Полночь в Париже - Я вижу... носорогов!

Антон Кольцофф
                Для тех, кто никогда не хотел в Париж…
                и для тех, кто хочет в него каждую минуту.

Представьте, что в одну ночь вам удалось испытать то, о чём вы ещё совсем недавно имели смелость лишь мечтать. Что вмиг сбылись ваши самые невероятные и сказочные желания, которые вы втайне хранили десятки лет. И что случилось это не где-нибудь, а в самом потрясающем месте на планете — в Париже, столице всех сказок… Фильм, уже в 2011-м ставший по-настоящему культовым среди всех, кто именует себя настоящими романтиками, встречается в отдельных кинотеатрах и поныне — в 2014-м, что добавляет фантастичности к и без того нереальному сюжету.

Тут стоит обязательно подчеркнуть, что слово «романтик» я употребил не в современном розово-цветочном значении, а в первоначальном, литературном смысле: следуя классической терминологии, романтик — это человек, не нашедший счастья в своём времени и мечтающий попасть в «золотое» прошлое. А говорю я об этом потому, что данная тема самым непосредственным образом относится к нашему фильму.

Итак, летом 2010-го в город любви со своей невестой и её родителями приезжает крайне романтичный (я бы даже сказал — насквозь РОМАНТИЧЕСКИЙ) писатель, чтобы провести там последние предсвадебные дни. Не находя понимания с поверхностной и стервозной спутницей, герой после очередного званого ужина отправляется гулять в одиночку по ночному Парижу, атмосфера которого моментально захватывает его целиком и полностью. В одном из переулков он присаживается на лестницу, прислушиваясь к утихающей суете города; часы бьют полночь… и вот тут-то начинается самое интересное!

Идеи романтизма раскрыты в «Полночи…» в буквальном смысле — писатель действительно попадает в прошлое, встречая там практически всех героев искусства «лучшего», на его взгляд, века. Большего рассказать не могу во избежание спойлеров (подробно я раскрыл лишь первые минут пятнадцать), однако не могу не упомянуть великолепное «камео» Сальвадора Дали с его «носорогами» в исполнении Эдриана Броуди — своим появлением он внёс в картину не меньшую лепту, чем остальные персонажи с куда более долгим экранным временем.

Разбирая актёрский состав, нужно обязательно упомянуть исполнителя главной роли — Оуэна Уилсона. Вполне привычный для нас комедийный актёр из «Ночи в музее» и «Старски и Хатча» в «Полночи…» вдруг перевоплощается в одного из самых лиричных и одухотворённых персонажей мирового кинематографа. Впрочем, тут удивительного мало — ибо как режиссёром, так и сценаристом здесь выступил неподражаемый Вуди Аллен. Его фильмы всегда неоднозначны, всегда своеобразны, всегда не очень «для всех»; но в данном случае Вуди сумел сделать кино, которое одновременно и всем будет понятно, и в то же время несёт в себе глубокие, философские идеи. «Полночь в Париже» — это как ужин в простом, но умеренно дорогом ресторане, как ароматная парфюмерия на лицах француженок. Как акварельный или пастельный пейзаж ночного города, в котором огни становятся ещё ярче, отражаясь в лужах и дожде (к слову, отражения фонарей в Сене словно сошли прямиком с полотен Ван Гога). Это как изысканное пирожное в одном из бесчисленных парижских уличных кафе. Категорически обязательный к просмотру для любого творческого человека фильм; вкуснейший кинематографический десерт для любой из девушек и для самых романтичных из мужчин… а лучше всего — для тех и других вместе.