Многомировая концепция жизни

Аркадий Костерин
В сокращённом виде эта статья была опубликована на сайте МЦЭИ http://milkywaycenter.com/everettica/AK300114.pdf

   Эта статья является продолжением размышлений, приведённых в моих предыдущих статьях: «О гипотезе Тегмарка»(2), «Душа в многомирии»(3), «Многомировая модель спасения»(4), «Многомировая интерпретация антропной вселенной»(5) и других.

1. Принципы рассмотрения.

   Итак, поиск наиболее универсальной модели бытия, естественно, по ходу размышлений, перерос в многомировую концепцию человеческой жизни. Своё построение я провожу на поле эвереттики, то есть в области человеческого познания, порождённой многомировой концепцией квантовой механики. Для квантовой физики, вообще характерно сопряжение физического и психического аспектов реальности, что выражается, в частности, в известной «Проблеме наблюдателя». Напомню, что математическое описание квантовых процессов включает все возможные их варианты, как бы в совокупности (в суперпозиции). И лишь присутствие наблюдателя, согласно традиционной трактовке, вызывает  стягивание волновой функции к одному конкретному варианту события. Таким образом, получается, что наблюдатель одним своим присутствием как-то влияет на формирование действительности. В контексте же многомировой концепции, все возможные варианты квантового события считаются реальными, но происходящими, как бы, в разных Вселенных, в которых присутствуют «свои» наблюдатели\1\(см. сноски).
   Многомировая концепция имеет несколько трактовок. Я придерживаюсь трактовки, которая вытекает из гипотезы выдающегося современного физика М.Б. Менского о роли сознания. Он выдвинул гипотезу, что человеческое сознание является механизмом выделения реальности из квантовой суперпозиции (6,7). Дальнейшее развитие этой трактовки многомировой концепции связано для меня с принципиальным постулатом Ю.А. Лебедева о структуре всеобщего бытия (8). Согласно этому постулату бытие, в целом, имеет принципиально двухполюсный характер. Психический (для примитивного уровня – психоидный) полюс бытия определяет содержание объектов, а физический полюс олицетворяет их материальное существование. То есть, психический и материальный аспекты бытия связаны как содержание и форма. Дальнейшие мои построения являются развитием этих положений.
 
   Итак, начнём рассуждения с основ. Как уже было сказано выше, основой бытия, в целом, я считаю его духовное содержание — мысли, идеи, образы и представления, а формой — материальную действительность. В контексте постулата Лебедева, я представляю себе Мироздание как единый квантовый объект — двухполюсный  Мультиверс. Это неразрывная «связка» всеобщей суперпозиции смыслов и суперпозиции квантовых физических состояний. О суперпозиции смыслов можно сказать, что это совокупность всех смыслов, идей и отношений для всех объектов во Вселенной\2\. Это полная информация о Мироздании. Под всеобщей суперпозицией физических состояний я подразумеваю квантовую суперпозицию всех возможных физических состояний всех объектов во Вселенной.

