ТВТ - это что такое?

Анатолий Емельяшин
                Из сборника «Туристские очерки».

    На соревнования по ТВТ меня пригласил Боря Коробец – байдарочник из клуба «Факел». Что это за соревнования я не представляю, пытаюсь выяснить. «А вот там и узнаешь! – смеётся Боря. –  Старты личные, команду можешь не собирать». На всякий случай решаю поехать и агитирую Беню. Выступим одним экипажем, может что-то и получится. Женька соглашается при условии, что носовиком буду я. А мне что? Я в прошлом году провёл поход, сидя в носу на педалях руля, не предполагая, что место капитана в корме. Учились «методом тыка».

    Сбор у железнодорожного  моста через канал. Приехало приличное количество водников города, хотя официально это соревнования турклуба «Факел», хотя и открытые.  Первый день – гонка. От моста до порожка у станции Перегон. Что ж, гонка – это просто. Я уже включил гонки на байдарках в заводские соревнования по гребле. На озере Таватуй это сильно смотрится.
    Начинаются старты, с минутным интервалом байдарки гонятся друг за другом. По узкому прямому каналу мы тоже развиваем приличную скорость и уже на выходе его в Решетку  догоняем стартовавших ранее. И едва не втыкаемся в их судно, расклинившееся на сливе. Успели отгрестись кормой против потока и прижаться к берегу. Через несколько секунд неудачники кильнулись, открыв нам проход.

    Дальше гонка идёт по Решётке. Собственно, речка получает 2/3 воды из канала, поэтому полноводна и быстра; выше канала это обычный ручей. Реку мы не знаем, поэтому идём осторожно. Осторожно проходим заколы, обносим низкие мостки. Но в пределах Решёт умудряемся пробить днище. Откуда нам было знать, что местные сбрасывают в реку всякий металлолом, от дырявых вёдер до покореженных кроватей.

    Пока готовимся клеиться, мимо проходит Женя Павлов из ЗиКа. У него тоже пробоина, но он заткнул её надувной подушкой и продолжает сплав. Советует и нам наплевать на пробоины. Затыкаем свой порез тряпкой и бросаемся следом. Финишируем вторыми, обогнав пяток экипажей застрявших на камнях и мелях. Прочие, получив неизбежные в гонке по мелкой и замусоренной реке пробоины, останавливались на клейку.
 
    На следующий день предстоит прохождение трассы, навешанной на реке в районе порога. На тросах и жердях-удочках висят  выкрашенные красными и зелёными  кольцами планки, образующие ворота, шириной чуть превышающие ширину байдарки. Ворота имеют нумерацию и знак, показывающий как их надо проходить: по течению, против потока, носом или кормой.
    Повешены ворота в самых сложных местах: то за обливным камнем, то против мощного слива, то поперёк потока. Любое касание планок при прохождении ворот наказывается штрафными баллами, плюсуемыми к времени прохождения трассы.  Трасса короткая, метров двести, но приходится по ней покрутиться, бросаясь от одних ворот к другим с одновременными разворотами в разноскоростных потоках.

    Вот это и есть соревнования по ТВТ – технике водного туризма. На трассе проверяется умение маневрировать в условиях бурного потока. И надо признать, что соревнования эти дают неоценимый опыт туристу-байдарочнику в управлении судном в порогах и сложных шиверах горных рек. Здесь отрабатываются технические приёмы гребцов, приемы, не позволяющие бурной воде опрокинуть твоё судёнышко, приёмы маневрирования в порогах.

    Мы умудряемся в первой попытке перевернуться в этой пародии на порог, но во второй попытке исправляемся, покоряем и порог и трассу, и занимаем по сумме двух дней соревнований третье место. Это уже крупное достижение. Главное: наш мало кому известный клуб водников засветился.

    Через пару недель уже официальное первенство города. Проводит секция водников горклуба. Но мы уже знаем, что это такое и даже успеваем провести тренировку. Выставляем полную команду: два мужских и смешанный экипажи. На этот раз мы с Женей в разных экипажах, он возглавляет смешанный, я – мужской. Вторым мужским капитанит Альберт. В экипажах  участники предстоящего похода на Приполярный Урал. Пусть подучатся перед сплавом по горной реке.
    Выступаем успешно. Вперёд пропускаем только команды калининцев и факельцев. Но те уже выступали на более крупных соревнованиях. И сейчас готовятся на союзные, на матч 16-ти городов. Проиграть им не зазорно. А вот остальных водников города мы наказали, чувствую, что будем делать это ещё не раз.

    Я смотрю на ТВТ не просто как на соревнования. Вижу в них большое подспорье в обучении технике управления байдаркой. Кстати, на соревнованиях я окончательно убедил заводских водников, что управлять  байдаркой нужно веслом, а не с помощью руля. И перед походом мы срубаем навесные рули байдарок вместе с колонками. Отныне правит весло.

    Вернувшись из похода на Приполярный Урал, мы уже едем на «зону Урала». И занимаем первое место среди команд коллективов и третье, как вторая сборная Свердловска. Это уже заслуга Михальцова:  он заявил нас как вторую сборную, о чём я даже не подозревал, заявлялся от коллектива физкультуры завода РТИ.

    А со следующей весны начались регулярные соревнования городских байдарочников всё на той же Решётке. Чуть ли не каждый клуб должен был провести открытое первенство города, причём выбрать место, повесить трассу и обеспечить её обслуживание. То есть всё кроме судейства, – судейскую коллегию собирала городская водная секция. Этим обеспечивалось беспристрастность судейства.

    Одно из первенств  организовывали и мы. Я выбрал новое место – ниже села Решеты. Препятствий особых (сливов и микропорогов) там нет, но полно обливных камней, быстрин, нависших над водой кустов. Хотя река и узкая, но нужно было пометаться от берега к берегу. Причём трассу повесил так, что на скорости попасть в очередные ворота было проблематично.
    Каюсь, трассу я поставил под технику наших водников: мы уже овладели подтяжками, траверсом в потоке на обратной скорости, работой веслом в створе ворот. В то время как многие водники весь маневр строили «нацеливаясь» на ворота. Как и ожидалось, на своей трассе мы были недосягаемы. Соперники обвинили нас в подгонке трассы под себя. Мы не отрицали: трасса под сложную технику, пусть учатся маневрировать, а не гонят вперёд «на скоростях».

    В нашу команду, пользуясь правом хозяина трассы, я включил многих заводских ребят, понятия не имевших о ТВТ. Проще – заявил на участие три команды, – девять экипажей.
    Коля Багун, призёр заводских соревнованиях  по гребле на Таватуе высказался так: «Это же не гребля! Это цирк на воде! А я гонщик от природы». Он был велосипедистом, на другие виды спорта смотрел как на подспорье, занимался для повышения выносливости.
    Когда Жора Бунтури рванул со старта, публика визжала: «Где Митрич набрал таких Жаботинских – у него весло гнётся!»  Весла, действительно гнулись и ломались, но толк от этого был нулевой: утверждение «сила есть – ума не надо!» – в водном слаломе не срабатывало.