Затем появляется и фигура издающая эти междометия.  Эта фигура, ворча, пятится, нагнувшись, «задом» в сторону зрительного зала.



Достигнув центра сцены, замирает на секунду, стоя спиной к залу, выпрямляется, не без усилий, потирая поясницу… В руках её веник и совок под мусор.
Пытаясь  видимо, сбросить груз усталости, фигура начинает некие телодвижения –  нижним «бюстом» по кругу, то влево, то вправо.
Постепенно разминка эта переходит в некое подобие танца – с совком и веником.

Эти тело излияния сопровождает соответствующая мелодия.
Постепенно «разминка» преображается в… в нечто, напоминающее реп!..
Фигура, пританцовывая, вещает:
Чистильщица:-
Ну, пошто сорить словами,
Тут и там как шелухой?
Убирай потом ночами,
Этот мусор не простой…
2.    НИЧЕГО не слышим,
      Будто все оглохли!..
     Я хожу с совком и чищу,
     Словечки засохшие…
    Тот, кто слышит – понимает,
    О ЧЁМ Чистильщица вещает…
                ***
Ворча не зло, шаркая какими – то обутками, явно с чужой ноги, фигура удаляется в темень кулис, где и замолкает.
ПАУЗА.
В воцарившейся тьме, громко звенят ключами, открывая какие – то двери, затем щёлкает смачно засов, скрип открывающихся дверей и темень разрезает по диагонали пучок света белесо – казённого цвета.
В потоке световой диагонали, возникают тени, проявившиеся контуры людей, которые внесли что – то, положили прямо на пол и пропали вместе со светом.
Внесённый «груз», некоторое время лежит, точно куча мусора, без признаков жизни. Но, вскоре «куча» зашевелилась и даже начала напевать:
Актёр:-   Тиха украинская ночь.
 Прозрачно небо, звезды блещут.
 Своей дремоты превозмочь
 Не хочет воздух. Чуть трепещут
 Сребристых тополей листы…

Мыча текст, «куча» трансформируется в… человека, который встаёт на четыре конечности, вглядываясь в темень:
 


- Вот так фунт! Вот так штука. Задал храповицкого… уснул!? Так, значит, налимонился, что сидя уснул! Умница! Хвалю…
Чего это у меня здесь?.. (Ищет что – то за пазухой, роется) Хм, похоже…   (Вдруг громко в сторону откуда его сюда внесли, декламирует):
 - А вы, надменные потомки,
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки,
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой, стоящие у трона,               
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!..

И вдруг, неожиданный переход – поёт:

Из-за острова на стрежень,
3.  На простор речной волны,
Выплывают расписные,
Острогрудые челны…

Пытаясь понять, где он и что за бумага была при нём припрятана… Разглядывая найденное…

-Ноты какие – то… что ли?..  Нет, ни зги не видать, темень застит… глаза лицедея!.. Но, вот идее я???
(Громко) Господь сказал: Да будет свет!.. (пауза) Сказать – то сказал, да только нехристи, не слышат Бога… Творят зло! За что? Ну, налимонился, ну, задал храповицкого, и что, в каталажку за это?.. Да я и не в таких переделках бывал, «артизда» сим не удивишь!..

 Уф! Сколько я сегодня ради бенефиса влил в себя этого… боже мой! Во всем теле перегар стоит, а во рту… Противно…  Не помню, ничего не помню!.. Хотя… впрочем…
Кое - что… кажется…
                ***
Тигров:—  Презентуй мне сегодня двадцать талеров. В Елец надо съездить. Там дядька помер. После него, может быть, осталось что-нибудь. Коли не дашь, придется пешедралом махать. Дашь?

Унылов:—   Гм…. Но ведь ты не отдашь, Максим!

Тигров:—  Не отдам, Васечка… Где ж мне взять? Уж ты так… по дружбе.

