Поговорим о странностях любви

Дина Иванова 2
Мечта разыскивает путь,
- Закрыты все пути;
Мечта разыскивает путь,
- Намечены пути;
Мечта разыскивает путь,
- Открыты ВСЕ пути.
А. С. Грин "Движение".



Третий день внучка безвылазно сидит у компьютера и слёзно всех просит – не мешайте. По два-три раза в день к ней забегают подружки…шу-шу-шу…

В доме нарастает напряжение.
Родители растеряны, она не очень-то с ними откровенна.
 
А в школе недавно произошла страшная трагедия. Лучшая ученица класса выпрыгнула из окна, оставив запись в своём дневнике: «Меня обманули. Любовь – это грязь. Это варварское завоевание твоего тела, надругательство над мечтой и верой в неё. Простите».

   - Аннушка, ты ничего не хочешь мне рассказать, – не выдержала я, заглянув к ней в комнату.

   - Бабуля, ты у меня добрая и понимающая, обязательно всё расскажу, - умоляюще попросила пока оставить её в покое.

На следующий день компания «затворниц» пополнилась юношами. Двое одноклассников и Олег из одиннадцатого.
Слышу, из комнаты доносится узнаваемый голос  Эльдара Рязанова.
Мне показалось, что  они слушают или записывают его старую телепередачу - «Поговорим о странностях любви».
Стало спокойнее, а интерес возрос.

Хорошо помню этот его  цикл о любви, об удивительных женщинах, которые встречались  на жизненном пути Достоевского, Александра Блока, Сальвадора Дали, Бориса Пастернака, Александра Грина...
И не было в тех беседах  «полоскания грязного белья». Был гимн женщинам, которые подпитывали творческую энергию  великих творцов. Яркие, запоминающиеся и такие разные характеры.
Дерзкие и  смиренные, верные и неверные. Но все они обладали талантом глубоко чувствовать партнёров по жизни. Будоражили их воображение, подогревали их стремление воспеть Прекрасную Даму.

В каком-то интервью Рязанов рассказал, что ему было интереснее всего. Привёл пример, связанный с А.Грином – «Мы нашли под его «алыми парусами» такие интересные детали».

Почему  именно это мне запомнилось?
В далёкие времена походов и поиска запаха романтики, нашей дружной  компании  очень повезло. 
В Старом Крыму путь держали к дому-музею А.Грина. Специально выбрали день, когда музей будет закрыт. Хотелось, избегая толпы, постоять у дома, где провёл свои последние дни писатель-романтик.
Шли, спорили о Грине. Знали о его трагической судьбе. Хотели понять, что или кто подпитывал его воображение, даря нам Алые Паруса.  Знали, что музей создала и была его верной хранительницей его вдова Нина Николаевна.
 
Прошли годы, а память сохранила потрясающую встречу у этого скромного домика…
Белый, небольшой дом, менее всего похожий на музей, мы заметили ещё издалека. Его белизна аккумулировала  всю красоту цветущего  сада. Был май, всё цвело и благоухало.
 
Кто-то обратил внимание, что веточки деревьев украшены маленькими разноцветными флажками. Подойдя ближе, поняли – это метки туристов.
Принято было в те времена, загадывать желание и оставлять в заветных местах ленточки, веря, что все мечты исполнятся. А тут-то не просто сад.  Это сад, где деревья посажены руками самого Александра Грина.
Тихо, никого нет. Подходим ближе.
Почти у самого крыльца в шезлонге с закрытыми глазами сидит дама удивительной внешности. Строгое, старомодное  черное платье подчёркивает изысканность вкуса. Нитка янтаря как бы бросает блики на бледное, но удивительно красивое лицо. Короткая стрижка обрамляет гордо посажанную голову.
Кто-то мне шепчет на ухо:- «Это же она, его вдова». Молчим.

Из дома выходит мужчина средних лет и так буднично нам говорит.

