Нужен ли ум?

Сергей Смицких
      Более развёрнуто вопрос в заголовке звучит так: "Нужен ли ум людям и другим животным?"
      - Конечно, нужен! - ответит почти каждый.
      - Смотря, кому, - скажет более предусмотрительный.
      - Смотря, для чего, - добавят некоторые.
      Попробуем разобраться в этой ситуации (или ещё более запутать её).

      Возможно, что само наличие ума - это полезное приобретение для многих животных. Но его сопровождают другие качества и характеристики: обучаемость, любопытство, склонность к риску, долговременная память, резкое повышение потребления энергии (в виде углеводов)... Эти спутники ума ставят под сомнение его целесообразность.
      С группой мышей проводились опыты на обучаемость. Потом, взяв генетические пробы и пометив самых обучаемых мышек одним способом, а самых "глупых" (труднообучаемых) другим, выпустили две эти партии в дикую природу. В результате дальнейших наблюдений выявилось, что численность первой партии стала быстро уменьшаться, и она практически не дала потомство. А наибольшее потомство дали самые осторожные мыши.
      Заметим, что обучаемость обучаемости - рознь. У птиц и млекопитающих развит инстинкт обучения подражанием. Но биологи проводили опыты с другой обучаемостью. Можно предположить, что это были (любимые ими) тесты на поиск пищи в лабиринтах.
      Полученные результаты позволяют сделать логический вывод о том, что для животных-жертв, имеющих много врагов, ум вреден.
      А полезен ли ум для хищников?
      - Конечно! - опять скоропалительно ответит абсолютное большинство. - Ум помогает перехитрить жертву и более сильного хищника.
      Действительно: стая шакалов окружает стадо антилоп или газелей перед атакой; несколько шакалов дразнят и отвлекают молодого льва от убитой лани, а остальные лакомятся ею; лиса ловко прячется от человека с ружьём (не того, который в одноимённом фильме, а от охотника); волки в стае подходят к свалке на окраине населённого пункта ночью и закручивают хвосты вверх, подражая собакам...
      А теперь обратим внимание на группу хитроумных зверей-хищников, попавших на небольшой остров. Сначала они будут жировать и "шиковать" - питаться вдоволь, но потом легко могут вымереть от голода. Менее удачливые охотники в аналогичных условиях имеют больше шансов для выживания, недоедая.

      Попробуем ещё выяснить: нужен ли ум человеку.
      Обратим внимание на учёных, как на обладателей наиболее яркого проявления ума. Научный азарт, сопровождающий ум учёного, часто заставляет его голодать, отвлекая не только от добычи пищи, но и от её приёма. Ум учёного также подавляет его родительский инстинкт.
      Кто-то возразит против последнего факта и приведёт пример: "У Карла Маркса было пятеро детей. Разве он - не учёный?" Однако следует знать, что Маркса и его семью кормил друг-фабрикант и холостяк-учёный Фридрих Энгельс, а последний получил фабрику в наследство от отца - иначе бы не возник марксизм-энгельсизм.
      Вот ещё примеры: любознательный Пьер Кюри носил на груди пробирку с радием - это его погубило; курьезная привычка аптекаря Шееле (открывшего хлор) пробовать на вкус все химические составляющие, с которыми он имел дело, убила его.
      Для борьбы с вредителями культурных растений люди придумывают ядохимикаты (инсектициды, пестициды и пр.). Химикаты наносят вред полезным животным и растениям, попадают в пищевые цепочки, а вредители привыкают к ядам достаточно быстро. Характерен пример дуста (ДДТ - дихлордифенилтрихлорметилметан): в 1960-ых годах его обнаружили в печени антарктических пингвинов за тысячи километров от ближайших мест применения.
      Успехи медицины в XX веке привели к резкому уменьшению детской смертности. В результате население Земли стало удваиваться примерно за сорок лет...

Над сонной Землёй полыхают pассветы,
И солнце упрямо стремится в зенит.
"Напрасно всё это, Напрасно всё это" -
Заклятье всевидца уныло звенит.
    Но жизнь продолжается так же, как прежде:
    В жестокой, упорной, кровавой борьбе,
    А люди в грядущее смотрят с надеждой -
    Они не хотят покоряться судьбе,
Которую нам предвещают пророки,
Надеясь, что с ними усопнет Земля,
Что всё уничтожат людские пороки.
Но злобные старцы надеются зря.

      Эти идеалистические строки сочинены в годы юности. Каждый следующий год подтачивал авторский оптимизм.

      Подведём некоторые итоги.
      Далеко не всегда ум животного полезен даже для этого индивида.
      Человеческий ум порождает ещё больше парадоксов, чем ум других млекопитающих. Он всё более губителен для природы (включая само человечество).

      Природа параллельно разрабатывает другие способы выживания и развития видов через инстинкты и условные (необдумываемые) рефлексы: симбиоз, коллективный "разум"... Наиболее впечатляют успехи муравьёв. Они "научились" пасти стада тлей, защищая их от божьих коровок; муравьи-листорезы выращивают в своих муравейниках съедобные грибы; серые лесные муравьи-разведчики передают информацию муравьям-носильщикам не только запаховыми метками, но и что-то выстукивая на их телах своими лапками и усиками. Труд муравьёв разделён: есть разведчики, солдаты, носильщики, няни...
      Муравьи знают своих основных врагов (кроме человека) "в лицо". Вот два примера.
      Муравьи очищают спинки друг друга. Паук-охотник использует это. Он подкрадывается сзади, поглаживает муравья по спине, тот замирает, и тогда паук вонзает жало с ядом в колено муравья. Если муравей (особенно солдат) видит паука, он бросается на врага, кусает его и стреляет муравьиной кислотой.
      Существует грибковое заболевание "высотка". Спора гриба, попадая на муравья, прорастает. Перед гибелью муравей лезет на ближайшее растение (обычно у муравьиной тропы) - так высотка действует на нервную систему насекомого. Из погибшего муравья через несколько дней начинают сыпаться споры, поражая его сородичей, бегающих внизу. Муравей, заметив вверху соотечественика с белым налётом, сбрасывает его. Толпа съедает погибшего, пресекая эпидемию высотки.

      Если человечество не уничтожит муравьёв, то за ними - выдающееся будущее!

(11.1978, 01.2014)
На авторском фото: поход муравьёв за нектаром.