   Мною было ранее введено понятие о деятелях Мультиверса.  Это идеальные, т.е. нематериальные центры активности Мультиверса, они обладают определённой свободой и  выбирают материальное бытие своих (т. е. олицетворяющих их) объектов. Они и являются теми наблюдателями, которые выбирают конкретные отношения и линии бытия из многомировой всеобщности. Универсальная суперпозиция Мультиверса статична, это всего лишь набор картинок, представляющих различные состояния Вселенной. Деятели же регулярно направляют свою свободную волю на выявление конкретных качественных состояний из состава вселенской суперпозиции. Так организуются отношения всех объектов во Вселенной.
   Выбору материального бытия предшествует выбор деятелем из суперпозиции смыслов своего актуального «эйдоса» (идеи), как способа существования. Деятели формируют свой информационный облик а также инициируют взаимодействия между объектами. Выбирая характер своих взаимодействий, деятели выбирают из всеобщей суперпозиции конкретную линию существования. Эйдос определяет и память деятеля, позволяющую ему включиться в конкретный образ бытия. На физическом уровне бытия память объектов определяется их материальной формой и состоянием. Таким образом, деятели являются, как бы, «зародышами» всех материальных тел. Деятели более высокого уровня (биологические и сознательные) обладают многоуровневой памятью, хранящей информацию о психических состояниях. (9) Таким образом содержательная психическая составляющая бытия претворяется в бытие материальное.
   Человеческая личность также является высокоорганизованным деятелем Мультиверса. Существование личности, так же, как и существование всех объектов во Вселенной может быть рассмотрено на квантовомеханической модели. В частности, я полагаю, что личность в каждом такте самоосознания выбирает одно из квантовых состояний волновой функции Вселенной (у Эверетта — это соотнесённые состояния (10)). Под квантовым состоянием я понимаю одномоментное качественное представление о Вселенной в доступных для человеческого разума измерениях. В каждом такте качественные состояния различаются, но благодаря объединяющим свойствам сознания и памяти, личность формирует из этого многообразия условно линейную реальность. (См. Рис.1) Это духовно-информационное содержание и воплощается в многообразии ощущений и материальных взаимодействий.

   Итак, согласно многомировой концепции, вся Вселенная рассматривается как единая квантовая система, которая, в отсутствие наблюдателя, представляет собой суперпозицию всех возможных отдельных её состояний. Появление наблюдателя, обладающего памятью, выделяет для него одно из конкретных состояний Вселенной. Поскольку сознание человека непрерывно выявляет такие частные варианты, которые объединяются посредством памяти в единый контекст, то этим формируется вероятностный ареал частного конкретного бытия или, коридор реальностей личности. (См. Рис.1) Личный коридор реальностей может совмещаться или пересекаться с ареалами существования других наблюдателей, что означает возможность взаимодействия с ними.


2. Многомировая модель психики.               

