Огурцы...

Маргарита Фортье
( для цикла " Времена года" )

«Лето это маленькая жизнь»

Генка родился в июне  ,в суровом тридцать восьмом. В то самое  время когда всё делалось во имя людей  , для людей и одновременно против  . Мать родила Генку в поле. Быстро разрешилась от бремени, а  через два  часа отдышавшись ,покормила   грудью, запеленала в полотенец, бережно  укутала в шаль ,положив  на телегу  , а сама снова помогать свекрови и свекру   полоть  картошку .

Народился Генка вторым ребёнком  в молодой  деревенской семье, сестра его  была старше на два года… поэтому тут же под телегой    возилась , играя деревянными палочками, что нарезал  отец.

В  июньском воздухе  парило спокойствие , благодушие  свойственное  таким моментам, когда  движения  в жаркий день ленивы    и не торопливы, внутри не сказанная радость  и всё хорошее…а может  и само счастье  впереди.   Урожай  бушевал яркой зелёной ботвой. А значит,  в зиму голодать не  придётся.
 
 Генка оценил мир  по своему…Было почему –то  одиноко и  грустно,  не было радости  лежать свитым по рукам и ногам .Пробовал  позвать на помощь ,  но голос издал противный писк  и  кряхтение .  Постоянно хотелось  взять   титьку  в рот, прижаться к  мягкому сочному соску,  снова почувствовать ритмичные   удары  родного сердца  и наконец  заснуть…Странное волнение  временами заполняло  маленькое тельце,  ручки  и ножки  брала    дрожь  и жуткий страх одиночества  знакомил  Генку с реальностью.

Не выдержал  Генка первой схватки с миром   и заорал,  напрягаясь во всю силу до красноты на маленьком личике.

-Ну ,а что крепкий малый….- заглянув в  свёрток, отметил свёкор.- Вона как заливается шельмец, поглянь, - вытер пот со лба, улыбнулся   наполовину беззубым  ртом и опустился  на траву  передохнуть.– На кого похож  уж больно  не понятно ?!
 
- Как  не понятно.. .?!-отозвалась недоумевая  Мария.   Уставшая распеленала своё чадо, довольная  подарком судьбы .- Так, тять , на Георгия  и похож   … Шо голова тыковкой, шо грудь  шАрокая, а хозяйство  мужИское вона какое.. в вашу бычачью породу…..

Тесть  довольный похвалой в мужской силе не удержался и залился смехом. 

- Так  же на молоке кормился малОй. Мамка-то выдувала по литру парного молока, пока на сносях была,- откликнулся на вопрос  отец Генки.Молодой  парень широкий  в груди , высокий  в росте  с  зелёными глазами. Георгий муж Марии, поддержал отца улыбкой,  так же  растянул губы ,  радуясь приплоду,   и тому, что наконец     родословная  семьи не прервётся.

-Какой ядрёный получился ..как огурец первоцвет, -молодая мать взяв  в охапку малОго…. уселась под телегу кормить крепыша.

-Давай Генкой назовём, Маш, ты как?- Георгий  счастливо  смотрел как Генка мацал губами сосок  и кряхтел  буд-то телёнок под выменем..

- Иш, успокоился, как только титьку  зачуял .Да  пусть Генка… тебе видней, ты ж отец, - произнесла Мария  с нежностью поглядывая на мужа. Радовалась Мария мужу-  справный мужик у неё . И   статен, и в работе силён. Да и в любви грех обижаться, вон как горячими глазами смотрит на неё , только  останься наедине, в миг  подскочит и к  груди прижмёт   что есть мочи  , обдавая жаром молодого тела.
   
Так Генка вошёл в мир  с любовью , лаской, и  нежданной радостью . Кровь с молоком,крепкий , белобрысый с рыжими  глазами. Свёкор,   вдруг вспомнил  что у его деда  такие глаза были… «рыжеглазые - все счастливые»,- говорил не раз..
 
Мир принял Генку   как всех-без суеты  и помпы, пришёл- ушёл, живи не жалко.

Родные руки   тискали , губы  целовали  новорождённого и радовались   крепким мужским  рукам в  большом хозяйстве  .

