Несколько слов в защиту Маргариты

Вера Вестникова
     5.10.11 на канале «Культура» протодиаконом Андреем Кураевым была прочитана лекция о романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

http://www.youtube.com/watch?v=hQPui5JOaqA


       Высказывания лектора о Маргарите очень удивили.


     Он утверждал, что отношения мастера и Маргариты не являются любовью со стороны Маргариты. Любит только мастер. Протодиакон Андрей Кураев отмечает также удивительную настроенность Маргариты на поиск любовных приключений. То, что Маргарита называет мастера своим любовником, наталкивает лектора на мысль, что мастер «сведён к определённой функции».

     У меня нет цели анализировать  лекцию: я по специальности не богослов.  Хочу сказать несколько слов в защиту Маргариты. Чтобы не быть голословной, мне придётся много цитировать. Булгакова, и не только его.

     Начну с хрестоматийного. Вторая часть романа (глава 19 «Маргарита») открывается обращением автора к читателю:
       «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
     За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» (1)
               
     В этой главе мы знакомимся с Маргаритой.  На первый взгляд её жизни можно только позавидовать: молодой, любящий  муж, занимающий  очень ответственный пост, дом — полная чаша (да не дом — особняк в центре Москвы!), возможность не работать, посвящая всё  время себе любимой. Но героиня несчастлива. Почему? Попытаемся разобраться.

     Во-первых, сразу подчеркнём, что Маргарита — недюжинный человек. Её душа жаждет служения, а не  достатка и благополучия. Здесь  уместно будет процитировать Белинского:
    «Дюжинные люди всегда довольны собою, а если им везёт, то и всеми. Жизнь не обманывает глупцов; напротив, она всё даёт им, благо немногого просят они от неё — корма, пойла, тепла да кой-каких игрушек, способных тешить пошлое и мелкое самолюбьице. Разочарование в жизни, в людях, в самих себе (если только оно истинно и просто, без фраз и щегольства НАРЯДНОЮ ПЕЧАЛЬЮ) свойственно только людям, которые, желая «много» не удовлетворяются «ничем». (2)

     Первая причина, не позволяющая Маргарите быть счастливой, это то, что она не любит своего мужа. Однако он достойный человек, обожает свою жену, так что  упрекнуть его не в чем.

       Вторая причина —  у Маргариты нет детей. Помните, как автор, знакомя нас  с героиней,  упоминает об этом: «Бездетная тридцатилетняя Маргарита...»   Несбывшееся материнство - её трагедия: она замужем уже одиннадцать лет, у всех лучших московских врачей, разумеется, побывала (учитывая связи и средства  её мужа), и надеяться больше не на что.

      О трепетном отношении Маргариты к детям мы узнаём неожиданно. В главе 21 «Полёт» героиня устраивает настоящий погром в роскошной квартире критика Латунского, не удовлетворившись этим, она бьёт стёкла и в других квартирах «Дома Драматурга и Литератора».
   
     Увидев в одной из квартир маленького испуганного мальчика, Маргарита тут же прекращает погром, успокаивает ребёнка, «стараясь смягчить свой осипший на ветру преступный голос»:
      « - Я тебе расскажу сказку, - заговорила Маргарита и положила разгорячённую руку на стриженую голову, - была на свете одна тётя. И у неё не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая... - Маргарита умолкла, сняла руку — мальчик спал.
     Маргарита тихонько положила молоток на подоконник и вылетела из окна.» (3)

     Наделённой большими духовными силами героине не на кого эти силы растрачивать, некому дарить свою любовь. А быть счастливой только от сознания своего привилегированного положения в обществе  она не может.

     Встреча с мастером становится для неё точкой отсчёта, началом новой, настоящей жизни, ведь, «если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что её жизнь пуста». (4)


     Любовь-страсть становится любовью-служением. Роман мастера занимает  важное место в  жизни Маргариты, потому что она понимает: на её глазах рождается великое произведение. Но и она, и мастер, будучи людьми очень умными, тем не менее совершенно не понимали, в какое время им привелось жить. Роман о добре и зле, о взаимоотношениях власти (Понтий Пилат) и интеллигенции (Иешуа), о праве интеллигенции поправлять, «очеловечивать» власть был совершенно невозможен в тоталитарном государстве, где людей успешно отлучали  от Бога, от веры, от великого прошлого их великой страны. 

     Роман, даже не будучи опубликованным, вызывает всё нарастающий вал злобных и клеветнических статей. Мастер хорошо понимает, что он может быть скоро арестован, со всеми вытекающими из этого последствиями. Он чувствует душевный дискомфорт, страх и понимает, что это начало психического заболевания.

      Маргарита страдает вместе с ним, обвиняет себя, но ей и в голову не приходит мысль оставить мастера, потому что, как было сказано выше, её любовь уже не просто любовь женщины к мужчине.  Маргарита стала «ученицей» мастера. («Да, я вернулась, как несчастный Левий Матвей, слишком поздно!» (5)

     Невозможно было, являясь свидетельницей рождения такого произведения как роман о Понтии Пилате, не подвергнуться его мощному духовному воздействию. Вместе с Маргаритой очищается и возвышается её любовь.

     Булгаков убеждён, что чувства героини искренни, и  говорит об этом прямо. Вот только один пример:
     «Даже у меня, правдивого повествователя, но постороннего человека, сжимается сердце при мысли о том, что испытала Маргарита, когда пришла на другой день в домик мастера, по счастью, не успев переговорить с мужем, который не вернулся в назначенный срок, и узнала, что мастера уже нет.
      Она сделала всё, чтобы разузнать что-нибудь о нём, и конечно, не разузнала ровно ничего». (6) 

    В тексте есть множество деталей, подчеркивающих глубину страданий Маргариты. Приведём хотя бы некоторые из них:

     «В таких мучениях прожила Маргарита Николаевна всю зиму и дожила до весны». (7)

      «Единственное ценное, что имела в жизни» Маргарита, - это «фотографическая карточка мастера», «распластанные между листками папиросной бумаги лепестки засохшей розы и часть тетради  в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем». (8)

     Наблюдая за странными похоронами Берлиоза, героиня думает о мастере: «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» (9)

      Даже Воланд не сомневается в искренности и глубине чувств Маргариты.

