1. Анатолий Джугаш Иду за паном Гашеком повесть

Джугаш
   Вся моя жизнь,так или иначе,связана с местами,
 где пришлось жить и работать чешскому писателю
 Ярославу Гашеку.Я родился в большой семье быв
 шего лихого конника ,когда-то в годы Гражданской
 войны 82 кавалерийского полка Туркестанского округа.
 Когда мой отец служил в этом полку,полк воевал против
 басмаческих банд,во главе которых стоял хан Исмаил-бек.
 После войны в Туркестане,отец работал чекистом в Сред
 ней Азии,Дагестане до момента,пока не заболел.Мать моя
 и дальневосточный таежный охотник вылечили его народным
 снадобьем.После окончания болезни,отец поступил на кур
 сы машинистов паровоза в городе Омске.Он водил железнодорожные поезда во время войны и после ее окончания,сумел прожить до глубокой старости и еще вырастить с
 моей любимой матерею пятерых детей.Похоронили его уже на кладбище Алма=атинского табаксовхоза,где он ныне покоится рядом с матерью и человеком,который  наделал много вреда в жизни нашей семье.Се ля ви,как говорят в таких случаях французы.
   До самой глубокой старости отец сумел сохранить стройность своего тела,пружинистую походку бывшего кавалериста-буденовца,отличную память и цепкость глаз чекиста на людей и исторические события.Еще перед смертью он мог мгновенным ударом ладони своей руки убить змею в горах Тяньшаня ,вскочить на горячего коня,не касаясь ногой стремени.Мать моя умерла,имея на груди значок"Ворошиловский стрелок".



   Северо-Казахстанская область занимает южную окраину Западно-Сибирской равнины и южную часть казахского мелкосопочника.Климат здесь резко континентальный.Зима морозная и продолжительная до 5 месяцев,малоснежная,лето сравнительно жаркое,с преобладанием ясной,часто засушливой погоды.Здесь более 100 озер,но многие из них периодически высыхают.Встречаются болота,иногда с ивовыми зарослями.Леса мало,и они преимущественно березовые.Встречаются лось,сибирская косуля,из хищных-волк,а также:лисицы-обыкновенная и корсак,зайцы-белый и русак,ондатры,ежи.Из крупных рек протекает река Ишим,приток мощного сибирского Иртыша.В водоемах водятся щука,карась,окунь,ерш,язь.Населяют область русские\63 процента\,казахи\15 процентов\,украинцы\8 процентов\,немцы\около 7 процентов\,татары,белорусы и др.Насчитывается более 100 промышленных предприятий,имеется посевная площадь земли около 3 миллионов гектар,где выращиваются пшеница,овес,ячмень,гречиха,просо,овощи,кормовые культуры для нужд народного хозяйства.На 1 января 1975 года насчитывалось 599 тысяч голов крупного рогатого скота,в основном красной степной породы,390 тысяч свиней,346 тысяч овец и коз и 40 тысяч лошадей.
   Северо-Казахстанскую область пересекает Транссибирская железная дорога,от нее отходят линии сообщением:Петропавловск-Чу,Курган-Пески и узкоколейная  Булаевская-Молодогвардейская.Длина железных дорог 470 километров.Протяженность автомобильных дорог 3 тысячи километров.Авиалинии связывают Петропавловск с Москвой,Алма-Атой,многими городами Казахстана,Сибири,Урала,курортами Кавказа.Речные перевозки по реке Ишим незначительны.В 1975 году в 527 общеобразовательных школах обучалось 134 тысячи учащихся,в 25 профессиональных технических училищах около 11 тысяч учащихся.Имеется 10 средних учебных специальных заведений,педагогический институт,486 библиотек,областной краеведческий музей,драматический театр,филармония,404 клубных учреждений,558 киноустановок,станция юных натуралистов,81 больничное учреждение на 7 тысяч коек\12 коек на одну тысячу жителей\,где работали 1200 врачей.Выходят:областная газета "Ленинское знамя" на русском и казахском языках,есть телевидение и радио.