Через год свёкра  раскулачили...Крепкое хозяйство   поделили  между  теми, кто  никогда в руки не брал  ни сохи, ни лопаты . Мария с мужем уцелели , благо  жили на Урале, дальше не сошлют.  Подались  в город Чусовой. Устроились на местный  станкостроительный завод в самый  вредный цех . А ещё  через  год  война  разделила  все  семьи на тех кто  будет ждать и на  тех кто никогда не вернётся.

В сорок третьем не стало Генкиного  отец. Пропал без вести как многие    кто служил  по чести и  совести, кто воевал и за победу, и  за Отца всех народов.. и чуть-чуть за себя. Потому что  обязательно надо  за что-то воевать, ради чего-то жить, … а иначе и то и другое теряет смысл.

Соседки по бараку  успокаивали вяло, давая Марии  выплакаться.. а местами и сами  подвывали . Вся страна в то  время была похожа на собаку - выла  да рычала  от  горя и злости... 
 
Мария  мучила   слезами подушку , временами  поглядывала на  старшую Таиску и Генку, и, снова качая головой, несла как в бреду   непонятные слова.  Генка прислушивался и пытался их разобрать   , да мать как- то  уж  больно хитро и сложно  произносила , потом крестилась, смотрела в левый угол, целовала деревянный крестик  и прятала  быстро  его на груди.


 Перед окончанием войны,   свёкор со свекровью    померли  друг за другом, оставив единственного мужика -  Генку, защитником матери  и сестры…

- Смотри Генка   не бАлуй…   не давай их в обиду, береги мать и Таиску,- таков был наказ от деда,когда Мария с детьми в последний  раз  приехали в деревню  навестить стариков .

В свои  восемь,  Генка  и так был почти кормильцем. Чистил обувь около   булочной, бегал на вокзал поднести вещи, где тут же   на вырученную копейку можно было купить  три варёных  картохи, и  пяток огурцов.. И картошка  в мундире была  самая вкусная , сладкая даже без соли… а если ещё и с молодым огурчиком  - вкуснее еды нет.

 Школу Генка  не любил.. Учёба давалась с трудом .В животе постоянно  урчало…и голод  гонял слюну.  Он  с нетерпением   ждал  звонка   окончания уроков, чтобы успеть к  поезду подзаработать.

Карточки мать отоваривала во время, но хватало их только- только на скромную подкормку…Все тогда жили  тяжело, не от пуза. Есть хотелось всегда. Мать  делила свою  норму между детьми,но   в глазах  её было  такая безмерная тоска  от чего Генке становилось  жутко, потому и считал себя лишним ртом.
 
-Ты , Генка учиться не хочешь… а Таечка у нас отличница. Надежда наша. Выучится на  врача… Вот чего  тебя кормить, дармоеда?Школу прогуливаШЬ, покуривать стал,  а ей силы нужны для учёбы. А тебе только похулиганить.

 И большую часть краюхи хлеба  отдавала сестре.

Генка был не в обиде, сестру жалел  и на мать не обижался. Таиска росла худой, но умной.
Понимал, что мать  не виновата. А виноват всё  его характер, не приспособленный к учёбе. Бывало мать портфель  в руки подаст, а он обежит барак с другого угла ,  портфель под крыльцо закинет и за голубями. С соседом Витькой отыщут  одного  летуна , словят, ощипают   да на костёр . Все косточки  обсосут.Тем  и радовался.

В бараке  по соседству  жил  Митрич. Мужик видный, перед окончанием  войны демобилизовался  с ранением в голову…Из-за  этого ранения , когда  выпьет «наркомовские»,    временами находила такая злоба на немцев ,на союзников, на всех жуликов-воров,   и на всю несправедливость в мире что мешает жить ,  кидался  кулаки чесать  на любого кто его в этой ненависти  пытался остановить... А уж выпьет побольше , так  совсем с катушек сходил .Корчился от боли и орал так,  что  вены холодели у Генки. Но  когда не выпивал был тих , спокоен и дружелюбен

За Марией стал ухаживать как только она  похоронила  свёкра .   К Генке нашёл  подход - рассказывал про войну и  самые  геройские сцены из неё . Генка слушал  открыв рот. Митричем восхищался и  думал,  что его отец  был бы именно таким  героем, если бы остался жив.

