Малый бизнес 9. Производство

Андрей Амельяненко
Производство. Стоит ли заниматься производством чего-либо? Безусловно, стоит. Вопрос только, чего, и для чего? Опять же в те 90-е один наш  местный деятель развернул бурную деятельность. Хорошо я выразился, да? Ладно, пусть будет так, для смеха. Так вот развернул он деятельность по производ-ству мини-пекарен. Причем, компанию развернул на всю страну. И из теле-визора, и из радио, и из газет, отовсюду лозунг:  «Хлеб – всему голова». В том смысле, что покупай мини-пекарню и твое будущее обеспечено. Ну, догадался, ему надо было просто раскрутить свою контору. Продажи увеличить. Что и сейчас собственно все делают. Вопрос к ним ко всем, ну сам и пеки хлеб или там блоки строительные производи, раз это так выгодно. Чего? Нет, не хотят. Они  о тебе пекутся. Что б твое будущее обеспечить, прибыли сулят, жизнь красивую. А на самом деле тебе понятно, что им надо? А, надо сказать, я был знаком с его соратником, который был у этого деятеля первым замом, лучшим другом и, конечно, компаньоном. Учились мы с ним в одно время в институте. На разных факультетах, но друг друга знали. Да, вот с деятелем тем я знаком не был, а с его другом был. Заявился я к нему тогда с предложением. По поводу воды. Давай, говорю, водой бутилированной торговать. Привезем из-за бугра оборудование, я инженер по наладке, монтаж и прочее техническое сопровождение  обеспечу, ваши деньги и торговая марка. Тема эта была в то время в нашем городе не возделанная абсолютно. Просто не было ни одного производителя или поставщика бутилированной питьевой воды. Они отказались. Начали мне рассказывать, что и сами об этом думали, даже называли источник в соседней деревне, который задействовать хотели, но, вроде как, дело не очень перспективным посчитали. Они к тому времени денег у населения насобирали, акции там выпускали, чеки приватизационные выдуривали у стариков, да  сколько-нибудь они же и своей продукции реализовали. Решили, по-видимому, что нахапали достаточно. Ну и в Москву лыжи навострили. Сказали мне, что производство переводят в соседнюю область, а сами в столицу. Ясное дело, кормят то там получше. Особенно жуликов и прохиндеев. Им всем там попросторнее и поле для деятельности значительно больше. У меня самого денег в тот момент поднять такое дело не было и идти больше было не к кому. Хотя, если подумать, мог ведь я обратиться и к другим предпринимателям, кого-нибудь бы да заинте-ресовал. Но что бы тогда произошло. Мне дали бы денег, дело я бы раскру-тил, под их контролем, разумеется, а потом, потом меня бы просто отодви-нули. В тот момент, когда появилась бы существенная прибыль. Сказали бы так, деньги наши, значит и бизнес наш. А, собственно, идею то эту я не сам придумал, в Турции подсмотрел. Но в то время в городе у нас, да и в стране, в целом, воду питьевую не продавали. Зато сейчас, сам видишь, кто только этим не занимается.
   Спросишь, почему я к тому, называющему себя предпринимателем, деяте-лю, мягко говоря, негативно отношусь. Отвечаю. Потому, что предпринима-телем он никогда и не был. Он всегда был и сейчас остается предприимчи-вым дельцом. После того, как он удрал из нашего города в Москву, в прода-же появились водка и сигареты под его брендом. Он опять начал лезть в те-левизор, кривляться там и всячески светить свою лоснящуюся физиономию. Причем, не только в рекламе, но и организовывал себе интервью, что, в об-щем то, тоже реклама, где рассказывал, что на этикетках изображен портрет его, якобы, знаменитого предка. Даже обещал людям деньги за акции вер-нуть. Я, по наивности своей, даже поверил ему тогда. Я подумал, что он на самом деле занят бизнесом. Производит водку и сигареты. Качество товара, надо отдать должное, было довольно приличное. Потом эти водка и сигаре-ты, через какое то время исчезли, вызвав у меня недоумение. Почему, бренд раскрученный, качество приемлемое и прекратить производство? Но вдруг, снова вижу этого товарища по телевизору. Представляешь, в передаче «Что? Где? Когда?»!!! Он приперся туда с банкой майонеза. И стал рассказывать, какой у него хороший майонез. Любопытно, сколько он денег отвалил за такой рекламный ход. Но и продукты питания под его вывеской в продаже продержались не долго. Знающие люди мне потом пояснили, что на самом деле он ничего не производил. Он просто заказывал сторонним производителям товары под своей торговой маркой. Сигареты, к примеру, в Болгарии. То есть, оплачивал себестоимость товара, доплачивал производителю, что бы свою торговую марку продвинуть и в результате получал товар, не оправданно дорогой. Разумеется, такой бизнес обречен на провал. Этим все и закончилось. Но гражданин этот не угомонился. Несколько лет назад я узнал, что он в столице открыл бизнес школу. Ну, решил, стало быть, опыт свой передавать, как надо народ обманывать. Ну не передавать, естественно, а продавать. Я думал, что и там дело у него закончится сбором денег со студентов и скоро его раскусят. Но смотрю, нет, в соцсетях идет активное продвижение его семинаров. В Москве, в Ростове, к примеру, еще где-то, спрос на лапшеметов есть. Так вот он и дурит голову населению уже больше двадцати лет. Радостная улыбка, светящиеся глаза и круглая, лоснящаяся физиономия.