  - Сегодня музей не работает, приходите завтра.
 
Не обращая на нас внимания, он подходит к Ней и протягивает кружку.

  – Выпейте, дорогая, лекарство. Пора в дом.

Она тяжело поднимается, опираясь на руку сопровождающего. Замечет нас.  Лёгкая улыбка. А мы, почему-то шёпотом – «Здравствуйте». И непроизвольно низко кланяемся. Сразил нас  взгляд  её добрых, сине-синих глаз.

   - Спасибо, молодые люди, – голос тихий, но твёрдый, – извините, мне немножко нездоровится. Приходите завтра, вам всё покажут и расскажут. Счастливых дней!!

Мужчина, видя растерянность на наших лицах, заходя в дом, повернулся к нам:

   - Вам уже повезло, вас приветствовала сама Ассоль, - и так дружески подморгнул.

По-моему я  когда-то рассказывала внучке про эту встречу и, что  «Алые паруса» Грин посвятил своей любимой жене  Нине  Николаевне.
Значительно позже, сохраняя в памяти особое обаяние музея, его тихий уют, нам начали  открываться удивительные тайны, секреты истории…истории двух сильных людей, по которым прокатилась безжалостная колесница, сохранив чистоту их душ.

После первой встречи «заболели»  этой удивительной женщиной. Долгие годы собирали книги о жизни Грина, о его и её судьбе.
Не удивительно, что Рязанов так много внимания уделил их отношениям, их потрясающей преданности друг другу, их любви, которая созревала и с каждым годом набирала силу, как морская волна перед штормом. 
Поискала и нашла  в своих развалах книгу – « Нина Николаевна Грин. Воспоминания об Александре Грине», изданную в 2005 году в Коктебеле. И тоненькую книжонку, которую купила в том походе по Крыму – «Алые паруса».
Захотелось полистать, повспоминать…

Неожиданно в комнату буквально врывается Аня.

   - Бабуль, пойдём, они не верят, что ты была знакома с женой автора  «Алые паруса», - буквально тащит меня за руку.

   - Ну, во-первых, знакома, громко сказано. А во-вторых, ты думаешь, им это будет интересно, - смеюсь, знаю, как зачастую молодёжь относится к свидетелям чего-то из прошлого,- вы же не любите слушать предков.

   - Мы не любим слушать моралистов…..вот мы,…вот в наше время….  Ты отлично знаешь, что мои предки уверены, что лучше знают и что мне надо, и как правильно жить, - хихикнула, и потащила меня к себе.
 
Я автоматически прихватила только что найденные книги.

***

В комнате художественный беспорядок:  стол завален какими-то записочками, на полу кассеты, старенький диктофон.
Аня, держа меня за руку, с вызовом почти требовала:

  - Расскажи, расскажи им о своей встрече с вдовой Грина. Кстати, сколько тогда ей было лет? Совсем старуха, да?

   - Да, чуть больше шестидесяти.  Она  была уже больна, но светлая, улыбающаяся, с необыкновенно добрыми и умными глазами. Нет, не старуха.

Немного растерянные ребята поздоровались и быстро стали собираться.

   - Извините нас, - подчёркнуто вежливо сказал Олег. – Зря, ты Анюта, горячишься, мы тебе верим. Я тебе оставлю технику, попроси бабушку рассказать об этой встрече. Нам, правда, хочется подробностей, – это уже ко мне.

   - А собственно, что у вас за задумка? К чему-то готовитесь? - поинтересовалась я.

  - Бабуль, ты же знаешь, что произошло в школе? Нас задолбали психологи, гинекологи, венерологи. Каждую неделю профилактические беседы о соблюдении гигиены тела. А до гигиены души им и дела нет, – горячится Аня.

   - Здесь она права, - подхватывает разговор Олег. Получается, что  нас теперь учат правильным сексуальным взаимоотношениям, чтобы мы девочек грубостью не пугали, а то, видите ли, они от нашей неопытности из окон выпрыгивают, - в голосе столько обиды, боли и раздражения.

