Три письма

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ 1962 ГОДА: Встреча Марии Юдиной с Игорем Стравинским


Чтобы немного представить себе ситуацию, связанную с обращением к Марии Вениаминовне Юдиной за помощью и содействием, буквально в двух словах расскажу об отношении к ней руководства музыкальных учреждений, где она работала и чиновников от культуры.

Ещё в 20-е годы, после окончания Ленинградской консерватории (1921) Мария Юдина была в штате консерватории и много концертировала, а в 1929 году прошел с успехом её первый сольный концерт. Тем не менее, из Ленинградской консерватории в 1930 году её изгнали после газетных публикаций в рамках борьбы с религиозными взглядами преподавателей.

С 1932 года  она преподаёт в Тбилисской консерватории, а в 1936 году Генрих Нейгауз помогает ей устроиться на работу в Московскую консерваторию, но 1951 году она вынуждена была оттуда уйти.

С 1944 года Мария Юдина преподавала в Институте имени Гнесиных, но и оттуда она была уволена в 1960 году из-за своих православных убеждений и за симпатии к современной западной музыке, в частности, к музыке эмигранта Стравинского. На её письменном столе стояли фотографии Стравинского, Шёнберга, Штокгаузена, Баланчина, Митропулоса, Шагала и Пастернака (Я.С. Назаров).

И хотя она продолжала концертировать, давала публичные концерты, но в записях ей было отказано. А после того, как в Ленинграде она прочла со сцены стихи Бориса Пастернака в ответ на вызов на бис, ей вообще было запрещено концертирование в течение пяти лет.

Несмотря на то, что исполнение Фортепианного концерта №23 Моцарта понравилось Сталину, Юдина была бескомпромиссным критиком его режима. Часть гонорара от полученной ею Сталинской премии она пожертвовала монастырю, чтобы монахи молили Господа о прощении Сталина за всё зло, которое он принес народу.

«Протирая тряпкой стол, она приговаривала: У меня два на свете врага – крошки и советская власть…», - рассказывает Я. С. Назаров.

Понятно, как трудно было Марии Юдиной реально помочь Вере Августовне Лотар-Шевченко. Она не могла действовать по официальным каналам, но благодаря обширным связям среди выдающихся музыкантов и безусловному авторитету у них, она, тем не менее, своей неофициальной рекомендацией могла изменить негативное отношение к пианистке.

И Мария Юдина не отказала в помощи, а активно поддержала Веру Августовну Лотар-Шевченко.

Для меня было полной неожиданностью обнаружение Г.Г. Угодниковым трёх писем Веры Августовны Лотар-Шевченко Марии Вениаминовне Юдиной. Он разместил их на специальной странице, посвящённой Лотар-Шевченко в  Facebook. Историю поиска и находки он пока не приводит. Я полностью воспроизвожу здесь эти письма с небольшими моими комментариями.

Письма относятся к концу Свердловского периода жизни Лотар-Шевченко. Все письма написаны ею во время гастрольных поездок: первое – в Ярославле, второе и третье – в Воронеже, правда, второе письмо опущено в почтовый ящик в Москве.

Первое письмо. Веры Лотар-Шевченко – М. В. Юдиной

Дорогая Мария Вениаминовна.

Я надеюсь приехать в Москву в апреле [возможно, 31 марта 1960 г. МК] и очень бы хотела встретиться с Вами — поговорить и попросить Вас послушать в моем исполнении несколько сонат и концертов Бетховена — и я очень надеюсь, что Вы согласитесь дать мне некоторые советы.

Я работаю много, но все мои старания уходят в пустоту, так как у меня совершенно нет…

Второе письмо В. А. Лотар- Шевченко - М. В. Юдиной

Воронеж — 2 мая 1961 г.

«Дорогая Мария Вениаминовна, уже очень давно я не получаю от вас никаких известий, что меня очень тревожит! — поскольку мне крайне необходимо быть с Вами в контакте. Я буду в Москве 18 июня и, может быть, останусь там до конца августа, и очень надеюсь, что буду иметь удовольствие увидеть Вас вновь.

Надеюсь, что вы находитесь в добром здравии, чего я вам от души желаю и хочу вскоре с вами встретиться.

Шлю вам мои самые сердечные пожелания.
С глубоким уважением — Вера Лотар

Москва Е-37 Щёлковский проезд. No. 37 Корпус 2 — кв. 36».

(Архив Я. С. Назарова. Послано в Москве. Написано по-французски, адрес в конце письма написан по-русски. Перевод Н. Л. Суслович. Конверт отсутствует).

Третье письмо Веры Лотар-Шевченко – М. В. Юдиной

«Дорогая Мария Вениаминовна, надеюсь, Вы меня понимаете, и мне хотелось бы, чтобы Вы прослушали программу, которую я собираюсь играть, ещё раз. Может быть, Вы посоветуете мне, кого из профессоров консерватории стоило бы пригласить на мой концерт — особенно мне хотелось бы Нейгауза - ведь я могу это сделать, правда?

Я была бы счастлива получить от Вас известия и услышать Ваше мнение по поводу моих планов — очень Вас прошу, напишите мне.

Обнимаю Вас и, как всегда, шлю выражение моего глубокого восхищения. Вера Лотар».

(НИОР РГБ. Ф. 527, карт. 15, ед. хр. 32, лл. 8, 9. Послано из Воронежа в Москву. Написано по-французски. Перевод Н. Л. Суслович. Конверт отсутствует).

Даты на письме нет, но я посчитал это письмо третьим, судя по его содержанию.

Видимо, один раз Вера Августовна уже играла свою программу Марии Вениаминовне Юдиной, и та сделала ей ряд замечаний, которые Лотар-Шевченко учла в дальнейшей работе над программой.

Новое прослушивание вероятно состоялось, но неизвестно, был ли на нём Нейгауз, которого Лотар-Шевченко весьма почитала. Неизвестна и программа, которую подготовила Вера Августовна. Скорее всего, она соответствовала тому, что играла Вера Августовна в 1962 году в Октябрьском зале (Дом Союзов).

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/01/26/38