Унылов:—   А может быть, мне не хватит. Покупки нужно будет сделать да заказать кое-что. Давай считать.Тебе 20, сестре послать 25,  три года просит прислать что-нибудь. Пару себе новую сшить рублей в 30. За номер и за обед я еще подожду отдавать, успею. Табаку фунта три… щиблеты… Что еще? Выкупить фрак… часы. Куплю тебе новую шапку, а то в этой ты на чёрта похож… Совестно с тобой по улице ходить. Постой, еще чего?
                ***
Пауза.

Глупо… Налимонился…  дуралей и сам не знает, с какой радости… Уф, боже мой!.. И поясницу ломит, и башка трещит, и знобит всего, а на душе холодно и темно, как в погребе. Если здоровья не жаль, то хоть бы имидж  свой пощадил, Шут Иваныч… Хорош, нечего сказать, со сцены вещаем одно, а в жизни…


                ***

Тигров:—  Купи, Васечка, револьвер для в реквизит. Наш не стреляет.

Унылов:—   Ну, шесть-семь рублей на револьвер. Что еще?

Тигров:—  В баню сходи, с мылом помойся.

Унылов:—  Баня, мыло и прочее — рубль.
Вообще, знаешь, следовало бы мне свой гардероб ремонтировать. Надо бы сорочек со стоячими воротниками купить. Стоячие воротники теперь в моде. Ах, да! Чуть было не забыл! Пикейную жилетку!

Тигров:—  Необходимо. В крыловских пьесах нельзя без пикейной жилетки. Щиблеты с пуговками… тросточка. Прачке будешь платить?

Унылов:—   Нет, погожу. Перчатки разные. Что еще?  Бумаги, конвертов. Что еще?
Батюшки, пальто! Про самое главное-то мы и забыли, Максим! Как зимой без пальто? Пишу 40. Но… у меня не хватит! Наплевал бы ты на своего дядьку, Максим!

Тигров:—   Не могу.

Унылов:—   Ей-богу, наплюй!

Тигров:—   Не понимаю, что у тебя за эго… эгои… эгоистицизм такой, Васечка?  Будь у меня деньги, да нешто бы я пожалел? Сто… триста… тысячу… бери сколько хочешь! У меня после родителей десять тысяч осталось. Всё актерам роздал!..

Унылов:—  Ладно, ладно, бери свои двадцать!
                ***
Пауза.

Актёр:- Но, где это я… сцену напоминает… такая же темень…
 
Блуждает во тьме как лунатик…

Как в первый раз… А ведь курьезно, волк его заешь… Ничего не видать… Вон там,будто… суфлерская будка похоже на сцену…А дальше?..  Литерная ложа, пюпитр… а всё остальное — тьма! Черная
бездонная яма, точно могила, в которой прячется сама смерть… Брр!.. холодно! Из залы дует, как из каминной трубы… Вот где самое настоящее место духов вызывать! Жутко, черт подери… По спине мурашки забегали…

ПАУЗА.

Вот угораздило, а!?

                ***
Тигров:—  Мерси. Карманы все порваны…  Пора…
 Не говори нашим, что я уехал, бунт поднимут. Пусть думают, что я (жест). Проводил бы ты меня, Васечка, на вокзал, а то  в трактире  все твои талеры ухну. Знаешь мою слабость! Проводи, голубчик!

Унылов:—  Ладно.

ПЕРЕХОД


Что бы такое купить? Погляди, Максим, какой чудный окорок! Будь полный сбор, накажи меня бог, купил бы.  Погляди-ка, какой цилиндр! Купить нешто? Впрочем, шут с ним.

         ПЕРЕХОД


—  Что-то пить захотелось.  Челаэк, винца!  Бутылочку Нюи…Еще первого звонка не было, так, что…  А ты недолго езди. Выпьем с тобой на прощанье красненького… и езжай себе.