От неожиданности я не могла ничего сказать.

   - Скажи ты мне,- опять наступает Аня, - почему моих тоже  волнует только….принесу я в подоле, или чистой пушистой под венец пойду?

   - Ребята, о чём мы сейчас говорим? Объясните мне толком.

Наконец я получила вразумительный ответ. Задумана программа вечера – «Поговорим о странностях любви» и  они пытаются создать арт–видео.
 
Попросили всех в классе ответить на один вопрос – «Что для тебя любовь?».  В качестве зрелища, как иллюстрации решили использовать цитаты из программы Рязанова.

   - Понимаешь, бабушка, большая часть наших из класса имеет уже немалый сексуальный опыт. Кичатся этим. А, что делать бедным Джульеттам, мечтающим об алых парусах?
 
   - Простите, это не очень бестактно, - вступает в диалог всё тот же Олег, - спросить вас о ваших представления о любви, любовных отношениях?

Молчу. Выдерживаю паузу, да и слегка растерялась.

   - Знаете, Олег, по-моему, любовь – это не отношения. Это состояние.

Все чуточку удивлены и совсем не готовы увидеть «соучастника» в моём лице. Им непривычно об этом говорить с бабушками.
 
  - Да, конечно, есть разница любить и заниматься любовью,  - слегка снисходительно и иронично процедил юноша.

Чувствую, что меня втягивают в крутой разговор об очень тонких материях.

   - Нет, я немножко о другом.  Любовь – это состояние полёта, это озарение, это, - улыбаюсь, - как бы прыгнуть выше себя.

  - Значит, как у кого-то там из твоих поэтов: «любовь не вздохи на скамейке, не прогулки при луне», - внучка вновь атакует.

  - Нет, дорогая, и вздохи, и поцелуи, и нежность, и ласки. Но прежде всего,  это понимание друг друга, это ответственность за себя и …..за того парня. И наоборот.

Предлагаю им послушать несколько строк из книги Нины Грин. Вот, как она передаёт свои чувства, своё состояние:
   
    «Я засыпаю, полная душевного мира и тепла. Александр Степанович дал мне это. И в те минуты, когда он несколько позже приходит  из своей комнаты, тихо-тихо раздевается и ложится в постель. И я знаю — такой же светлый мир в те минуты и в его душе».

Олег включает диктофон, взглядом как бы спрашивает –«Можно?». 
Не возражаю. Читаю дальше.

Из письма А.Грина.
    «Ты мне дала столько радости, смеха, нежности и даже поводов иначе относиться к жизни, чем было у меня раньше, что я стою, как в цветах и волнах, а над головой птичья стая. На сердце у меня весело и светло».

В комнате наступает такая уютная тишина. Садимся рядом, я листаю книгу, и  все ждут.

   - Мне всегда кажутся, - обращаюсь ко всем, - очень интересными маленькие детали, раскрывающие  взаимоотношения двоих, именно детали взаимопонимания и уважения.
 
Нахожу такой забавный эпизод, рассказанный в книге.

   «Грин не позволял Котофейчику (он постоянно придумывал для жены ласковые прозвища) не только устраиваться на службу, но даже убирать в квартире.
Мыть полы - ей?! Да ведь это непосильный труд!
Поэтому, делая всё-таки тайком уборки в рабочей комнате мужа, Нина Николаевна не выб¬расывала все собранные с пола окурки: тщательно протерев половицы и ме¬бель, она разбрасывала их опять, только в меньшем количестве».

Смотрю на ребят, им интересно, смеются.  Даже моя Аннушка примолкла.