   Петропавловск,город,центр Северо-Казахстанской области.Основан в 1752 году как крепость на Ишимской укрепленной линии Российской империи. 1807-город,в 1824-39 окружной город Омской области,в 1868-1918 уездный город Акмолинской губернии.Здесь в 1939 году в число 92 тысячи жителей вошли в майские дни в невзрачном на вид родильном доме,мы с моим другом Володькой Клименко.Отец его работал в Петропавловском железнодорожном депо с моим отцом-Дмитрием Кузьмичем Овчаренко.Кстати сказать в том же 1939 году построили в рабочем поселке для нас с Вовкой и школу-восьмилетку.Но в нее мы пойдем с ним уже после окончания Второй Мировой войны.Она будет воспитывать в тяжелое послевоенное время нашу вся голоштанную детвору,нашего поселка Зайсан-большого убежища убогих саманных землянок и дощатых бараков.В военные годы,здесь еще учили для фронта боевых летчиков бомбардировочной авиации.
   Из всех технических училищ города Петропавловска мне больше всего нравилось большое,двухэтажное,что стоит на улице Пушкина.Здесь училась моя старшая сестра Вера на радиста,в нем работал преподавателем Александр Петрович,который принимал у меня экзамены по математике,когда я поступал в Алма-Атинский строительный техникум.Александр Петрович был в то время директором этого училища,а также являлся моим другом по комсомольской линии.Так вот одним из великих достоинств еще этого технического училища было то,что в одном из из крыльев его здания находился прекрасный музей,экспонаты и документы которого были посвящены и имели отношение к жизни легендарного чешского писателя Ярослава Гашека,автора биографии бессмертного солдата Швейка.,а также еще тысяч других литературных произведений двадцатого века.

   Перегруппировав свои силы,14 октября 1919 года войска Восточного фронта Красной армии (67 тысяч штыков и сабель против 61 тысячи у противника) начали наступление.Главный удар наносила 5-я армия(около 35 тысяч штыков и сабель,95 орудий,имея задачу обойти белых(около 27 тысяч штыков и сабель,153 орудия).Белые начали отступать по всему фронту.31 октября 1919,когда аръегард красноармейцев захватил деревянный мост через Ишим,сбив с него пулеметными очередями цепи колчаковцев,это дало возможность передовым частям по еще теплому мосту ворваться с налета в Петропавловск,отбросить силы белых на Омск.
   Стояло морозное утро,по уездному городку,стоящему на берегах Ишима еще сновали разгоряченные,вспотевшие солдаты 5-ой армии Восточного фронта,а обыватель уже толпился у фонарныхстолбов,афишных тумб провинциального драмтеатра и цирка шапито,где некогда выступал сам Иван Поддубный,знаменитый русский силач и борец,уже читал свежие листовки и приказы за подписью военного коменданта.Читатели вздыхали и охали,тарабанили на русском и казахском языках,головы разносило от неведомых и будоражущих:"Свобода,равенство,братство!" Кто-то угрюмо роптал:Эко куда гнут-сровнять азиата с провославным,сопливого нехристя с земским старшиною?Накось,выкуси,-сжимая брови,сосредотачивая лица,брели к холодным избам,разъезжались по аулам.Да помошник военного коменданта,который писал эти листовки и приказы,который только еще вчера дрался в рядах армии,которая только что одолела колчаковцев,а это был Ярослав Гашек,здорово знал душу и сердце русского человека для которого делал сейчас революцию,а потому писал такие тексты,которые будоражили народные массы Петропавловска.

