уйти из дома сложно, но вернуться еще сложнее

Анастасия Бабушкина
-Кажется сегодня нас ждет сюрприз…
-Какой?
-Ну, думаю, что дочь наша замуж собралась…
Муж поднял голову от компьютера.
-В смысле? – занервничал.
-В прямом.
-Это ты с чего взяла?
-Она сейчас звонила, спрашивала, не хотим ли мы все вместе поужинать.
-И что?
-Любимый! Включайся давай! Они с Ваней уже год встречаются и спокойно у нас живут. Нас никто не спрашивал, можно или нет, Даша нам просто сообщает, что они сегодня придут вместе. И то не всегда. Сколько раз мы все вместе ужинали за последние пол года? – муж задумался, - Вот и я не помню. Явно что-то хотят нам сообщить. Постараемся изобразить искреннее удивление.



-Мам! Пап! Пойдемте ужинать.
-Мы недавно ели, - ответил муж.
-Ну тогда чай пить!
-И чай пили.
-Тогда просто посидите с нами!Я пирог испекла, пойдемте!
Дашка испекла пирог?! Обычно ей лень даже яичницу сделать...
-Заинтриговала, - встал муж, - ну пошли.
Мне тоже хотелось продегустировать ее кулинарные шедевры.
На кухне нас ждал накрытый стол и Ваня, молодой человек нашей дочери.
Дашка порхала над нами как бабочка, разливала по кружкам чай, нарезала только что испеченный пирог, наконец уселась за стол и сама. Дождалась, когда мы сделаем первый глоток и выпалила:
-Ваня сделал мне предложение! – протянула она нам руку с кольцом на безымянном пальце. И сияет вся, довольная.
Нормальные родители обычно или кидаются поздравлять, или наоборот, начинают отговаривать. Но в нашей семье нормальных нет.
-Красивое кольцо, молодец Ваня, - похвалил счастливую парочку муж. Ваня скромно потупился.
-Поздравляю, - я все-таки встала, расцеловала детей по очереди и села на место. Мы спокойно продолжили пить чай.
Дочь просидела молча секунд тридцать, потом не выдержала.
-Вы что, не рады? – Я не уловила чего в ее голосе больше: обиды или угрозы.
-Да что ты, мы в восторге! – Максим, мой муж и Дашкин папа, был спокоен как скала. – Положи мне еще пирога, пожалуйста.  – Даша положила два куска на протянутую тарелку. – А что, что-то не так?
-Я какой-то другой реакции ожидала…
Боже, как наивны люди в двадцать лет! Все самые большие ошибки в жизни преимущественно совершаются в возрасте от двадцати, до двадцати пяти лет. Плюс-минус пару лет. Почему? Да просто потому, что кажется, будто ты уже очень умный, мудрый, взрослый и ничьи советы тебе не нужны. Вот и наша звезда собралась в двадцать лет замуж, наивно полагая, что очень всех удивит. Мы уже триста раз всей семьей обсудили эту ситуацию, младшим детям я запретила вмешиваться, да они не очень-то и рвались, а с мужем мы выработали определенную позицию и решили ее придерживаться. Конечно мы переживали за свое чадо, куда ж без этого. Папа наш  кремень, а я тайком пила месяц валерьяночку, поэтому сейчас сидела спокойная-спокойная…
-Какой? Мы же вроде вас поздравили… Или надо было наоборот, устроить скандал?
-Не знаю, обычно, когда дочь говорит родителям, что выходит замуж, они ведут себя как-то не так…
-А, так ты замуж выходишь? – почти натурально удивился Максим, - Что ж ты сразу не сказала! За это можно и еще чаю выпить! – и протянул ей пустую кружку.
Мне очень хотелось улыбнуться, но боялась испортить весь спектакль. На лице дочери можно было наблюдать все переполняющие ее в этот момент чувства. Выражение лица менялось каждую секунду.
-Налей сам, пожалуйста, чайник у тебя за спиной, - как-то неуверенно ответила она отцу. Тот налил всем еще кипятку и сел обратно.
-Так, папа, я что-то не понимаю… Вы ведете себя так, будто вам сообщили, что у соседей внуки женятся. Пожелали им счастья и на этом все.
-Даш, ну все ж хорошо, чего ты завелась? – Ваня положил руку ей на коленку. Они с Максимом были чем-то похожи, оба высокие, спокойные и дружелюбные. Только Максим в этом возрасте уже прочно стоял на ногах и готов был взять на себя ответственность за семью, а вот Ваня особо не напрягался. Что-то зарабатывал, но в основном его обеспечивали родители.
-Зайка, мы с папой очень за вас рады! Это большой шаг и для каждого из вас в отдельности, и для вас, как пары. Мы искренне желаем счастья!  Ваниным родителям уже сообщили?
-Официально еще нет, но о том, что я собирался сделать предложение они в курсе.
Ну ясное дело, кольцо с бриллиантом кто-то же оплачивал. У нас с дочкой хорошие отношения, секретов друг от друга нет. Про Ваниных родителей она много рассказывала, вроде бы вполне нормальные люди. Но все равно, я не уверена, что брак наших детей это хорошая идея. По крайней мере сейчас.
Я постаралась закончить наши посиделки в мирной обстановке. Дети в скором времени уехали ночевать к Ване, видимо решили сразу и его родителей обрадовать.