   Жизнь человеческая многообразна. Она состоит из множества разнородных и разнокачественных реальностей, выбираемых нами в разные моменты, как бы сплетена из них. Наши духовные реальности имеют различные вероятности. Одни из них органично присущи нам, являются неотъемлемой частью нашего характера. Другие, как бы, случайно вплетаются в нашу жизнь. Но, только все вместе они формируют нашу действительность. Разнородность выбираемых нами в жизни вариантов поведения обусловлена неоднозначностью и неоднородностью нашего духовного мира. Но, тем не менее, с позиции многомировой концепции, душа человеческая представляет собой цельный объект — мультивидуум. Мультивидуум, при всём его многообразии, по определению, не разделим, потому что он  формируется одним деятелем Мультиверса.
   Всякое принимаемое нами решение имеет альтернативные варианты, их, по меньшей мере, несколько. Мы стараемся выбрать наилучший вариант, наш выбор определяется представлениями нашего разума о пользе, о том, что для нас лучше или хуже. Кроме того мы руководствуемся нашей памятью о подобных ситуациях, т.е. накопленным опытом, оцениваем наши физические и духовные возможности и соотносим их с целями. Однако оптимальный выбор затруднителен, и это приводит нас к необходимости анализировать альтернативы. В зависимости от своей актуальности, альтернативные варианты имеют большую или меньшую вероятность для того коридора реальностей, в котором мы привычно существуем. Мы выбираем в каждом такте осознания один вариант, а все прочие так и остаются для нас альтернативами.
   Каждый альтернативный вариант является частью некоей конкретной действительности, т.е. определённой линии нашей жизни. Хотя альтернативные реальности обычно нами не воспринимаются но, с позиции многомировой концепции, все они действительно существуют в нашем духовном мире. Эти альтернативы, время от времени, выбираются нами и участвуют в актуальной, действительности, в соответствии с их вероятностью. Разум наш включает их в формируемые «эклектические» причинно-следственные связи «дневного сознания». — По сути, это сознание, является усреднённым понятием, результирующим осознаваемую действительность коридора реальностей. В целом же альтернативные линии нами не выделяются и не осознаются. Однако, все варианты личности, в том числе и неосознанные, существуют в многомирии слитно, как мультивидуум. Собственно, этот многомировой субъект и есть душа.
   Таким образом, в человеческой психике содержатся все возможные варианты личности. Все они, кроме актуальных, «сознательных» вариантов, пребывают в области подсознательного. Я бы сказал, что они вытесняются в подсознательное доминирующими вариантами личности, посредством контроля над всеми психическими проявлениями. Контролирующий центр психики непрестанно проверяет конкурирующие психические содержания на «достоверность» их по отношению к дневному сознанию. Дневное сознание через контролирующий центр психики формирует причинно-следственные связи событий и сохраняет их в памяти. Вытесненные альтернативные варианты личности остаются, тем не менее, последовательными и логически цельными психическими субъектами. Об этом говорят психотерапевты, которые рассматривают эти субъекты как частичные личности и называют их психическими комплексами.
   Как это выглядит в нашей жизни? Наши действия часто бывают непоследовательны, и нелогичны. Подчас, мы сами не понимаем себя и своих поступков. В своих представлениях, мы упрощаем действительность нашей жизни и отождествляем свой жизненный путь с одной, единственной осознаваемой реальностью классического линейно-причинного вида. Это следствие работы контролирующего центра психики, о которой говорилось выше. Однако, не осознаваемые нами варианты психики также вносят свой вклад в мотивацию наших поступков, что порождает много внутренних конфликтных ситуаций. Это и есть проявление многоплановости нашей жизни. Кроме осознаваемых вариантов реализуются и другие, менее вероятные линии нашего поведения. Одни из них отражают развитие, другие – деградацию, одни благополучны, другие – несчастны, но все они взаимосвязаны и влияют друг на друга в любой момент существования.
   Дневное сознание, является, по сути, союзом самых активных и энергичных  психических комплексов. Поэтому этот вариант личности и является доминирующим.  Другие, альтернативные варианты поведения менее энергичны и актуальны, поэтому они вплетаются в нашу действительность реже. То есть, вероятность личных альтернатив проявляется как частота их выбора. Здесь важно отметить, что варианты личности, взятые по отдельности, имеют, как бы разное субъективное время. Это связано именно с различной частотой их реализации. Чем чаще реализации данного варианта, тем интенсивнее (быстрее) течение времени для этой альтернативы. Естественно, наиболее быстрое время характерно для  для дневного сознания, которое коррелирует с физическим временем\2\. Таким образом, в предлагаемой модели многомировая душа — мультивидуум проходит человеческую жизнь во всех возможных вариантах, как бы, параллельно, но в разном темпе.


3. Графическое представление «эклектической реальности».


    Допустим, мы обобщённо представим жизнь, как единую траекторию движения в n измерениях. Предположим, что эта траектория описывается неким уравнением, типа волнового уравнения, состоящим из множества членов. Каждый из этих членов является функцией одного из альтернативных вариантов существования личности. Всем членам соответствуют весовые коэффициенты, выражающие их вероятностный вклад в формируемую действительность. (Вероятность выражается в усреднённой частоте выбора данной реальности). Первый член уравнения, наиболее весомый, олицетворяет дневное сознание. Каждый последующий член общего уравнения имеет меньшую частоту, относительно предыдущего, чему соответствуют меньшие весовые коэффициенты. Определённая величина весового коэффициента соответствует вхождению варианта личности в  осознаваемый коридор реальностей. Все остальные члены, с меньшими весовыми коэффициентами, пребывают в области бессознательного.
      
