Опыт

Павел Купин
       Смерть как горизонт (край мира), то есть воображаемая линия. Она проникает в наш опыт за счет аналогизирющего переноса: мы наблюдаем смерть других и думаем, что она ждет нас, но в нашем опыте ее нет и не будет.
       Кома или клиническая смерть тоже не есть опыт, а его отсутствие. В них нет ничего и никого. При них человек выпадает из жизни, и возвращается в нее, ничего не приобретая и ничего не теряя. Их осмысление принадлежит тоже жизни., а не коме и не клинической смерти.
       Даже решения, принятые под их влиянием, им не принадлежат. Они формируются живым человеком, а не человеком в коме или в состоянии клинической смерти.
       Того, чего нет в нашем опыте, скорее всего нет вообще. По крайней мере, для нас. Если говорить точнее, оно присутствует как иллюзии, от которых следует избавляться при всяком удобном случае. Разрушение иллюзий – главная задача здравомыслящего человека.
       И дело даже не в том, что иллюзии скрывают нас от реальности, а в том, что они – отличный способ манипулирования нами. Если человек не отличает, то, что есть, от того, чего нет, его легко можно заморочить; чем и пользуются всякого рода мошенники, от примитивно-бытовых до искусстно-политических и культурно-интеллектуальных. Галлюцинирующий субъект-объект махинаций.
       Как заметил некий современный мыслитель, различие знания и мнения уже не актуально. Сейчас более значимо отличие знания от информации. Первое – это то, что можно использовать на практике, то, что войдет в наш опыт; второе  – то, что нам не пригодится, а только засорит наши мозги. Нужно уметь отлавливать знания в потоке информации. Этому способствует предыдущий опыт и включенность в какую-либо деятельность. Праздный человек не решит эту проблему.
       Не зря говорят, что университеты дают верхнее образование, высшее образование дает жизнь. Соединение знаний с навыками и умениями т порождает опыт, который, как это ни парадоксально, важнее ума. Другое дело, что глупый человек, как правило, не приобретает опыта. Или использует его не правильно.
       Учитывать чужой опыт нужно, но только как знания, а не руководство к действию. Он должен пройти проверку на кондитивность, то есть соответствие тем условиям, в которых разворачивается ваша деятельность. Следует осознавать, что чужую жизнь прожить не удастся. И что за счет заемного ума долго не протянешь.
       В настоящее время в человеческом сообществе происходит, в основном, вторичная переработка информации; мы стремимся не столько узнать что-то новое, сколько понять уже накопленные сведения. Поэтому ценится не столько идея, сколько смысл произошедшего.
       Опыт перестает быть совокупностью фактов, становится хранилищем пережитых событий. Из эмпирической области переходит в экзистенциальную. Теряет философскую окраску, и становится повседневностью, обыденностью. Жить – значит приобретать опыт.
       Фетишем классической эпохи была рациональность. Все действительное – разумно, и все разумное – действительно (Гегель). Сейчас краеугольным камнем человеческого действия стала интуиция. Опыт стал меньше зависеть от знаний. Вбирает в себя все больше навыки, приобретенные в результате спорадических движений. На смену лекциям и семинарам пришли тренинги. Образование теперь не передача знаний, а формирование умений.
       Избавляясь от прошлого, мы извлекаем из него не уроки, а техники. Устремляясь в будущее, мы ждем от него не перспектив, а реализации наших проектов. Настоящим стоит только наслаждаться. Опыт уже не скопище ошибок, а собрание достижений. Только так стоит расставлять акценты в своей жизни.
       Альтернатива всегда есть. Философы их определяли, как быть или иметь, как быть или казаться и т.п. Может лучше отказаться от выбора и престать играть по чужим правилам. Не все можно определить. И не все нужно определять. Порой стоит поступать рефлекторно, вне планов, пусть даже и вариативных. В таких ситуациях человек получает больше опыта; не только окружающего мира, но и себя; не только знания, но и практики.
       Сейчас время слоганов, что в теоретической речи приводит к тезисам без аргументов, а в практической сфере – к фрагментарному опыту. Напоминает груду кирпичей, а не постройку из них. Может, это и правильно. Главное – в нужный момент найти нужный кирпич, то есть тот блок опыта, который применим в конкретном случае.
       Профессиональный опыт – это не пазл, который нужно собрать. А коллекция марок, подобранная по определенной тематике и постоянно пополняемая; только в этом случае он представляет ценность. Свой опыт – всегда оригинал, чужой – копия. И именно поэтому опыт не передаваем в чистом виде, разве что в виде знания, умения и т.п. Раздробленно и замутнено.
        Чем обладать грудой кирпичей или коллекцией марок; передавать свой опыт или как царь Кащей над златом чахнуть, решает зачастую случай. Кто- то остается дилетантом всю жизнь. Прирожденный учитель никак не найдет себе учеников. А кому-то дается все в руки с невероятной легкостью. Судьба?...
        Тема опыта возникла из размышления о месте смерти в жизни человека. Точнее из понимания того, что такого места у нее нет. Конечно, если мы отождествляем жизнь с опытом, а не с фантазиями. В этом заключается зрелость личности.
        Наличие опыта еще не гарантия отсутствия ошибок. Их отрицание – эффект изощренного умопостроения. Фантазия, если  хотите. Но без предыдущего опыта она была бы невозможна. Таким образом, мы заключаем, что мысль наша внутренне противоречива.