Финские ракетчики у границ Ленинграда

Николай Старорусский
П.С.Попкову (председателю Ленгорисполкома – НС)

25 сентября 1941 года

В районе станции  Смольная строится посадочная площадка …  В районе этой площадки расположена колония  ( = поселка - НС) Смольнинская состоящая из 54 домохозяйств, причем 27 дворов чисто немецкого происхождения и 27 дворов финского населения, поселившихся в период финской кампании.

За последнее время,  в период налетов противника, днем и ночью со стороны колонии в сторону аэродрома пускают ракеты красного и зеленого цветов.  Само население враждебно настроено против советской власти.   Так, например, финны заявляют: «Если придут сюда финны, то будет вам и нам плохо, если придут немцы, то вам, русским, будет плохо, а нам хорошо»…

Несмотря на имеющееся решение (райсовета – НС), до сих пор враждебно настроенное население продолжает находиться в районе аэропорта.  Кроме того, дорога  из Кальтино в Ленинград проходит у границы аэродрома.  По дороге большое движение транспорта и пешеходов и все, что делается на аэродроме, хорошо просматривается.

Прошу ускорить выселение жителей колонии Смольнинская и закрытие дороги…

                Командующий ВВС Ленфронта
                Ген.-майор авиации Новиков
                Военный комиссар ВВС фронта Иванов

Ниже – резолюция Попкова: «т. Семин. Ваши предложения. 7 сентября 1941»
Видимо, ошибка в сборнике документов «Блокада Ленинграда. 2005»: в одной из дат опущена двойка.  Архивный адрес ЦГА СПб.


В 1958 году, на даче, мама купила мне только что вышедшую книгу Матвеева «Тарантул», и в ней была повесть «Зеленые цепочки», - как раз о борьбе с такими сигнальщиками в самом городе.  Само их существование тогда уже не было новостью для меня, но привлекал детективный сюжет – поиски, подозрения. погони…

Но в данном-то случае все ясно – кто, где, когда, зачем.  Помнится, приходилось читать,  что в подобных поселениях, где рядом были и войска,   перед бомбежками иногда возникала эпидемия стирки и развешивания белого постельного белья…

Приведенный документ удивителен по многим причинам:
- положение чрезвычайное, 8 сентября пал Шлиссельбург, кольцо замкнулось.  Но здесь – рутинная переписка; прошу ускорить – ваше мнение -  входящий/исходящий итд…
- несмотря на явно враждебные действия, смиренная просьба: только немного отодвинуть… Ничего более.
-  похоже, командующий вообще готов ждать, пока все разбомбят  и не знает, где искать защиты.

Зато сами финны проявляют мудрость. Действительно, положение граждан, принадлежащих по национальности к оккупантам, тяжело в любом случае.
Не будешь служить – а потребуют обязательно - – репрессии от «своих», будешь – от другой стороны при ее возвращении.   Так что вполне объективно  всем лучше, чтобы они находились дальше от линии фронта.

Здесь речь, вероятно, о финнах, которые ранее проживали в прилегающей к Ленинграду с севера бывшей Выборгской губернии.  Эта, исконно русская земля , с основным русским населением, бестолковым решением Александра Первого была передана в управление «великому  финляндскому княжеству», также образованному предыдущими царями и наделенному особыми правами и привилегиями  в составе Российской империи. 


В конце войны родители не раз встречали на полях и дорогах миниатюрные взрывные устройства-сюрпризы, замаскированные под детские игрушки и авторучки.  Ожидалось, что возьмешь в руку – и ее нет. Отец, одной из специальностей которого было саперное дело, считал, что они НЕ немецкие.