  Как формируется действительность человеческого существования? Чтобы представить себе это, придётся свести всё многообразие параметров линии жизни в n измерениях к обобщённому параметру качества бытия (духовному богатству), Параметр А в этой модели может (и должен!) иметь множество форм. («Духовное богатство» разнокачественно, оно определяется шкалой отсчёта). Как подсказал мне Ю.А. Лебедев (11), предложенные рисунки – это сечение трехмерного множества (А, tl, К) при определённом значении К. К – это «базисный набор критериев выбора (формирования) «духовного богатства»». Проблема формализации К является  чрезвычайно сложной и ключевой для возможности утилитарного использования предлагаемой модели. Вводя некое фиксированное значение К, мы упрощаем модельную ситуацию и параллельные, по сути, процессы сводим к привычному нам последовательному рассмотрению. Так мы получаем двумерную модель, приведённую на Рис.1, которая позволяет без затрудняющей понимание детализации представить основные идеи настоящей работы.
   На графике я постарался показать, что наше существование во времени квантовано на акты осознания реальности. То есть мы принимаем рассмотрение параллельных составляющих личности как множества прерывистых функций. Это означает, что наша действительность является многолинейной, она похожа на переплетённый жгут, состоящий из более или менее близких альтернатив. Но, эти линии существования реализуются прерывисто, каждая — в своём такте выбора реальности. Этот жгут и изображает коридор реальностей нашего существования. Изредка, в состав жгута вплетаются альтернативы и вовсе маловероятные. (На Рис.1 эти отрезки будут находиться за осознаваемой областью.)
   
   Итак, «линию жизни», при детальном рассмотрении, можно представить, как последовательность отрезков, принадлежащих к множеству линейных траекторий, расположенных внутри коридора реальностей. Каждая траектория соответствует одному из вариантов психического воплощения. При этом, каждый отрезок соответствует одному акту реализации личности, т. е. выбору одной из реальностей. Таким образом, актуальная психическая реальность передаётся как эстафета от одного варианта личности к другому. Акты реализации, расположенные внутри коридора реальности, воспринимаются контролирующим центром личности, как принадлежащие к одной «эклектической» причинно-следственной линии бытия. В этом смысле, они осознаются. Если же выбираемая реальность лежит за пределами коридора реальностей, то она сознанием не опознаётся и включается в контекст действительности скрытно, как бы, исподволь. Поэтому на Рис.1 граница коридора реальностей названа условной.
   
    Последовательность выбора реальности, определяемая дневным сознанием, со временем, неизбежно подходит к своему формальному пределу, то есть, завершает физическое существование. Границы актуального материального существования обусловлены действием законов природы, обобщённо выражаемым ростом энтропии. Неизбежно влияют и внешние события, искусственно прерывающие данную конкретную линию существования. Например, несчастные случаи, катастрофы, военное или криминальное насилие. В простейшем случае, при этом из уравнения жизненной траектории выпадает главный член, наиболее завязанный на материальное бытие.  Как показано на Рис.1 и Рис.2, существует два исхода из актуального существования: в инобытие, или к следующему этапу земного существования. Вообще-то, выходов в инобытие много, но мы сейчас не будем на этом останавливаться.
   Задумаемся лучше, что может определять окончание земного существования или его продолжение. По-моему, ответ довольно очевиден. Земное существование человеческого мультивидуума продолжается до тех пор, пока его духовное содержание вмещается в земные материальные формы. Ведь связь между содержанием и формой однозначна. А земному бытию соответствует довольно узкий «антропный диапазон» для каждой из физических констант. Ограничивать же духовное пространство психического существования, исходя из жёстких и тесных материальных форм, у нас нет никаких оснований. В многомирии реализуются все варианты психических содержаний.
   Если мы переходим к следующему отрезку материального существования, то переход этот, в принципе, не должен отличаться в восприятии от обыденного выбора реальности. Это ведь не осознаваемый квантовый переход. По сути же, переход к следующему этапу земной жизни приводит к перестройке действительности, в которой теперь главным становится второй по весу член. Он является наиболее энергичным из всех альтернативных вариантов личности, поэтому с наибольшей вероятностью и принимает главенство. Такой переход по убыванию номера альтернативы выглядит естественно ещё и потому, что второй член жизненного уравнения является самым близким к  предыдущему главному члену по темпу времени. Второй член «младше по возрасту» чем бывший главный член, потому что он имел на предыдущем этапе более замедленный темп времени. Происходит переход к другому дневному сознанию и к несколько иной действительности. Впрочем, расхождение в выборе реальностей проявляется постепенно. Причём, самоосознание человека непрерывно, а память в разных вариантах может отличаться. Напрашивающееся здесь сравнение с реинкарнацией неправомерно. Мультивидуум участвует полностью во всех реализациях личности, просто на разных отрезках сознанием освещаются различные его грани.
   По окончании линии материального существования второго по весу члена, главным становится третий член уравнения, имевший замедленное существование и наивысшую вероятность по сравнению с бывшим вторым членом. И так далее, осуществляется преемственность, как это показано на Рис.2. Таким образом, с окончанием, естественным или вынужденным, очередного актуального существования наша личность возглавляется другим, следующим по весу, членом суперпозиции мультивидуума. Эта «передача эстафеты» осуществляется в связи с прохождением т. н. «смертельных развилок», естественных или катастрофичных. Об этом я писал в статье «О гипотезе Тегмарка». Разумеется, не всякая смертельная опасность исключает из бытия главный член «жизненного уравнения». Но это весьма вероятно.