   Об славном эпизоде петропавловской жизни чешского писателя Ярослава Гашека мне довелось впервые узнать в начале 60-х годов двадцатого столетия.Эта информация пришла ко мне с приходом в мою судьбу замечательного человека-Ивана Ивановича Маслова.В то время,как мы познакомились,я уже был  молодым юношей,гонял за девчатами,потому что водились у меня гроши,чтобы водить дивчину с ее подружками на танцы.В городе было три танцверанды:в городском парке на улице Ленина,железнодорожном саду у вокзала и на пятачке у мясокомбината.Городской парк нашим пацанам не подходил,так как после проводов подружки после окончания танцев,надо было идти поздно ночью пешком через весь город,мимо татарского кладбища,чтобы добраться в Рабочий поселок,где мы жили.Ходили туда только в исключительных случаях,когда нашим многочисленным сестренкам хотелось потанцевать под городской оркестр.В нем музыканты были мировые парни,парни с радиозавода,их духовым оркестром руководил преподаватель из музыкального училища.

   С городскими парнями мы всегда дрались,потому что они не разрешали провожать девушек из из района,который они контролировали и считали только своим,куда чужаков не пускали.Побеждали они всегда численностью и тем,что в их районе было много заводских парней,которые работали на оборонку.Был я сильный в ту пору,играл в футбол и мог забить мяч от ворот до ворот,были довольно шустрыми ,а не слобаками мои товарищи,но видя порой наши "боевые раны",мой двоюродный брат Анатолий Петелин,у которого отец был на фронте десантником,как-то произнес:
   -Братцы,кончайте валять дурака.Я эту кодлу и их гда,они ошивались когда-то на нашем заводе,пока их не вытурили.Сутюшев-директор радиозавода,куда они подались на новую работу,сам бывший урка.Когда стал у него раозавод греметь на всю страну,он вдруг запылал мыслью-иметь лучшую художественную самодеятельность при своем Доме культуре,а для этой его идеи,наши бывшие работнички ему и пригодились.Они своими концертами радиозаводу шум,рекламу делают.Так что богом вас умоляю,расчищайте фарватер в сторону танцплощадки мясокомбината,туда горком комсомола направляет боевую комсомолку в клуб.Директор мясокомбината слух в народ пустил,что кто из парней будет бегать в клуб и на танцплощадку,то он всех примет на работу на мясокомбинат.Не следует также забывать,что у нас вами имеется еще и своя кровная танцплощадка в железнодорожном парке.
   Мясокомбинат имени Анастаса Ивановича Микояна,куда я и устроился разнорабочим в столярный цех,был очень большим и занимал уже по тем временам 10-е место по обьему производства перерабатываемой и выпускаемой продукции в Советском Союзе.Уже в первый день после беглого осмотра цехов мясокомбината,я и мои "керюхи",которые попали на работу в основное производство поняли почему комбинат обещая танплощадку,всзял нас на работу,хотя приема мужчин отдел кадров давно не проводил.Недавно закончившаяся война измотала полуголодных людей.После дня Победы все хотели немного отдохнуть,отоспаться,а главное-обожраться до смерти.Особенно мечтали вдоволь пошамать  мы,детвора -подростки,в семьях наших была еще куча-мала сестренок и братишек,мы вечно еще жевали траву,лебеду,грызли жмых(от этой шамовки потом по три-четыре дня сидели на горшке,скручивало фондебобером задницу),поэтому,вырастая из портков,состряпанных нашими матерями и бабушками из кирзы и шинельного сукна,мы потому  и мечтали устроиться на работу,как подрастем,на мясокомбинат,откуда пахло всегда приятно требухой и колбасой.Видимо,мясоконсервное предприятие было базой отдыха для работников:приема на него не производили,особенно,повторяю,мужчин.Почему же распорядился директор в отношении меня и моей команды?
