По Волге-матушке. Путевые заметки. Калязин

Галина Козловская
 
Часть первая. КАЛЯЗИН
 
ПРИХВАТИВ конец июля и начало августа, отправляюсь в путешествие. Извините, огород и теплица, я ненадолго от вас отлучусь.

Волею случая отправилась я лицезреть красоты земли русской по областям Московской, Владимирской, Ивановской, Тверской, Ярославской, Костромской – в круиз на теплоходе по матушке Волге. Хотелось увидеть родные просторы, что сталось со старинными русскими городами, как живёт-поживает в них народ, чем занимается и делает ли ещё что-нибудь своими руками или забыто напрочь исконно русское рукоделие, народные промыслы, старые традиции.
 
Знала, что где-то рядом есть Россия  красоты необыкновенной, где малиновым звоном разливается благодать старинных храмов, сеют люди лён и шьют своими руками льняные наряды, рисуют и продают на набережных авторские полотна художники, радуют своим мастерством камнерезы, литейщики колоколов, сыроделы, валяльщики валенок, овчинщики, свистулечники, гончары.

И ещё есть природа, нетронутая цивилизацией, а если и тронутая, то бережно.

НА ТЕПЛОХОДЕ МУЗЫКА ИГРАЕТ
 
ДВА часа с учётом пробок на автомобиле – и мы с подругой на Речном вокзале Москвы. Никогда здесь не была, и вот столкнулась с настоящим шедевром архитектуры - удивительной красоты зданием вокзала рождения 1937 года. Мощный монолит в стиле сталинского ампира. Как хорошо, что это построенное на века могущество сохранилось, вопреки сильно поднадоевшим новостройкам из стекла и пластика.   

Теплоход «Н. А. Некрасов» ждёт нас на воде. Трёхпалубный красавчик, на шесть дней он станет нашим домом. Под мажорные брызги «Славянки», марша, от которого мурашки по коже, поднимаемся по трапу. Принимают нас, как родных. По-домашнему гостеприимно, без искусственной вежливости, всё натурально.

Каюта на двоих уютная и не тесная, всё чистенько. И всё предусмотрено: душ, радио, телевизор, телефон, встроенные шкафы с вешалками, светильники.

Прощальный гудок, и мы поплыли-поехали. Помахали платком провожающим, смахнули непрошеную слезу, вздрогнули.

КАК замечательно красивы берега Подмосковья! Проплываем Дмитров, Дубну. Берёзовые рощи сменяются хвойными лесочками. Вот, наверно, белых грибов там –коси косой. Когда ехали к Москве, на обочинах трассы вовсю торговали лисичками, лисичек много, целые короба, и ядрёными белыми грибами. Вот бы сейчас в лес, самая пора пособирать боровичков, но впереди заманчивое и увлекательное путешествие.
 
Ночью проходим первый шлюз. Ждать приходится долго, и я иду спать, особо не расстраиваясь: по маршруту мы должны пройти шестнадцать шлюзов. Утром нас ждёт первая остановка – старинный русский городок Калязин. Засыпая, слышу частушку: «В городе Калязине нас девчата сглазили. Если бы не сглазили, мы бы с них не слазили», - пошло, но народно. Это моя попутчица Людмила что-то вдруг вспомнила народное творчество. Вместе посмеялись.

На Волге все города мужского рода находятся на правом берегу, женского – на левом. Это мне муж подсказал, чтобы не перепутала, когда буду писать свои путевые заметки.

КАЛЯЗИН

УТРОМ причаливаем к правому берегу. Выходим на палубу размять свои заспанные косточки и головушки. Красотища какая! Вот она – матушка Волга. Божественная! Гладкая, как атласная лента, бесконечная, просторная.

Погода хорошая, ласковая. На нижней палубе встречает нас, путёвых, лёгкий ветерок и выпроваживает на экскурсию по городу. А на причале – вот уж не ожидали! – встречают местные самодеятельные артисты. С гармошкой, мандолиной и балалайкой.

Нарядные, как матрёшки, калязинские барышни и голосистые калязинские мужички – в подпоясанных рубахах-косоворотках, в чёрных картузах с лаковым околышем и с приколотыми розочками в густых волосах, в красных, наверное, сафьяновых, сапожках и чёрных галифе. Загляденье! Разухабисто поют задорные частушки.  И-их ты, Русь, не забыла ещё ядрёное русское словечко! 

Рядом - ростовые куклы хохмят, в хоровод всех приглашают. Ну, куклами сейчас никого не удивишь. Но всё равно весело, здорово, с утречка занялось хорошее настроение!

Не скрою, поначалу, как ступили на калязинскую землю и пошли с экскурсоводом смотреть достопримечательности Заречной части города по узкой улочке, показался городок  деревня-деревней. Шли мимо деревянных домов, а кругом куры, кошки, собаки, палисадники с «золотыми шарами», старые деревянные заборы, колодцы. Нет-нет пропылит по дороге мотоцикл с коляской да пройдёт мимо хозяюшка с коромыслом, неся полные вёдра воды.