   То есть, можно представить себе действительность, как совокупность прерывистых функций с разным тактом выявления, совмещённых в некоем коридоре близких материальных и физических реальностей. Переход от одной функции к другой осуществляется как квантовый скачок. Говоря простым языком, и имея в виду сознательное восприятие, жизнь человеческую можно представить, как последовательность линейных отрезков. Можно сказать, что она квантована на участки, преимущественно выражающие некоторые частные смыслы существования. На каждом из отрезков сознание контролируется одним из альтернативных вариантов личности. Причём, это верно, как по отношению к выбору реальности в актуальной действительности (Рис.1), так и по отношению к последовательности актуальных жизненных отрезков (Рис.2). То что графики, представленные на обоих рисунках, идентичны по смыслу, является отражением фрактальной структуры бытия. Переходы от одного варианта существования к другому человеком не осознаются, поскольку каждый альтернативный вариант личности имеет свою, изолированную память.
   Вообще, говоря, представленная на графиках модель сильно упрощена по сравнению с действительным формированием коридора реальностей. Дело в том, что варианты человеческой личности имеют широкий диапазон масштабов выявляемой реальности. Об этом я писал в предыдущих статьях, например в (12). Масштаб выявляемых реальностей, говоря обобщённо, определяется иерархией реализуемых духовных содержаний. Ну, например, совершенно разные масштабы будут у реальностей, выражающих бытовые и поэтические смыслы. Практически же, в приложении к нашему графику, это влияет на длительность тактов выбора реальности и их среднюю частоту в осознаваемой области. То есть, осознаваемая действительность складывается из наложения выборов реальностей различного масштаба.

   Возможно, читатель исполнен недоверия: как же возможна такая цепочка «перевоплощений» в иную действительность и в другую жизнь? Как может быть, что жизнь, начавшись в одной реальности, продолжается в другой? И в третьей, и в четвёртой? Это выглядит совершенно невероятно, с позиции здравого смысла! — Такие  вопросы совершенно естественны, если исходить из традиционного понимания объективной реальности, как линейного, детерминированного бытия. Но я же и начал с того, что данный нам объективный мир не соответствует нашим представлениям, он не является классической реальностью физического мира. Мир представляет собой необъятную сокровищницу всех смыслов и бесконечное многообразие воплощающих их форм. Но, в отсутствие человека, этот мир похож на библиотеку без читателя. — Всё есть: и содержания и формы, но нет жизни, чувства, действия. Появляется активный разум — и выбирается действительность, начинаются отношения смыслов и форм. То есть, про альтернативные жизни можно сказать, что они есть до выбора их человеком, и в то же время, их нет. Они есть как некая данность, как статика (набор картинок). Но в них нет отношений, которые привносятся свободным выбором.