   Труд в цехах был повсеместно ручной и тяжелый.Старые,преземистые здания цехов,которые еще прежде знали на своем веку сказочника Ершова,автора книги"Конек-горбунок".Когда-то в Петропавловске проходили знаменитые на весь мир ярмарки по продаже лошадей.На одной из таких ярмарок побывал и Ершов.Показали ему и местные скотобойни,от которых он ошалел,как стоялый жеребец,чуть не лишился здоровья.На нынешнем мясокомбинате уже при советской власти,как и в Российской империи с ее прежними скотобойнями не было далекой разницы.Стояла зловонная духота,отсутствовала система принудительной вентиляции,отсутствовали очистные сооружения.Забой скота вели ножом и кувалдой.На моих глазах,огромного телосложения,черный как галка,потный,огромного телосложения,скуластый татарин ударил кувалдой очередную жертву человеческой цивилизации-темно-красного,круторогого и лобастого быка прямо между его свирепых глаз.От шлепка-удара бык грохнулся на колени передних ног.Его красная,темная шерсть быстро порозовела,но бык этого уже не видел,так как боец-татарин захватил его задние ноги,которые ,видимо,парализовало при ударе молотом головы,мгновенье взъерошенная туша уже задергалась на подвесном металлическом,цепном конвейере в конвульсиях.Метр-два пути бык двигается по конвейеру ,но вот на его дороге появляется оператор-мясник.Это женщина с большим и острым ножом,полуголая до пояса,с прикрытой голой грудью прорезиненным,блестящим от воды ,в крови фартуком.Взмах рукой и уже перерезано горло жертвы,дальше с бедного животного ужу сдирают шкуру.На разделке туш работают только одни женщины,молодые девушки.Прошедшая война не пощадила мужчин.Мужская работа в тылу выпала на долю красивых женщин...
   Долгие годы после войны я видел этих женщин и девушек на танцах,они и их близкие люди не пухли от голода,они все были пышные,сочные,выносливые в работе и в дому,добрые и честные.Жили они,как правило,подолгу и без всех человеческих,болезненных неприятностей,но многие ,особенно,молодые девчата,так и не создали своего семейного счастья.С ними никто не танцевал на танцплощадке и во дворах,даже под духовой оркестр.На них не зарились городские парни,потому что от сосков их грудей всегда пахло животным потом и кровью зарезанных ими быков на мясоомбинате имени Анастаса Микояна...

   Девушки с бойни нашего мясокомбината приобщили меня к художественной самодеятельности,которую я полюбил до одури...Мне нравилось быть акробатом,петь и плясать,но еще больше участвовать в постановках спектаклей.Однако драматического коллектива в клубе мясокомбината не было.Таким образом пришлось перебираться в наш Дом культуры железнодорожников,который располагался в рабочем поселке у железнодорожного вокзала и где директором  была моей родни дальняя родственница-Полина Григорьевна Бондаренко.К сожалению,она умерла несколько лет тому назад в городе Кургане,куда перебралась со своей семьей.Она то меня и переманила в Дом культуры.Дом культуры железнодорожников был серьезным культурным учреждением,славился своими большими разносторонними коллективами художественной самодеятельности.Особые заслуги в творчестве были у драматического коллектива,его спектакли показывали на смотрах даже в Москве.Занятия в нем,репетиции спектаклей продолжались порой до самого рассвета.Переход мой в него со сцены Клуба мясокомбината ставил крест над беспечной юностью,а вместе с тем урезал мою многоплановую танцевальную программу на всех танцевальных площадках города.О моем явном артистическом предательстве первой узнала Надежда Карпова-заведующая клубом мясокомбината,с ней пришлось поделится своими перспективными творческими планами вне работы в цеху.Через день на работе об этом знали уже многие,а еще через два дня меня вызвал к себе директор мясокомбината.
   -Ты,почему разваливаешь нан рабочий коллектив?-строго спросил он у меня.-Наше предприятие грязное,отвратительное,но это все пока.Страна только оживает от проклятой войны,еще до Волги стоят развалины городов.Но уже строят много нового,так что дойдет очередь и до нас.Вы с Надеждой-завклубом оживили людей и у нас теперь добрая художественная самодеятельность.Вообщем,Анатолий,я дал команду отделу кадров не давать тебе расчета с нашего предприятия.Ты молодой парень,веселый,не нравиться работать в столярном цеху разнорабочим,другую должность подберем.Сам соображай,у нас не железная дорога,коллектив небольшой,женский в основном,девчата еще тебя директором сделают,мне скоро уходить на покой.Вот и будет мне достойная замена...Как думаешь?Директор посмотрел на меня отеческим взглядом,положил на плечо твердую свою руку.Руку,которую когда-то еще в 1941 году пожал ему на прощание сам генерал Панфилов,уходя с своей дивизией под Москву,где потом погиб,зщищая от фашистов столицу нашей Родины.