Ночью не спалось. Не мне, ни мужу. Шутка ли, дочь за муж собралась…
  -А она точно не беременна?
-Точно, мне бы рассказала. Хоть детей пока не заводить мозгов хватает и то хорошо. Я так для себя и не решила, нравится мне ее Ваня или нет…
-Да какая разница, главное, чтобы ей нравился...
-Разница есть! Ты вот, например, был единственный, кого мои родители одобрили. До этого,  тонко мне намекали, что так себе выбор. И ведь правы были! А мне непонятно, какой-то он ни рыба, ни мясо. Вроде не плохой парень, и с Дашкой у них любовь и понимание, но что-то я не вижу стремления к развитию. Хорошо, что наша дочь не меркантильная, но хочется все-таки быть уверенной, что она за мужем будет, как за каменной стеной.
-Это ее жизнь. Пусть совершает свои ошибки.
-Потрясающе умная мысль! О, сенсей, спасибо, что снизошел до нас, убогих, со своей новой мудростью!
-Всегда пожалуйста, - рассмеялся Максим.
-Давай напомню тебе, великий мудрец, про одного мальчика, который в двадцать лет женился. Но через пол года понял, какую большую ошибку совершил. И мне интересно, если бы родители этого мальчика хоть немного покритиковали будущую жену, может его жизнь сложилась бы несколько по-другому?
-Вряд ли. Мальчик был очень упрямый и думал, что он самый умный.
-А теперь у него не менее упрямая дочь, - вздохнула я, - Наша задача предупредить, а там сама решит.