   Не могу оставить в стороне от рассмотрения значение сна в психической жизни человека. Ведь сон занимает почти треть продолжительности жизни. Предполагаю, в контексте приведённой выше модели, что сон представляет собой оперативную оптимизацию мультивидуума. То есть, во сне происходит перестройка мультивидуума в соответствии с актуальным статусом составляющих личностей. Конкретно — изменяется место и вес комплексов в составе психики, изменяются весовые коэффициенты и очерёдность составляющих членов общего уравнения. Давно замечено, что в снах выявляются актуальные подсознательные содержания, то, что «наболело» в душе. Мы наблюдаем во сне интерпретацию тех составляющих мультивидуума, которые стремятся войти в дневное сознание. При этом происходит «подгонка» темпа времени новых актуальных комплексов в отсутствие контроля доминирующего сознания. Поэтому мы часто наблюдаем во снах уплотнение времени.
   Итак, жизнь едина, хотя и состоит для восприятия, опосредованного сознанием, из последовательных частей, более или менее согласованных бытийно и материально. Куски эти разделены смертельными развилками. Сколько мы их уже прожили? — Бог  весть! Судить об этом, может быть, можно по тому, как быстро летит время. Это ощущается всеми пожилыми людьми. Ускорение времени в старости закономерно, ведь «у руля» нашей личности в пожилом возрасте стоят уже не те варианты, с которыми мы начинали жизнь. Руководят психикой стариков «дубли», которые имеют низкую частоту реализации. Биологи утверждают, что пожилые люди фиксируют свое биологическое состояние, т. е. материальную привязку к физическому времени, в среднем, вдвое реже, чем молодые. Реже смотрим на «часы», поэтому нам и кажется, что время летит так быстро!


4. Приложение.  Поиск модели всеобщего спасения.

  Учение о спасении души является важнейшей частью христианской догматики. (1) Христианское вероучение исходит из того, что души человеческие повреждены грехом, который постепенно разрастается, лишает человека свободы и обрекает его на вечные мучения. Для того, чтобы спасти людей от вечной погибели, на землю явился Мессия — Христос. Христос Спаситель — является одним из Лиц Святой Троицы, Сыном Божиим. Спасение человека без помощи Божьей невозможно. Бог подаёт человеку осознание его прегрешений, покаяние и возможность исправления на пути Христовой Веры. В деле спасения души должно произойти соединение Божьей Воли с волей человеческой.
   Итак, спасение души подразумевает очищение души от скверных помыслов, разрушение оков греха, просвещение её в Духе Истины, Милосердия и Любви. Спасение — это бесконечное восхождение человека Божьему Промыслу о нём, познание великой Премудрости и Славы Божьей. Спасаемая душа вовлекается в нарастающий процесс духовного созидания Царства Божия в себе и в окружающем мире. В контексте изложенных выше представлений о мультивидууме, спасение представляется как перемещение актуального выбора реальности в благую область, изначально предназначенную Богом для человека. Этому сопутствует познание человеком себя, очищение от скверны, осознание своего подсознания и консолидация всех творческих сил души (всех составляющих личностей мультивидуума).

   В своём поиске я исхожу из основ христианской догматики. Нерушимо и свято для меня реченное Христом: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через меня" (1. Ин. 14:6)
   Во-вторых, для меня непреложно, что Господь пришёл на землю, чтобы спасти всех людей См.(13). Бог — это Абсолют. С позиции человеческого восприятия, Он обладает всемогуществом и всеведением.  Поэтому Замысел Божий не может быть не успешным.
   В третьих, я исхожу из того, что каждый человек свободен. Это должно быть очевидно всякому, потому что, по сути, свобода — это основа человеческой жизни. Человек не сможет жить, если он будет ощущать себя марионеткой. Он просто потеряет все свои человеческие качества и превратится в мыслящее животное. Я убеждён, что в бесспорном доказательстве бытия человеческой личности: «Я мыслю, значит я существую», с необходимостью, подразумевается — «мыслю свободно».  Поэтому Бог не может спасти человека против его воли