Через полчаса актеры оканчивали уж вторую бутылку. Подперев свою горячую голову кулаками, Унылов глядел любвеобильными глазами на жирное лицо Тигрова и бормотал коснеющим языком:

Унылов:—  Главное в нашем мире — это дер… держаться коллективных начал…


Тигров:— (!)

Унылов:—   Нет, ни то!... Вот что… э… челаэк (тычет в меню)!

Тигров:—  Васечка… второй звонок.

                ***


Актёр:- Чертовщина какая – то!..  Господи, что ж это я нечистого поминаю? Ах, боже мой, брось ты эти слова, брось ты пить, ведь пользы - ноль, одни убытки… О, господи! Нечистые слова, пьяная рожа, этот шутовской костюм… Просто не глядел бы! Жутко! Ведь этак ежели всю ночь здесь просидеть, то со страху помереть можно… (Идет к двери.)
В это время из   глубины сцены показывается Ноктюрния Базальтовна в белом халате.

II
Светловидов и Ноктюрния Базальтовна.

Светловидов:-  (увидев помрежа, вскрикивает от ужаса и пятится назад). Кто ты? Зачем? Кого ты? (Топочет ногами.) Кто ты?

 Ноктюрния Базальтовна :- Это я-с!

Светловидов. Кто ты?..

Ноктюрния Базальтовна :- (медленно приближаясь к нему). Это я-с… Помреж, Ноктюрния Базальтовна … Василь Васильич, это я-с!..

Светловидов:- (опускается в изнеможении на пол, тяжело дышит и дрожит всем телом). Боже мой! Кто это? Это ты… ты, Ноктюша?  Ты тоже… здесь?

Ноктюрния Базальтовна:-  Так нас же вместе – с доставили – с, прямо с бенефиса – с…  Вы – с шумели, а меня тихоню, сюда – с, одну – с… Только вы, сделайте милость, не сказывайте Алексею Фомичу-с… Вас не могла бросить на произвол Судьбы, верьте богу-с…

Светловидов:- Ты, Ноктюша… Боже мой, боже мой! Вызывали шестнадцать раз, чего – то, кажется, поднесли, безделушек каких – то, вещей… все в восторге были, но ни одна душа не разбудила пьяного артизда, и не свезла его домой… Я Ноктюша… Болен! Томится слабый дух мой… (Припадает к руке помрежа и плачет.) Ох, Ноктюша…Страшно, страшно!..

Ноктюрния Базальтовна:-  (нежно и почтительно). Вам, Василь Васильич, домой бы надо - с!
                ***
Унылов:-   Уедешь, а теперь я тебе… выскажу. Челаэк, (тычет пальцем в меню)!  Никому не понять артиста. Вот ты, человек без таланта, но… ты полезный актер. Да не лезь ты!..  Дай пожать руку!

Прошел час. Артисты всё еще сидели и беседовали.

Унылов:- Дай только бог встать мне на ноги, и ты увидишь… Я покажу тогда, что значит сцена!  Ты хочешь есть? Челаэк… э… счёт!..


Официант:-  Тридцать шесть рублей двадцать копеек…

Унылов:-  Без сдачи! Едем! Давай сюда двадцать рублей! Завтра поедешь!

ПЕРЕХОД…

Унылов:-  Кто любит искусство, тот… За искусство!

Пошли в ход искусство, коллективные начала, паи, единодушие, солидарность и прочие актерские идеалы… Поездка же в Елец, покупка чаю, табаку и одежи, выкуп заложенного и уплата сами собой улеглись в далекий… очень далекий ящик. Счет «Бель-вю» съел всю бенефисную выручку.
                ***
Ноктюрния Бозальтовна:-  Домой надо – с вам, Василь Висильевич…



Светловидов:-   Нет у меня дома, — нет, нет, нет!

Ноктюрния Базальтовна:-  Господи! Уж забыли, где и живете!