      Тогда же я со стороны наблюдал, как одна наша компания развивала производство пластиковых окон. Этой продукции в нашем городе тогда не было вообще. Парни не понимали в производстве окон практически ни чего. Они тоже подсмотрели эту тему за рубежом. И поступили следующим обра-зом.  Взяли, да и притащили вместе с оборудованием из-за бугра болгарина, специалиста, кормили его тут, развлекали, но запустились. А представляешь, спрос какой был, при полной отсутствии конкуренции, да еще учитывая, что пластиковые окна стали мерилом достатка. Это не то, что сейчас, в каждой газете по целой полосе с такими предложениями. Ну, у тех  ребят деньги бы-ли на развитие. Плюс к этому, не то, что ниша была свободная. Целина была.
   Так, теперь ответ на твой немой вопрос, а где сейчас свободная ниша? От-вечаю. А я не знаю. Сам ищи. Может там, где ты сейчас проживаешь или просто находишься, ее и вовсе нет. Придется тогда, по чуть-чуть расталкивая конкурентов, лезть на рынок уже существующий. Опять же, надо отталки-ваться от того, на что ты способен, чем можешь добыть свой кусок хлеба. Кстати, хлеб. Это ведь не только банальная буханка. Смотри, какой ассорти-мент всяких булочек, ватрушек и т.д. и т.п. Качество, ассортимент, «свежесть и еще раз свежесть», как говорил Воланд, плюс своя точка реализации, луч-ше, не одна и можно бороться с конкурентами. Но это опять общепит, можно сказать. Но ведь среди производства продуктов питания не только пельмени и вареники, есть еще целая куча продуктов, на которые почему-то мало кто из начинающих обращает внимание. Начнем с майонезов, соусов, хрена, горчицы и всяких разных приправ, сырье для которых обязательно должно быть не просто из твоего региона, а желательно, из твоего района, прям из той деревни, в которой находишься и ты и где эти самые соусы изготавливаешь. И если ты сумеешь убедить потребителя, что сырье у тебя экологически чистое, сумеешь добыть, а лучше, создать хорошую рецептуру, то всем привозным продуктам на рынке уже не чего будет делать. А джемы, варенья всякие, работы непочатый край. Я вот знаю, люди фасовкой занимаются. Им с Азовского моря каждый год в фурах, прямо навалом, мелкую сушеную рыбешку привозят, они здесь по пакетикам ее фасуют. Бизнес. Фасовка, кстати, направление достаточно выгодное. Оборудование  по цене доступное, помещения по производство большого не надо, требования по сертификации выполнить не сложно. А фасовать можно все. Семечки, сухарики, рыбу сушеную, сухофрукты. В Германии, к примеру, школьникам на завтрак не чипсы дают, а в пакетиках наструганные сушеные яблоки. А у нас сколько регионов в России где яблок, завались. Причем тебе то, для организации небольшого производства, яблоневый сад не нужен. Достаточно задействовать дачников из нескольких садоводческих товариществ, а может даже и из одного. Шинкуй яблоки на пластинки, потом в сушильную камеру, фасуй и развози по торговым точкам. Я думаю, что спросом пользоваться продукция будет. А там глядишь, приохотишь садоводов на себя работать, допустим, хрен выращивать. Тоже спросом пользуется. Только его переработать и расфасовать надо. Много чего там, на поверхности лежит, приглядеться только надо.
   Теперь давай про сельское хозяйство. А что, колхоз – дело добровольное. Писать, так писать. Опять тут по телевизору журналисты Америку открыли. Обнаружили в Челябинской области китайцев. Мало бедным челябинцам метеорита, еще и китайцы. Ну, это я так. Короче, предприниматель приобрел там земли двести гектаров и завез туда китайцев, думаю, легально, иначе журналисты бы шум подняли. Китайцы понастроили там примитивных теп-лиц, палки деревянные и пленка, и овощи сейчас выращивают. Так вот, из-за чего сыр-бор то весь разгорелся? Чего журналисты там такого интересного обнаружили? Показывают эти громадные, допотопные теплицы, в которых стройными рядами растут помидорные кусты, а на земле валяются мешки с дустом. Который, судя по справочникам, применяется для уничтожения чле-нистоногих насекомых, тараканов в основном. Мне тогда подумалось, а по-чему не с крысиным ядом? А в самой почве и того хлеще, обнаружено веще-ство, на территории России запрещенное. Его китайцы со своей родины за-возят и применяют в качестве удобрения. От этого помидоры получаются красивые, один к одному, и урожай высокий. А ты как думал, почему в магазинах помидорики все как на подбор, точно пластмассовые шарики? Они и на вкус, по-моему, такие же. Зато у бабушек возле магазина помидоры не только не калиброванные, а иногда даже корявые, но вкус совершенно другой, потому, что на коровяке выращенные. А после китайской технологии, через несколько лет, земля настолько ядохимикатами пропитывается, что становится мертвой. Из-за этого шум то был.
