Казаки

Владимир Шаповал
               
   В годы моей юности высшей похвалой, комплиментом для подростка или парубка было, если за добрые дела его называли казаком. Это слово ассоциировалось с романтикой военных походов, храбростью, благородством. Старинные украинские народные песни,  баллады   воспевали героизм и самоотверженность казаков, защищавших свой край от  многочисленных вОрогов.  Не затмевало казачью славу и то, что в учебниках по истории говорилось о том, как в 1905 году казаки топтали лошадьми и разгоняли нагайками восставший народ на улицах Петербурга и Москвы. Несколько подорвана казачья репутация была кинофильмом «Чапаев», в котором показывалось, как казаки утопили в реке Урал любимца молодёжи Василия Ивановича.


   После развала СССР казачество начало возрождаться. На улицах городов и селений стали появляться  казаки в форме и при амуниции.  То тут, то там, а прежде всего в местах компактного проживания, они стали заявлять о себе.  Так добрались и до Москвы. А недавно весьма конкретно проявили себя.

   Наднях один из каналов ТV поведал об их  героическом поступке.  Группа казаков ( по армейским стандартам - отделение) бесстрашно ворвалась в помещение пункта сбора помощи  бастующим на Майдане в Киеве. Оказывается, есть такая организация в Москве .  Они не побоялись, сидящего там за компьютером клерка. Назвав его фашистским пособником, (наверное у смелых борцов с фашизмом , были точные разведданные), потребовали прекратить шпионскую деятельность. Для убедительности один из казаков схватил металлический стул и замахнулся на, влипшего от страха в кресло,  фашистского пособника, но почему-то не ударил, а хряснул по столу, после чего красивым жестом бросил стул на пол. Боевые действия продолжил другой храбрый казак. Он одел на голову , потерявшего дар речи адепта Майдана, пластиковый пакет.  Задыхаясь,  враг как-то освободился от пакета.  Старший группы, может есаул, поставил ребром несколько вопросов.  Ответы допрашиваемого,  который, кажется, уже обмочил штаны, показались неубедительными. Тогда казак снова одел на него пакет.  Ещё  немного, и из него уже ничего бы не вытянули, но, возможно, поступила команда верховного атамана прекратить боевые действия в пункте помощи Майдану и покинуть поле боя. Это спасло жизнь , попашему в плен пособнику фашистов. Казаки не побеждённые ушли с чувством исполненного долга. Возможно, их перебросили на другой участок борьбы с фашизмом, а пункт  ни в этот и, ни на следующий день не открылся.

   Разве этот факт не говорит о мужестве и героизме казаков?  А то, ведь, многие считают их ряжеными шутами.

   А мне известен другой случай, свидетельствующий о том, что эти храбрые люди стойко несут трудную службу, согласно своему статусу.

      Несколько лет назад я ехал на машине через пограничный переход Украина-Молдова близ Одессы.  Подъехав к посту, я остановился, готовый к  досмотру. Но пограничник , заглянув в салон, вручил мне клочок бумаги, на котором было написано –«1 человек».
   - Предъявите на выезде.

   Вот и вся процедура. Отъезжаю, но  человек в военной форме (неопределённого рода войск) жестом останавливает машину.  Погоны  я не рассмотрел, но увидел портупею, из-под которой выпирает  живот, брюки с голубыми лампасами, нечищеные ботинки. Я ещё подумал: «Что это генерал делает на границе?. Может учение идёт, а может международный конфликт какой-то, раз такие высокие чины задействованы,  а может, понижен в должности за что-то. Непрезентабельный вид можно оправдать полевыми условиями, максимально приближенными к боевым.»

   -Заглушите мотор, предъявите документы и следуйте за мной, - поступила команда.
   Я беспрекословно  повиновался. Во-первых , как не подчиниться генералу, а во-вторых, опасаться нечего, рядом пограничник.
 
   В вагончике, куда мы пришли, за столами сидели 3-4 человека. Мой  «конвоир» передал им документы, а сам удалился. Оказалось, меня подозревают в том, что я не застраховал машину. Я легко  доказал своё алиби и был отпущен. Уходя, спросил:
   - А что, это так серьёзно, что генералы задействованы в операции?

   Мне объяснили, что это не генерал, а казак. Вот это была немая сцена. Я чувствовал себя таким лохом, что ничего сказать не мог. Молча сел в машину и быстренько уехал от позора.

   Долго потом думал над этим : « Жёны-казачки (бабы) сеют, пашут, ухаживают за скотиной, содержат дома. Но это так приземлено, так незначимо. А  мужики-казаки, несут трудную службу, не щадя живота, в поте лица бдят на границе, чтобы ни один  незастрахованный  водитель не проскользнул. Вот это патриотизм.  Вот это вклад   в могущество страны.  У кого повернётся язык называть их ряжеными клоунами?».