   Влюблённые просят вернуть их в маленькую квартирку, но мастер болен неизлечимо, он уже не может писать. И Воланд не понимает их странной просьбы:
     « - А чем же вы будете жить?  Ведь придётся нищенствовать.
    - Охотно, охотно, - ответил мастер, притянул к себе Маргариту, обнял её за плечи и прибавил: она образумится, уйдёт от меня...
      - Не думаю, - сквозь зубы сказал Воланд...» (10)

     «Тот, кто любит, должен разделить судьбу того, кого он любит», - считает Булгаков.

      Так же, очевидно,  считает и Маргарита. Она готова разделить судьбу мастера, прекрасно понимая, что его судьба — трагическая.

      Мастер  - душевнобольной. Психическое заболевание  - это расстройство эмоционально-волевой сферы. Требовать решительных поступков, стойкости в тяжёлых жизненных ситуациях от больного человека нельзя: это выше его возможностей. Отрицательные эмоции, переживания всегда ухудшают состояние такого больного. Маргарита прекрасно понимает это, но верит, что её мастеру можно помочь. Она готова взять на себя любые тяготы, оберегать и защищать его.

      В ту страшную ночь, когда болезнь полностью овладевает мастером, Маргарита решает оставить мужа.

     «Я лёг заболевающим, а проснулся больным. Мне вдруг показалось, что осенняя тьма выдавит стёкла, вольётся в комнату и я захлебнусь в ней, как в чернилах. Я встал человеком, который уже не владеет собой. Я вскрикнул, и у меня явилась мысль бежать к кому-нибудь, хотя бы к моему застройщику наверх. Я боролся с собой как безумный. У меня хватило сил добраться до печки и разжечь в ней дрова. Когда они затрещали и дверца застучала, мне как будто стало немного легче... Я кинулся в переднюю и там зажёг свет, нашёл бутылку белого вина, откупорил её и стал пить вино из горлышка. От этого страх притупился несколько — на столько, по крайней мере, что я не побежал к застройщику, а вернулся к печке. Я открыл дверцу, так что жар начал обжигать мне лицо и руки, и шептал:
     - Догадайся, что со мною случилась беда. Приди, приди, приди!
     Но никто не шёл. В печке ревел огонь, в окна хлестал дождь. Тогда случилось последнее. Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. <...>

     В это время в окно кто-то стал царапаться тихо.» (11)

     Мы помним, что пришедшая Маргарита голыми руками выхватила из печки обгоревшие остатки романа, но большая его часть уже сгорела.

     Мастер понимает, что ничего хорошего впереди его не ожидает.
     «- Бедная моя, бедная, - сказал я ей, - я не допущу, чтобы ты это сделала. Со мною будет нехорошо, и я не хочу, чтобы ты погибала вместе со мной.
       - Только эта причина? - спросила она и приблизила свои глаза к моим.
       - Только эта.
      Она страшно оживилась, припала ко мне, обвивая мою шею, и сказала:
       - Я погибаю вместе с тобою. Утром я буду у тебя. <...>

    - Через четверть часа после того, как она покинула меня, ко мне в окна постучали...»  (12)
    
     Три месяца в заключении окончательно подорвали душевное здоровье мастера, квартира его была занята другими, и клиника Стравинского стала единственным местом, где он нашёл приют.

     Для Воланда нет невозможного, и мастер переносится из психиатрической больницы к Маргарите. Это сломленный, тяжело больной человек.

     «Небритое лицо его дёргалось  гримасой, он сумасшедше-пугливо косился на огни свечей, а лунный поток кипел вокруг него.
     Маргарита сразу узнала его, простонала, всплеснула руками и побежала к нему. Она целовала его в лоб, в губы, прижималась к колючей щеке, и долго сдерживаемые слёзы теперь бежали ручьями по её лицу. Она произносила только одно слово, бессмысленно повторяя его:
     - Ты...ты, ты...
     Мастер отстранил её от себя и глухо сказал:
- Не плачь, Марго, не терзай меня. Я тяжко болен». (13)


     «Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». (14)
      
     Верить Маргарите больше не во что. Надежды  не осталось никакой. Но жива любовь! Не страстная любовь женщины к мужчине и не поклонение его таланту и славе. Жива та любовь, которая «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
      Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
      Не радуется неправде, а сорадуется истине;
      Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит». (15)

      декабрь 2011


1. Михаил Булгаков  «Мастер и Маргарита» Воронеж Центрально-Чернозёмное книжное издательство 1987  стр.213
2. В.Г.Белинский  «Сочинения Александра Пушкина» Москва Детгиз 1961
  стр. 326 (статья восьмая «Евгений Онегин»)
3.  Михаил Булгаков  «Мастер и Маргарита» Воронеж Центрально-Чернозёмное книжное издательство 1987  стр. 237
4. Там же    стр.138 
5. Там же    стр. 214
6. Там же    стр. 214 
7. Там же    стр. 214
8. Там же    стр. 216
9. Там же    стр. 220
10. Там же  стр. 289
11. Там же  стр. 144-145
12. Там же стр.  146-147
13. Там же стр. 281
14. Первое послание к коринфянам апостола Павла. Глава 13:13
15. Первое послание к коринфянам апостола Павла. Глава 13:4-8