    Я, к слову сказать, и без китайцев такие громадные теплицы видел. Лет двадцать пять назад на Украине, под Херсоном. Это при коммунистическом режиме еще было. Поехал я в командировку, от АвтоВАЗа, рассматривать сложную рекламацию. Приехал на место, пригород Херсона, частный дом. Клиент, обыкновенный школьный учитель. А автомобиль ВАЗ-21093, рос-кошь, по тем временам. Для меня - мечта, практически неосуществимая. Очередь на такую машину, больше десяти лет в то время была. А на рынке кавказцы двойную цену за нее платили легко. У меня в мыслях возник во-прос, откуда у простого учителя такой автомобиль? Мы с инженером с мест-ной станции техобслуживания осматриваем автомобиль, составляем акты, фотографируем, выполняем свою работу. Закончили. Владелец, этот самый школьный учитель, предлагает пройти к нему, во дворе стол есть, там бумаги заполнять легче будет. Прошли мы, и я вначале не понял. У него на весь огород за домом сооружен деревянный каркас. Одна огромная, соток на семь, теплица. И в ней штук пять печек стоят, обыкновенные «буржуйки». Пленка, правда, наполовину уже снята, дело в конце июня было, и урожай уже собран. Выясняется, что большинство местного населения пригорода, живет тем, что выращивают на продажу ранние овощи. А рынок сбыта, вот он, город в пяти километрах. Вот у человека собственное дело, позволяющее нормально жить, было уже в конце 80-х. Скажешь, сейчас такое не возможно? Египетские и турецкие помидоры круглый год на прилавках. Да, это так. Только овощи,  выращенные на собственном участке, без применения убийственных доз химикатов, всегда пользуются спросом у потребителя, хотя и стоят значительно дороже. Есть у меня один знакомый, дядя Коля. У нас с ним гаражные боксы в одном кооперативе. Ему уже прилично за семьдесят, жалуется на здоровье, кряхтит постоянно, но шевелится. В зимний период все время в гараже, чего-нибудь там делает. Спрашиваю его, летом на даче сажаешь чего или так? Отвечает, сажаю, да тяжело сейчас стало, сыну ничего не надо, внукам тоже. - Ну и зачем напрягаться? Тебе много надо, что ли? - Так у меня бабка же торгует, вот я и выращиваю. - А что, лук, укроп, петрушку? - Да нет, этой ерундой я не занимаюсь. Морковку и помидоры. - Ну, помидоры, понятно, а морковь, ее по осени завались. – А я не жду осени, я ее раннюю, пучками. Детям покупают, погрызть. Мигом расходится. – Обратил я потом внимание. Да, у старушек возле магазина, в самом деле в конце весны начале лета появляется в продаже молодая морковь, с редиской одновременно. По пять, шесть штук в пучечке. Там травы больше, чем корнеплодов, а люди покупают. Детям, в виде лакомства. Расспросил я дядю Колю, выращивает он все это в теплицах, не стационарных, а пленку на дуги над грядками натягивает. Земли у него под это шесть соток, вспахивает, правда, все сын, мотоблоком. А дальше дядя Коля сам и сажает, и ухаживает, и бабку свою на рынок возит. И заработал он в этом году под сотню тысяч. Неплохая добавка к пенсии. Ты подумай, пожилой человек, один фактически, можно сказать, занят производством, достойным и приносящим прибыль.
    В каких еще направлениях возможна организация собственного производ-ства. К примеру, изготовление мебели или, допустим, пошив одежды, руба-шек там всяких, комплектов постельного белья, детских пеленок-распашонок. Про изготовление мебели говорить много не буду. Организо-вать это дело можно, если только ты в этом соображаешь. Здесь важно имя иметь. Впрочем, имя иметь надо везде. Конкуренция очень большая. Насчет пошива одежды, видел я как во времена создания первых легальных коопе-ративов, ребята шили и куртки, и рубашки, и брюки и все это пользовалось спросом. Но это происходило в конце 80-х, начале 90-х, при всеобщем то-варном голоде и дефиците практически на все. А сейчас столько существует официальных, а еще больше, нелегальных, фабрик по производству одежды, где используется дешевый труд, что конкурировать с ними довольно сложно. Твои затраты, как физические, так и материальные не будут оправданы.
      Единственный, на мой взгляд, выход, это создавать себе имя. Выпускать эксклюзивный, штучный товар. Но это просто так, с бухты-барахты, не прихо-дит. Тут необходимы: и умение, и знание тенденций в моде, и вкус, и своя, наработанная годами, клиентура.