Иногда Митрич  на окрики матери  в сторону Генки ,  брался его воспитывать .
- СволОта ты Генка растёшь , сволОта. Мало мать тебя стегает, … на нары место уже заготовлено   наверно под тебя,- выговаривал   он  Генке, ероша его чуб. Мария сына в обиду не давала...

- Уймись  Митрич. Дитё ведь…что говоришь зря.
Отвечала ему решительно, вставая на сторону Генки. И тогда Генка готов был умереть  за мать…и сестру. Быстро собирался и бежал  на вокзал высматривать  лощёного дядьку или  дородную тётку  и уговаривал поднести  вещи за пятачок...

После  заступок  матери  Митрич  затихал. Становился ещё больше заботливым.

- Я ж как лучше. Чтоб тебе легче, Маш.  А так я ж детей люблю как своих. Не обижу их никогда. Давай сойдёмся  , одной семьёй будем.

Но Мария тянула  с сожительством. Какая-то малая надежда  таилась  и   напоминала о муже. Перед глазами  вставал Георгий с широкой улыбкой  и качал головой .
Эти видения преследовали её … и она не  понимала  чего  бояться ... чему  радоваться  … а рука сама тянулась  к нательному крестику прижимая  его к губам.    
   
Работал Митрич   охранником, как сам  говорил: «С таким ранением  его  никуда не брали.  А  охранять  ума много не  надо. И голова не болит о хлебе» .

Жил он   в однокомнатной квартирке. Не часто , но приносил  полбуханки  чёрного  хлеба и кусок мыла .
Мать   тогда на ночь уходила  с ним  и появлялась  только под утро.    
***
Похлёбка из лебеды и крапивы  голод не унимала…  а ещё больше  раззадорила  кишки Генки.   
Сосед Витька, мальчишка на годок старше его, предложил  сходить на  местное поле , за огурцами .Мол, поле- то уже  убрали,а  на нём ещё «желтяки» да «скрюченные» остались. А если повезёт, то и вполне хорошие огурчики насобираем.
Генка недолго думал.
- А давай … Может  и мамке принесу.

Ночь выдалась лунная. Противная. Человека за версту видать в поле.

Витька хитрец с краю пристроился…Пазуху  набивал скоро и ловко. Рубашка быстро пузырилась и тяжелела на поясе.
 А Генке никак не попадалось посвежее . Потому  и  зашёл  далеко. А там полно маленьких нежных пупырчатых огурчиков. Видать ночи теплые , вот они  и подросли- опупки.

« Мамке принесу поесть, Тайку накормлю.»- радовался Генка нащупывая зеленцы.
Незаметно и сам  стал жевать сочный овощ.

Рубашка быстро набилась колючими  огурцами. И уже  собирался поворачивать  назад,как жгучая боль опоясала  спину, потом голову и плечи

- Ах, лихоимец, мать твою… Воровать  добро советское задумал. Фашист малолетний,-объездчик застиг Генку врасплох.

Удары нагайки сыпались на  Генку…выдирая куски мяса .

- Аааа , закричал  он, дяденька  не буду больше , прости…прости…

- На тебе, сучье племя, будешь  помнить Митрича.

Генка потом не помнил ничего.

Витька побежал до его матери   и  задыхаясь сообщил , что Генка помер в поле , забитый охранником .

Очнулся Генка  на пятый день. Лежал без сознания , временами бредил,плакал  и просил простить. Ходил  по  нужде под себя…не чуял ничего от боли . Мать   с сестрой не отходили от него ни на шаг. Когда открыл глаза   понял,   живой.
Постепенно рваные   раны  стали потихоньку затягиваться и зарастать..

Витька увидев спину  друга через месяц  не нашёл слов   сказать.  Закачал головой и присвиснул.

-Ты Генка того… не сдавайся…выбирайся давай…                Митрич ,сука, ногу сломал ...когда за тобой побёг. Теперь  долго  на коня не сесть ему…И мать твоя ему отворот поворот дала. Так что  победили мы !… Ох, и забоялся  за тебя,когда ты не дышал почти.
 
А Генка думал и улыбался ,как хорошо, что у него есть такой друг… и мамка родная..и Таиска –сестра его любимая. Значит  он  не один победил… И любит  он  их сильно-сильно, больше всего на свете. А им его  любить совсем не обязательно. Ведь за них он  отдаст всё самое дорогое, что есть… и  жизнь  тоже, как отец!