Светловидов:-  Не хочу туда, не хочу! Там я один… никого у меня нет, Ноктюша, ни родных, ни деток… Один, как ветер в поле… Помру, и некому будет помянуть… Страшно мне одному… Некому меня согреть,
обласкать, пьяного в постель уложить… Чей я? Кому я нужен? Кто меня любит? Никто меня не любит, Ноктюша!  «Быть или не быть? Вот в чём вопрос!»

Ноктюрния Базальтовна:- (сквозь слезы). Быть, конечно, быть! Публика вас любит, Василь Васильич!

Светловидов:- Публика ушла, спит и забыла про своего шута! Нет, никому я не нужен, никто меня не любит… Ни жены у меня, ни детей…

Ноктюрния Базальтовна:-  Эва, о чем горюете… А я, театр?..

Светловидов:- Театр… Сегодня помнишь ли, как это место в «Гамлете»…  прозвучало… Давай за Призрака, Ноктюша…

                ***
                Призрак и Гамлет

                Гамлет

                Куда ведешь? Я дальше не пойду.

                Призрак

                Следи за мной.

                Гамлет

                Слежу.

                Призрак

                Настал тот час,

                Когда я должен пламени геенны
                Предать себя на муку.

                Гамлет


                Бедный дух!

                Призрак

                Не сожалей, но вверься всей душою
                И выслушай.

                Гамлет

                Внимать тебе - мой долг.

                Призрак

                И отомстить, когда ты все услышишь.

                Гамлет

                Что?

                Призрак

                Я дух родного твоего отца,
               
                О, слушай, слушай, слушай! Если только
                Ты впрямь любил когда-нибудь отца...

                Гамлет

                О, боже мой!

                Призрак

                Отмсти за подлое его убийство.

                Гамлет

                Убийство?

                Призрак

                Да, убийство из убийств,
                Как ни бесчеловечны все убийства.

                Гамлет

                Рассказывай, чтоб я на крыльях мог
                Со скоростью мечты и страстной мысли
                Пуститься к мести.

                Призрак

                Вижу, ты готов.

                Значит, слушай, Гамлет.
                Объявлено, что спящего в саду
                Меня змея ужалила. Датчане
                Бесстыдной ложью введены в обман.
                Ты должен знать, мой мальчик благородный,
                Змея - убийца твоего отца
                В его короне.

                Гамлет

                О, мои прозренья!
                Мой дядя?

                Призрак

                Да,  Гамлет!
               
                Но тише!
               
                Так был рукою брата я во сне
                Лишен короны, жизни, королевы;
               
                Мой сын, не оставайся равнодушным.
               
                Теперь прощай. Пора. Смотри, светляк,
                Встречая утро, убавляет пламя.
                Прощай, прощай и помни обо мне!

                (Уходит.)

                Гамлет

                О небо! О земля!

                Да будет так.
 ********************************** 


Пауза…
Из кулис – справа и слева появляются призраки-маски со странными «зонтиками» над головами, что – то пританцовывая, скользят  по первому плану, и тают во тьме. Светловидов и Ноктюша этого не видят, они погружены в «своё»



Светловидов:-   Ведь я человек, ведь я живой, у меня в жилах кровь течет, а не вода. Я, Ноктюша, из хорошего рода… был… пока в эту яму не попал. Какой я молодец был, красавец, какой честный, смелый, горячий! Боже, куда же это всё девалось? Ноктюша, каков я сегодня был, а? (Поднявшись, опирается на руку помрежа.) Боже мой! Поглядел нынче в эту темень — я всё вспомнил, всё! Тьма-то эта съела у меня жизнь, и какую жизнь, Ноктюша! Гляжу в черноту сейчас и вижу всё до последней черточки, как твое лицо. Восторги, вера, пыл, любовь женщин! Женщины, Ноктюша!

Ноктюрния Базальтовна:-   Вам, Василь Васильич, спать пора-с.


Светловидов:-   Никакого святого искусства нет, бред всё и обман!  Я — раб, игрушка чужой праздности, шут, фигляр!

Ноктюша:-  На вас лица нет, Василь Васильич! 
******************************