-Мам, ну что, будете встречаться с Ваниными родителями?
-А надо?
-Откуда я знаю, надо вам или нет.
-Ой, доча, теоретически, конечно хорошо бы пообщаться, но практически, что-то пока не тянет на новые знакомства… О чем разговаривать с незнакомыми людьми?..
-О нас.
-И что мне им рассказывать? Как я тебя к горшку приучала?
-А что, больше нечего рассказать? – улыбнулась Дашка.
Я даже задумалась. А и правда, что про нее можно рассказать? С одной стороны, обычный спокойный ребенок, а с другой, она очень упрямая, целеустремленная,  любопытная и ничего не боится. Вот эти последние ее качества добавили в мою голову не мало седых волос. Первое, что вспомнилось, это такой эпизод: сижу на кухне, никого не трогаю, наслаждаюсь тишиной и пью чай. Залетает счастливая Дашка и вопит: «Мама! Мы с папой взяли билеты в Припять! Наконец-то посмотрим чернобыльскую АЭС!». От обморока спасли только крепкие нервы, все-таки я мать четверых детей. Хотя иногда кажется, что до психушки уже не далеко…
-Ладно, про горшок не буду, а то они мне еще в отместку про Ванино детство расскажут. Зай, ну давай сразу на чистоту поговорим. Мы с папой считаем, что вам еще рано жениться. Предложение сделал, согласилась, хорошо. Поживите пока в гражданском браке.
-А почему рано? – насупилась Даша.
-Потому, что двадцать лет – это рано. Ты нашу позицию знаешь, захотел уйти из семьи – пожалуйста. Никого не держим. Но только на полное самообеспечение. С того момента, как кто-то из вас заявляет, что он уже взрослый и хочет жить один, мы снимаем с себя всякую ответственность. Раз ты решила выйти замуж, то теперь все заботы о тебе ложатся на мужа. Если он сделал тебе предложение, то значит готов взять на себя ответственность абсолютно за все. Все твои проблемы теперь решает он. Соответственно, все его проблемы становятся и твоими. Мне кажется, что до свадьбы вам нужно пожить хотя бы годик вдвоем. Не с ночевками то у одних, то у других родителей, а отдельно.
-Согласна, - вдруг ответила Даша. Я чуть со стула не упала. К спорам, уговорам, скандалам я была полностью готова, а вот к согласию нет. Видимо, я недооцениваю свою дочь. – Машину хоть можно себе оставить?
 -Конечно, мы ничего забирать не будем. Но нового ничего больше не купим. Единственное, что можем еще для вас сделать, это отдать вам во временное пользование квартиру. Там сейчас квартиранты живут, но это решаемый вопрос.
Дашка повисла у меня на шее.

Дальнейшую историю их отношений здесь опишу в кратце, так как это целая отдельная история.
Примерно через месяц, после того, как они стали жить вместе отдельно от родителей, Дашка пришла к нам в полночь зареванная и закрылась в комнате. Первый скандал. Как это обычно бывает, причина скандала очень серьезная: кто-то кому-то ужин не приготовил или колбасу не той фирмы купил. Я два часа ее успокаивала и настраивала на мирный лад. На следующий день они помирились.
Еще через пару месяцев, дочь стала приезжать к нам пару раз в неделю на ужин, а затем и чаще. Без Вани. Мы молчали, а что тут скажешь? А затем и полностью перевезла вещи, сразу с порога заявив, что они расстались и говорить она на эту тему больше не хочет. Мы ни разу ни о чем не заикнулись. Наоборот, она на всех наехала, что видите ли, бардак в доме...
Потом у меня с ней были долгие, многочасовые разговоры. Это с виду наши дети такие бесстрашные и уверенные в себе, а на самом деле, очень ранимые и нуждаются в поддержке. Мы с мужем, старались, как могли. Подруга спрашивала: «Что вы так переживаете? Ну не сложилось с этим, найдет другого!» Но дело не только в этом, самый большой стресс не от потери отношений, а от возврата в родительский дом. Даша своим уходом всем заявила, что она уже взрослая, все может сама, ничья поддержка ей не нужна. А потом была вынуждена вернуться, тем самым признав свое поражение. Это очень сложно.  Ее старый мир рухнул, а нового еще не появилось. Человек в такие моменты не знает куда себя деть, не знает кто он, как личность.

Эта история таки закончилась хеппи эндом. Через три года Даша с Ваней снова встретились, но уже будучи практическими другими людьми. Повзрослевшими, кое-что в жизни переосмыслившими. Любовь вспыхнула с новой силой и с его родителями мы теперь по очереди, а иногда и одновременно, нянчим внука. Но очень часто все заканчивается не так радужно. Все-таки, у Дашки были мы, и было куда вернуться, и на что жить. А что делают те, у которых всего этого нет?..