О романе С. Германа Обречённость. Евгений Меркулов

Сергей Герман
Обречённые быть казаками.

Мы тринадцатый день не слезаем с седла,
Все за нами горит, все объято пожаром,
Ах, Россия-страдалица, ты умерла
И досталась теперь мужикам-комиссарам.

Все, что было - прошло и назад не вернуть.
В свой последний поход мы ведем эскадроны,
А казачьи погоны, качаясь, плывут,
Словно листья берез, по свинцовому Дону.

В край далекий, чужой нам дорога лежит,
И лампасы совсем почернели от пыли,
Только мат есаулов, да цокот копыт,
Да пьянящий, дурманящий запах ковыли.

Рановато Советы победу поют,
Есть в запасе у нас в карабинах патроны,
А казачьи погоны, качаясь, плывут,
Словно листья берез, по свинцовому Дону.

Нам сейчас хоть денек отдохнуть от войны.
И надежд больше нет, в сердце только усталость,
Но из дома родного уйти мы должны -
Здесь, в России, для нас ничего не осталось.

Нам теперь все равно, где найдем мы приют,
С плеч срываем долой золотые погоны,
И казачьи погоны, качаясь, плывут,
Словно листья берез, по свинцовому Дону.

Е. Меркулов


   Долгие годы в России существовало как бы две правды о войне. Одна та, которую нам показывали с экранов телевизоров, о которой писали в своих мемуарах генералы. В ней были сплошные подвиги и героизм. Не было грязи, вшей, несправедливости, жестокости. Не было ошибок и просчётов командования, в результате которых миллионы советских солдат попадали в окружение и плен. Не было десятков и сотен тысяч советских людей, которые с оружием в руках воевали на стороне врага.
И была другая правда, окопная. Которая хранилась в закрытых архивах. О которой было не принято говорить. О которой не писали в газетах, но о которой нам рассказывали отцы и деды. В той, другой правде было всё. 
Предательство и трусость командования.  Бессудные расстрелы и стрельба по своим.
И кровь, и пот, и героизм, и трагедия, и самопожертвование, и предательство, и много ещё всего.
Эта правда пахла кровью, степной пылью, солдатским потом.
Великий писатель Эрнест  Хемингуэй когда то заметил: “Писать правду о войне очень опасно и очень опасно доискиваться правды.
Именно поэтому я с таким  уважением  воспринял новую книгу Сергея Германа «Обречённость».
Уверен, что после выхода книги ему придётся нелегко. Одна часть читателей поспешит причислить его к тем, кто сочувствует предателям и  фашистам. Другая обвинит в том, что  он показал советское командование и советских бойцов недостаточно жестокими.
На мой взгляд не будут правы ни те, ни другие.
Потому что книга Сергея Германа  в большей части не о войне, и не о батальных сценах, которых в книге много и описаны они достаточно красочно и профессионально.
Искренне веришь в то, что автор своими глазами видел, что такое война. Ему действительно пришлось многое пережить. Чеченскую войну, в которой он участвовал составе Объединённой группировки Российских войск, госпиталь, эмиграцию, инвалидность.
И написанная им книга это рассказ повидавшего жизнь человека о таких же людях, попавших в ситуацию, когда только от их решения зависит, - умереть или остаться жить.
Тема морали, нравственных исканий героев всегда волновала русских писателей. Даже тех, кто навсегда уехал из России.
Виктор Некрасов, Георгий Николаевич Владимов, Николай Туроверов, Пётр Николаевич Краснов писали о том, что пережили находясь в эмиграции.
Очень символично, что Сергей Герман тоже уже много лет живёт в Германии.
История  Русского освободительного движения, возникшего в  годы II Мировой войны, и его лидеров казачьего атамана генерала Краснова и генерал-лейтенанта Андрея Власова долго не будет иметь точной оценки. Во многом она будет зависеть от политических убеждений  и пристрастий. Наряду с обвинениями в предательстве и коллаброционизме их будут называть героями и патриотами.
Древние говорили, время –высший судья. Однако надо помнить о том, что Советская Россия неоднократно предавала своих солдат. Преданные и оболганные, они не хотели защищать Сталина и его правительство.
Сталинский террор, коллективизация, голодомор 1930-х годов и прочие беды привели к тому, что  сотни тысяч бывших советских солдат и офицеров, которым удалось спастись от смерти в немецких лагерях, одели на себя форму вражеской армии.
Они рвались в бой с единственной целью. отомстить за свои страдания, за свои переломанные судьбы. Солдатскую смерть они предпочли смерти в немецких или сталинских застенках. Им нельзя было иначе получить оружие и умереть достойно. Советская пропаганда навечно нарекла их Каинами и объяснила их поступок очень просто- предательством, шкурничеством и трусостью. Но они  не были трусами. Потому что те ищут, где побезопаснее, где послаще, и можно спасти свои жизни.
Казаков же, в стан врага привела только последняя крайность,только запредельное отчаяние, только неутолимая ненависть к советскому режиму и только презрение к собственной смерти. Ибо знали они: не будет им ни капли пощады! Не будет прощения. И  ждёт их только лютая смерть.
Они это знали и всё-таки нашивали на левый рукав немецкого мундира, шеврон с бело-сине-красными полосками,по цвету андреевского флага, словами-Дон, Терек, Кубань.
Их презирали все. Русские- за то, что служат немцам, немцы -за то, что родились русскими. И от того, преданным дважды солдатам, оставалось 
лишь одно, биться на смерть. ОБРЕЧЕННОСТЬ - это их сегодняшнее состояние души и это их будущее, их вечный крест. Эта война показала, что русский крест, он самый тяжкий.
И Сергей Герман, отказавшись от стандартного пропагандистского клише, «Все кто надели вражескую форму- предатели», пытается найти собственный ответ. Почему сотни тысяч русских людей-казаки, белые офицеры, советские солдаты и командиры взяли в руки оружие и пошли воевать против своей Родины?
Какую же невыносимую боль смогла им нанести любимая Родина, что они не захотели и не смогли её стерпеть?
Кто  на самом деле эти люди- мученики, русские патриоты или предатели?
Сергей Герман не даёт готового ответа на этот вопрос.
Каждый человек, прочитавший эту книгу должен ответить на этот вопрос сам.

Евгений Меркулов
Донской поэт и писатель.
Родовой казак станицы Верхне-Курмоярская.