И вдруг открывается перед нами бесконечная гладь Угличского водохранилища, где, водами омываемая,  одиноко возвышается 75-метровая колокольня Никольского (Николаевского) собора, построенного ещё в 1800 году. У этого старинного памятника архитектуры очень печальная история. Но об этом ниже.

Из истории города Калязина

Город Калязин - районный центр в Тверской области, расположен на правом берегу Волги, в месте впадения в неё реки Жабня. От Москвы – 170 км. Население – около 15 тыс. жителей.
 
А вообще Калязин – старый торговый город в верховьях Волги. Еще в 12 веке в летописи упоминается первое поселение Никола-на-Жабне (прежнее название города). В 15 веке на противоположном левом берегу Волги возводится Калязинско-Троицкий монастырь в честь Николая Мирликийского, покровителя мореходов и рыбаков. Статус города Калязин получил в 1775 году по указу императрицы Екатерины Второй, повелевшей «именовать Троицкий монастырь и окрестные владения городом Калязиным».

Троицкий монастырь был самым крупным монастырём Тверской земли. В 1466 году  в монастырь приезжал за благословлением русский путешественник Афанасий Никитин. Монастырь посещали Иван Грозный и Борис Годунов. В 1609 г. в нём находилась штаб-квартира воеводы М. В. Скопина-Шуйского, возглавлявшего русские войска в борьбе с польско-литовскими захватчиками. Не раз посещали монастырь и царственные особы.

Город рос и благодаря удобному расположению на берегу реки Волги в 18-19 вв. становился важным торговым центром. Здесь два раза в году проходили ярмарки. Развивалось судостроение, кузнечное и кружевное дело. Появились артели и фабрики, небольшие заводы и судоверфь.
 
Много лет собор стоял на главной площади города. Здесь кипела жизнь. Цвели сады возле богатых купеческих особняков, гуляли барышни на тротуарах, проезжали экипажи, пролётки, шумели знаменитые калязинские ярмарки. Все присутственные дома были в центре города. Лавки, конторы, школы, культурные, образовательные, думские учреждения, - всё жило и здравствовало.
Но потребовалась вода, много воды. И не придумали высокие дяди ничего лучшего, как снести центр Калязина и на этом месте построить водохранилище. Попрать людей, собор, сместить город и, в общем-то, поставить на всём крест бедности и нищеты. В общем, приняли жестокое судьбоносное решение.

А, может, понимать этот факт иначе? Как святую жертвенность калязинцев на алтарь Отечества? История рассудит.

Монастырь упразднили в 1920 году. А в 1939-1940 гг. его территория оказалась на дне Угличского водохранилища. В зону затопления попали две трети города.
Когда началось строительство плотины, многие здания разбирали и переносили на другое место, а что не подлежало разборке, взрывали. Колокольню решили не сносить, а приспособить для тренировки начинающих парашютистов. Позже её обсыпали грунтом, чтобы предотвратить разрушение, вызываемое водой и ледоходом. Восстановить город на более высоком месте удалось только после Великой Отечественной войны.

Сегодня колокольня – символ Калязина. Так говорят экскурсоводы. Но какой это символ, отчётливее всего говорит история.   

МНЕ показалось при встрече с этим маленьким старинным городком, что раньше жизнь здесь была ярче и богаче. Сегодня  хорошо то, что сохранились и возродились исконно русские промыслы. По-прежнему в Калязине валяют валенки заводским и ручным способом. И простые - деревенские-классические, и новомодные яркие, расписные, высокие и коротенькие, с аппликациями, оторочками, вышивкой - на все вкусы. Какие молодцы калязинцы, что не бросают свой промысел, а развивают его и радуют людей тёплой обувкой. Не забыли в Калязине русские традиции обработки льна, швейное производство из льняных тканей, а также обувное, овощесушильное дело.

Многие здесь этим производством и живут. Средняя зарплата жителей города небольшая, вернее, совсем скудная – 11 тысяч рублей. Живут калязинцы скромно и весело, многие занимаются домашним рукоделием на продажу, лоскутным шитьём, всякими-разными промыслами, поют в самодеятельных хорах любимые народные песни. Люди добрые, простые, общительные.
 
На окраине, в местечке Свистуха, обратила внимание на такую чёрточку, характерную для  Калязина. Жильцы частных домов высаживают множество цветов – георгины, флоксы, пионы, садовые ромашки и колокольчики, астры, золотые шары за заборами своих домов. На клумбах, тоже за заборами, практически на улице – яркие настурции, анютины глазки, петуньи. Для того, чтобы радовать глаз проходящих мимо людей. Щедрые калязинцы, что ни говори, хоть и небогатые. 