  Глядя сейчас в глаза директора,я просто не мог лукавить.
  -Первое,-сказал я ему.-Я буду по-прежнему работать на нашем мясокомбинате.Второе.В рабочем поселке железнодорожников проживает 20000 ребятишек от мала до велика.Это считай одна тимуровская команда,независимо от возраста,так как они все дети железнодорожников.Я сегодня еще один из их командиров,еще с 1945 года,со Дня Победы.И хотя  всю эту мальчишискую и девченочную дивизию контролирует наш Тимур-Валентин Соболев,мое слово для этой пацанской армии не последнее.Обещаю,что прослежу за тем,что все они по мере надобности будут приходить и в кружки художественной самодеятельности ,которые есть в клубе мясокомбината,более того займутся созданием хорошего парка культуры при клубе.Третье.Мой батька,Дмитрий Кузьмич,грозится меня побить кнутом,да еще говорит.
   -Что тебе мясокомбинат закормил,что ты так с ним зюзюкаешься?Начальство мое,надо мной уже насмехается,мол сам и семья твоя на железной дороге работаете,а старший сын твой,что же по стопам отца не идет,к колбасе пристроился?
   Последние слова мои утонули в гомерическом хохоте директора...

   Самым профессиональным и талантливым театральным коллективом среди подобных себе в Северо-Казахстанской области считался в то время-это Народный театр драмы Дома культуры железнодорожников,что возле вокзала.Недалеко от него располагалось старое здание школы,где раньше был клуб.В нем играли актеры спектакли еще до революции.Когда я пришел в театральную труппу ,то был еще летний период.,то-есть время каникул у коллектива артистов.Однако на танцверанде в стареньком уютном парке железнодорожников,в скромной комнатушке,стены которой были сделаны из досок,списанных вагонов,занималась небольшая группа артистов со своим режиссером Петром Константиновым.Когда я прочитал ему несколько стихотворений и проделал,изобразил парочку этюдов по его теме,то он предложил мне сразу роль управляющего банком в одноактной пьесе Антона Павловича Чехова "Юбилей".
   Так я познакомился с артистом областного театра драмы Константиновым,добрым человеком,решительным,однако не очень удачным в жизни и на сцене.Мои партнеры по сцене тепло приняли мой дебют,стали друзьями на долгие годы.Среди них мне вспоминаются-это Мария Полозкова-продавец магазина,она часто играла в спектаклях мою мать:Мария Соловьева-домохозяйка:Виктор Колосов,сильный душой  и телом человек.Он был честный,открытый,среднего роста.Веселый и общительный по-натуре,он однако мало рассказывал  о себе.Однако даже то,что со временем мне удалось вытянуть из его памяти,память у него была великолепная,не очень грамотный Виктор запоминал текст любой по объему роли,с первого раза,было достаточно,чтобы восстановить в подробностях его трудный жизненный путь.
   В молодости он поплавал по многим морям и океанам,будучи моряком,побывал во многих портах мира.От прежней жизни на корабле,моряцкой былой славы у него осталась английская тельняшка,которую он не снимал до встречи со мной,носил ее праздничным дням.Во время войны о море пришлось забыть,когда пересел за рычаги танка.Как водитель танка,горел в боях восемь раз.Боевой сержант Виктор Колосов был награжден за заслуги многими орденами и медалями.За взятие города Будапешта сержанту и танкисту Виктору Колосову приготовили документы на присуждение звания Герой Советского Союза.На вместо звезды Героя его ждал штрафбат,военный трибунал и советский лагерь в далекой Колыме...
                (Продолжение следует)