   - Вы обратили, наверное, внимание в передаче Рязанова, как жестокие удары судьбы  сказались на  характере  писателя. Он периодически надолго запивал, был нетерпим.
Зачитываю из письма подруги вдовы:

   «Милая, энергичная, чуткая, умная, жизнерадостная женщина, Нина Ни¬колаевна сумела приноровиться к нелёгкому характеру Александра Степано¬вича, не теряя собственного «я», и сделала его жизнь светлой, уютной, счаст¬ливой. В этом ей помогла великая сила любви».

Молчим.
Закрываю книгу. Даю понять – на сегодня хватит.
Аня, проводив друзей, вернулась сосредоточенная.

  - Ба, вот посмотри на «святые строки откровения» в записках моих одноклассников, - по лицу гуляет саркастическая улыбка, - думаешь, честно они отвечали?
 
Просматриваю записки.
Откровения мало. В основном фрондёрство и цитаты из интернета. Однако, в целом они отражают характерные черты  этого возраста, вызывая и улыбку, и боль.
      «Я верю Канту. Любовь, это дар не небес, а метаморфоза полового инстинкта».
      «Любовь – это, когда забываешь о себе, другой – главное».
     «Любовь – классическое притворство, чтобы как-то компенсировать скудность и бессмысленность собственной
жизни».
    «Любовь – наслаждение близостью. Всё остальное слова».
    «Любовь…секс…Последнее - страх осознания одиночества». 
    «Отбросьте раздумья, девочки. Любовь – это классный секс. Попробуй и поймёшь. Гы-гы».
    «Хранить девственность. Смешно. Лови момент. Влюбляйся-качайся».
    «Недотроги вызывают у меня жалость. Рыбья у них кровь».
    «Долго была «белой вороной». Любовь ждала. Страдала. Оценили? Накося…Плюнула…и так теперь хорошо….наслаждаюсь жизнью. Учусь нормально».
    «Любовь? Возможно - смысл жизни, возможно душевный комфорт. Ну, это потом, а пока - секс, безумие и….восторг!».

Смотрю на внучку, та меня просто поедает глазами.

   - Да, нелегко вам. Были какие-то интимные отношение и в наше время, но господствовала мечта о Грее.

Молчим.

   - Аня, можно дать совет? Знаешь в самые мрачные времена не так уж трудно оставаться Ассолью. Просто -  не плыть по течению, когда вокруг «и жить, и чувствовать спешат». Мне кажется, ваш разговор с ребятами выиграет, если вы в основу положите рассказ «Алые Паруса». Эта поэма на все времена. Уверена все её знают.

Молчит и морщится моя визави. Знаю, что идёт у неё внутренняя борьба: как это ….. жить по подсказке взрослых…. мы сами с усами.

Протянула ей Грина, а сама ищу интересную мысль в письмах о  Нине Николаевне.

   - Послушай, девочка, читаю тихо-тихо, вызывая в ней желание прислушаться.

     «Однажды жена Грина пригласила Ольгу Ильиничну, свою лагерную подругу, в филиал Большого театра на балет "Алые паруса", в котором танцевала Лепешинская. Нина Николаевна была уже седой, но по-прежнему красивой женщиной. Вдруг на весь зал объявили: "Здесь присутствует сама Ассоль". Свет софитов буквально залил ложу, в которой они сидели. Зрители встали и зааплодировали. Нине Николаевне бросали в ложу огромные букеты.  Ассоль-сказка, Ассоль-быль по-прежнему была нужна людям...».

Прослушала без особых эмоций. Листает «Алые Паруса».

   - Возможно, ты и права, ба. Слова Грея очень созвучны тому, что ты говоришь. - «Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения —  чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя». -  Ладно, подумаю.

   - А мне большего ничего и не надо,-  говорю с улыбкой.- Подумай. Ты у меня молодчина. Спасибо, дорогая, мне тоже есть о чём подумать.

Вот такой получился интересный разговор.
Как всё-таки важно, чтобы дети  доверяли нам, и мы чаще слышали друг друга.
Но это уже скорее к родителям…