Богат православный край калязинский. Среди архитектурных достопримечательностей  – церковь Вознесения Господня (18 в.), с тремя приделами – Вознесения Господня, Тихвинским и Макария Калязинского. Величественная трёхъярусная колокольня выполнена в стиле классицизма и украшена парными колоннами и высоким шпилем. После реставрации церковь открыта для богослужений.

Небольшая Свято-Введенская церковь (конец 19 в.) построена на деньги купца Ивана Охлобыстина. Стены храма – из красного кирпича. Золотистые кресты, зелёные шатры и лазурные главки придают ей праздничность. Здесь же и захоронен калязинский купец. 

За рекой Жабней – церковь Богоявления, постройки 18 века. Это пятиглавый большой храм с главным престолом Богоявления и с одним приделом святого Ильи. Поэтому церковь часто называют Ильинской. Позже был пристроен ещё один придел – Иоанна Предтечи. И настоящим её украшением становится новый четырёхъярусный иконостас.
 
В Богоявленской церкви находится Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского, основанный в 1920 году. В нём можно увидеть архитектурные, керамические, скульптурные фрагменты и росписи Калязинско-Троицкого монастыря, прикладное искусство XVIII — XIX веков.

Музей богат историей и краеведением. Отдел археологии рассказывает о поселениях первобытного человека на территории Калязинского района, о возникновении г. Кснятин (1134 год). Здесь представлены археологическая карта района, каменные орудия труда, фрагменты керамических сосудов, каменные топоры, украшения, наконечники стрел из камня и кости.

Отдел другой экспозиции посвящен истории возникновения и развития Троицкого первоклассного мужского монастыря. Здесь представлены фрески со стен монастыря XV века, технология их создания, развитие ремёсел XV-XVII веков.

В начале XVII века Калязин стал ареной ожесточенной борьбы против иностранной интервенции. Здесь произошла битва русских войск под предводительством князя М.В. Скопина-Шуйского с поляками. Боевой дух того времени доносят до нас набатный колокол, оружие (алебарды, секиры, наконечники копий), кольчуга, пушки и ядра.

Строительство водной Вышневолоцкой системы в эпоху Петра I дало толчок в развитии ремёсел и торговли. Модель волжской барки, якорь, судовые пушки рассказывают о развитии судоходства.

Изделия кузнецов, расписные изразцы говорят о местных умельцах. Привлекают внимание образцы тканей, вышивки и золотного шитья XVIII века. На всю Россию славились калязинские кружева, они охотно покупались в обеих столицах.

Туризм в Калязине только-только начинает развиваться. И тихий провинциальный городок набирает обороты – предприимчивые люди тут как тут. Где-то в частном доме (домах) появились новые музеи - Бабы Яги, деревянных ложек, байкеров. Побывать там не пришлось, но те, кто побывал и увидел, рассказывали, что «посмотреть можно и не сложно».

Мне же больше по душе услышать звон коклюшек, увидеть, как плетутся кружева, крутится гончарный круг, валяются валенки… А с бабкой-ёжкой что-то встречаться не хотелось. В Калязине действует авторская школа кружевоплетения на коклюшках. Вроде как частная школа.Так что, калязинское коклюшечное кружево, зародившись в XVII веке, сохранилось и процветает в настоящее время.

И ещё я узнала, что в деревне Матвейково близ Калязина открыта гончарная мастерская по изготовлению глиняной игрушки, декоративных изделий - подсвечников, колокольчиков. Налаживается кузнечное ремесло. А где ремесло – там и сувениры. Кому не хочется привезти домой из путешествия ладную подкову на счастье от калязинских умельцев!

Конечно,  нам, туристам, всё зараз не покажешь. Из местных газет узнала, что калязинские резчики по дереву, мастерицы, работающие в лоскутной технике, а также создатели вышитых картин принимают участие в областных и межрегиональных выставках, ярмарках, были неоднократно удостоены дипломов и званий народных умельцев Тверской земли.

А ещё узнала, есть в городе дом Ремёсел, где совместно с центром занятости учат молодёжь «рукоприкладству», то бишь рукоделию и творчеству.

НЕ ЗРЯ, нет, не зря оторвалась я от своих летних грядок и отправилась в путешествие по Волге. Нутром своим чувствовала, что обязательно увижу то, что хотелось увидеть и убедиться: не скудеет Россия талантами и народными промыслами! Не забывает свои природные корни.

А ещё, рассказывал экскурсовод, проводится в городе Калязине, вроде как раз в году, необычайной широты яркий праздник с ухарским названием «Валяй-гуляй». Вот бы попасть на это гульбище, чтобы разом посмотреть всю хлебосольную красоту и познать удаль этого маленького старинного русского городка на Волге. 
 
 

(Продолжение путевых заметок следует).