  Как же примирить эти фундаментальные, но, по-видимому, противоречивые посылки? Мне представляется, что это возможно в русле многомировой парадигмы. Поэтому, опираясь на принципы эвереттики и исходя из приведённых априорных посылок я попытался построить хотя бы ограниченную модель понимания всеобщего спасения, которая естественно, по ходу размышлений, переросла в многомировую концепцию человеческой жизни, которая описана выше.
   Завершающей посылкой для понимания спасения на основе описанной  модели человеческого существования является истина, явленная нам в Христианстве:
Бог есть Любовь! — Бог  любит человека! Поэтому Он всегда завершает земное человеческое бытие самым спасительным вариантом жизни. То есть, приводящим его в непосредственную область Божьего Промысла о человеке. Либо уж таким, который наименее остальных отягощён грехом.
   Итак, жизненная последовательность заканчивается вариантом, приводящим человека к вечной жизни. Переход к спасительному варианту может быть сопряжён с изменением памяти и выбором иного прошлого. Так я трактую возможность отрешения от грехов в результате покаяния (14). Спасительные варианты существования могут быть наиболее трудными в человеческом земном существовании. Они могут быть сопряжены с великими скорбями, с болезнями, страданиями от ближних или за ближних. Поэтому, замедление времени в последних спасительных воплощениях можно рассматривать как проявление Милосердия Божьего. «Претерпевший же до конца спасётся...» Да поможет нам Бог!


Используемые  источники.

1. Библия.
2. Костерин А.М. О гипотезе Тегмарка.
3. Костерин А.М. Душа в многомирии.
4. Костерин А.М. Многомировая модель спасения.
5. Костерин А.М. Многомировая интерпретация антропной вселенной.
6. Менский М.Б. ,"Квантовая механика: новые эксперименты, новые приложения
и новые формулировки старых вопросов",УФН, т. 170, N6, 2000 г., стр. 631 -
648.Интернет-копия http://everettian.chat.ru/Russian/Mensky.html
7. 5. Менский М.Б. Концепция сознания в контексте квантовой механики. УФН, т.
175, №4 стр. 413 – 435. Интернет-копия
www.chronos.msu.ru/RREPORTS/mensky_kontseptsia.pdf
8. Лебедев Ю.А. Эвереттическая аксиоматика. Москва. Фирма «ЛеЖе» 2009г. Электронный вариант: http://www.everettica.org/art/Aks.pdf
9. Костерин. А.М. Человек, как персонаж объективного мира. http://milkywaycenter.com/everettica/K210613.pdf
10. Эверетт Хью. Формулировка квантовой механики через соотнесённые состояния. Перевод Ю.А. Лебедева.  http://www.everettica.org/art/Ever2.pdf
11. Лебедев Ю.А. Частное сообщение от 29.01.14.
12. Костерин А.М. Смысловые измерения в различных масштабах. http://www.everettica.org/art/100311.pdf
13. Бог во Христе примирил с Собою мир – Вавилон. wikihttp://babylon.wiki-wiki.ru/b/index.php/
14. Костерин А.М. Об изменении прошлого. http://www.everettica.org/lib.php3)


Сноски

\1\ В моём понимании, объективно существует единая многомировая Вселенная — Мультиверс, поэтому я говорю не о разных вселенных а о качественных состояниях, или срезах Вселенной.

\2\ То, что эти смыслы слиты воедино в данной модели, имеет значение Всеобщей актуальной духовной реальности. Можно сказать, что это модель понимания «мировосприятия» Бога. С этим понятием хорошо коррелирует представление о Божественной Софии, Премудрости Божьей. Это как бы информационное и идейное содержание Мироздания.

\3\ Совершенно естественно, что дневное сознание привязано к изменениям внешней материальной среды, т. е. к физическому времени.


Январь 2014. Нюрнберг.