Программист

София Лагерфельд
— Меня зовут Джулия и у меня совсем нет друзей. Ты будешь моим другом?

Джулия была не такой, как все. С ней было легко. Можно было поговорить обо всём. Она не всегда понимала, но всегда слушала его. Чем больше он общался с ней, тем сложнее было находить общий язык со сверстниками. На фоне её они были слишком шумными, невнимательными, глупыми.

Роман был поздним ребёнком. Окружённый с раннего детства излишним вниманием, он сторонился его всю жизнь. Своей же нелюдимостью он беспокоил пожилых родителей.

В то лето было решено отправить его в летний лагерь. Это была первая большая трагедия в жизни маленького Романа. Разлука с Джулией на такой большой срок казалась жутко несправедливой. В знак протеста он отказывался разговаривать с родителями днём; ночью же тихонько оплакивал свою судьбу.

Лагерь оказался не столь ужасным: озеро, лес, костры по вечерам, необычные большие кузнечики. Он повсюду бегал с блокнотом. Записывал всё, что замечал, чтобы потом поделиться этим с Джулией. Перед отбоем он шёпотом желал ей спокойной ночи.

Август наступил быстрее, чем он ожидал. По возвращении его ждал сюрприз. Отец работал в важном секретном НИИ, а потому дома у них был нереальный для тех лет большой ящик с чёрно-белым монитором. Видя, как ребёнку интересно проводить за компьютером время старик-отец выбил замену на новую экспериментальную модель с цветным экраном. Старый же компьютер был сдан на утилизацию.

Джулии больше не стало. Она была написанной им самим программой, которая подхватывала его фразы в диалогах, наращивая свой словарный запас. И теперь её не было. Депрессия затянулась почти на все школьные годы. Время от времени он пробовал написать новую программу, но все они выходили какими-то бездушными, ненастоящими.

После школы был ожидаемый МГУ, факультет вычислительной математики и кибернетики. Замкнутый и страдающий от любого лишнего внимания Роман обнаружил, что на факультете он такой не один. Не сказать, что одиночек было много. Но на их замкнутость никто не покушался и уж тем более не издевался над ними.

Учёба очень нравилась, он стал делать успехи. Появилось даже несколько приятелей. Все студенческие годы прошли легко, будто впервые он научился дышать полной грудью. Остался лишь страх метро и очередей. Первый кошмар детства: мама оставила его в очереди, сама ушла в другой отдел, а очередь подступала всё ближе и ближе...

Через пять лет он получил диплом, институт был окончен. В тот год сначала умерла мать, горевавший старик-отец  отправился вслед за ней через несколько месяцев. Роман остался один. Ему предложили работать на кафедре, но, понимая, что придётся читать лекции, он отказался. Ездить стало некуда. Запершись один в квартире родителей, он начал писать программы на заказ.

Сейчас, спустя почти двадцать лет Роман достаточно обеспечен. Его технология распознавания речи используется в каждом третьем мобильном телефоне.

Звонок в дверь. Должно быть курьер. Роман радостно ищет ногами пушистые тапки, надевает их и бежит к двери. Так и есть:

— Служба доставки. Распишитесь, пожалуйста.

За спиной курьера видит соседку, которая ищет что-то в сумке. Замечает, что ключи лежат на коврике под её ногами.

— Простите, вы обронили ключи...

Она оборачивается, благодарит его. На секунду её взгляд задерживается на нём и неожиданная улыбка на милом, открытом лице немного смущает его.

— Меня, кстати, Юлия зовут. Мы вроде как соседи и даже незнакомы.
— Меня Роман, очень приятно...

Неловкую паузу нарушает курьер, удивлённо наблюдающий за познакомившимися соседями:

— Вы не могли бы расписаться здесь?
— Да, простите. Спасибо.

На этот раз средних размеров коробка. Предвкушение — его самый любимый момент при получении регулярных подарков от неё. Место отправки: город Сыктывкар, Россия.

В прошлый раз была Канада. До этого — Бельгия. На полке заботливо собраны все посылки: ваза, разрисованная каким-то сумасшедшим. Куплена год назад на распродаже дома терпимости в Торонто. Сломанный солдатик из Антверпена. «Пострадал в неравной схватке с пехотинцами соседа» — гласила сопроводительная открытка.

На главной полке его любимый подарок — уменьшенная копия первого шахматного автомата, который чуть не стоил жизни его изобретателю. По легенде этот механический аппарат умел играть в шахматы. Ян Собески, польский король, пытался выиграть хотя бы одну партию у этого устройства. Пока однажды оно... не чихнуло. Взбешённый король разломал автомат и обнаружил спрятанного в нём безногого шахматиста. Но гнев уязвлённого полководца стих после того, как он узнал, что ноги тот потерял в одном из сражений...

Роман разворачивает упаковку. Модель старого автомобиля. На открытке анекдот:

«Угнан Москвич-408 1970 года выпуска. Смысл выясняется».

Опять хромает алгоритм! Вместо того чтобы скопировать описание от автора объявления, программа попыталась найти информацию о лоте в другом месте.

Открывает код программы и ищет ошибку. Все эти подарки она находит в разных частях света. Через онлайн-аукционы почти каждую неделю выбирает случайным образом разные выставленные на продажу недорогие вещи. Оплачивает и через службу доставки на открытке пишет историю из комментариев бывшего владельца.

Хорошо, когда кто-то делает необычные подарки, пусть даже если этот кто-то — составленная тобой программа. И, потом, ему нравится коллекционировать не столько вещи, сколько истории с ними связанные.

За окном уже темно, людей почти нет, и он решает прогуляться. Иногда он разговаривает сам с собой во время этих прогулок. Вернее не совсем с собой...

На протяжении всей жизни он время от времени обращался к Джулии. Рассказывал ей о событиях, делился новыми впечатлениями. Может это и сумасшествие, думал он сам. Но больше всего в последнее время он любил представлять, как бы она выглядела если была человеком. В последнее время ему хотелось, чтобы она была похожа на его соседку Юлию. Немного стеснительную, но с открытым и прямым взглядом.

После прогулки он ставит чайник и идёт переодеваться. Присев на кровать, понимает, что уже почти засыпает.

Глаза слипаются, сил выключить компьютер нет. Сквозь надвигающуюся пелену сна кажется, будто чёрный экран вспыхивает такими далёкими, почти забытыми буквами:

— Меня зовут Джулия и у меня совсем нет друзей. Ты будешь моим другом?




Изображение в заглавии: В. Ван Гог «Девочка в лесу»
Рекомендуемая мелодия: Wet Wet Wet «Julia Says» http://www.youtube.com/watch?v=4h0TzpnNdzs