Анатолий Джугаш Ее звали Мария, очерк

Джугаш
   Рыжий немецкий обер-лейтенант  очень любил композитора Вагнера.Почти с самого утра он сидел у стола в родительском доме,положив ноги на бабушкину тумбочку,на которой сейчас стояли белый и черный=прямой связи телефоны и слушал знаменитую на весь мир"Валькирию",написанную на одном дыхании гениальным создателем европейской музыки.Его ноги в сапогах лежали на столике,где так еще недавно в мирное время,обедала она со своими сестренками и братишками,а теперь громоздились сапоги,лежали пластинки в запачканных конвертах,да стоял и играл патефон,старомодного типа.
  Многоголосый оркестр играл третью часть знаменитого музыкального произведения.Это был палет Валькирий-исполненная движений музыка,неудержимая,как удача тех полубогинь-воительниц,которые рвутся в бой,сей вокруг себя смерть.
  Чужая смерть была в этот момент,как бы наслаждением для обер-лейтенанта.Ему
 нравилось быть ее хозяином,властелином,особенно здесь в советской стране,которую,
 как уверял фюрер,населяли будущие рабы Третьего рейха со странным названием белорусы.
   Настолько странным,что обер-лейтенант поминутно вспоминал при этом план Гитлера"ОСТ",которым намечалось выселить или уничтожить три четверти жителей Белоруссии и онемечить остальных.Не только помнил этот гениальный для наци план,но уже и действовал постоянно постоянно в своей работе,в соответствии с музыкой Вагнера.Он всегда заводил старенький патефон с этой пластинкой и в деревни звучала Валькирия,когда шли  новые и новые расстрелы стариков,детей,партизан,всех этих рабов,которые хотя бы краем глаза смотрели на него с ненавистью.

   Особенно не любили его деревенские мальчишки и девчонки за его психологические опыты.У него была такая привычка.Вынет конфету или кусочек сахара и ну манить ими малышей.А у кого не появится желание попробовать сладости,которой уже несколько лет не видали.Только вот потянется ручонка малого за конфетой или сахаром кусочка,как обер-лейтенант на глаза ребенка возьмет и заглотит  их сам,да еще и причмокнет своим ртом.Ревут мальчишки и девчонки,а он весело гогочет.
   Самое страшное испытание выпало на голову соседского мальчишки Сашки. Эссесовец  специально оставил на подоконнике окна банку сардин,мол каждый из детей может подойти и взять из банки сколько хочешь рыбешек.Долго  из ребят никто не осмеливался.Но Сашка осмелился первым.Уже потянулся он рукой к банке,как с силой прихлопнутая обер-лейтенантом створка окна,зажала Сашке пальцы руки,да так сильно,что у бедного постреленка вмиг почернело лицо от жгучей и сильной боли...

    После этого случая все ребятишки загорелись местью к фашисту.Выполнение плана мести они поручили самой смышленой пионерке их отряда тимуровцев Марии,так как она еще была самой рослой среди них бедолаг военного времени.
    В намеченный день и час отрядом тимуровцев она пробралась с булыжником в руке по кустам к окну дома,где жил со своим денщиком Гансом немецкий обер-лейтенант,именно в тот момент,когда оттуда звучала музыка любимой эсесовцем "Валькирии",написанной великим композитором Вагнером.Через минуту-другую Мария была уже под самым окном,затаилась как мышь,дожидаясь паузы для мести.

   Из дома слышалась музыка Вагнера.Спустя годы,когда Мария станет уже взрослой,
 она где-то услышит фразу слов о великом композиторе этого произведения."Мы далеки от острого ,подобного буре,Вагнера.Способного возбудить своей музыкой тысячи".И она тогда вспомнит и  поймет те минуты,которые могли стать для нее роковыми.

  Она стояла у окна старой избы,а музыка взбудораживала ее голодную,истощенную оккупацией фрицев детскую душу.Эта музыка с ее четким лейтмотивом мира,достигшим апофеоза в последнем действии,в дуэте Победителя и разбуженной Валькирии,пробуждали в ее душе горечь и ненависть к тому,кто сейчас сидел в комнате их избы в мундире фашиста.В то же время музыка захватывала воображение.И неизвестно сколько бы это продолжалось,если бы тема Зигфрида,повторенная в бессмертном финальном дуэте,не завершилась бы триумфальным звучанием всего оркестра.
   Неожиданно музыка оборвалась на фортиссимо,так что стало отчетливо слышно шипение иголки -пластинка еще вращалась.
   И тогда подчиняясь ритму и пафосу минутной тишины,взметнулась в воздухе детская рука с зажатым камнем.Звякнуло,треснуло стекло окна.Уже убегая в спасительные кусты черемухи,Мария обернулась,в след ей глядели испуганные глаза обер-лейтенанта,было видно его перекошенное злобой лицо.

   Избили ее по-страшному.Обиднее всего то,что камень так и не задел фашиста,обессиленные постоянным голодом тело,рука не смогли соизмерить точность удара камня,его броска в цель.Рассерженный обер-лейтенант,наверное расстрелял бы ее,если бы не танки армии генерала Константина Рокоссовского,которые уже ворвались  на улицу,смяв немецкую оборону,которую отчаянно защищали гитлеровцы,у родной деревни Семичич.

   Шли годы.От неудачного военного действа остались одни воспоминания.
   1955 год.Страна живет великим лозунгом"Даешь целину!" На бескрайних казахстанских просторах требуются умелые рабочие руки,здесь земля ждет не дождется людей с мужественными сердцами.И такие люди находятся.

   К уставшему от дневных забот,посеревшему от дорожней пыли,только к концу дня поехавшему в правление колхоза "Луч Ленина" председателю Исляму Букенову,вошла Мария Бриленко,решительным шагом.
   -Ну,Ислям Букенович,-сразу с порога,-спросила она,-как с работой,найдется?
   -Найдется.Работы сколько угодно.Но есть к тебе предложение.Девушка ты боевая,настойчивая.А это вот к чему. Дозарезу на нужны доярки.Работа трудоемкая,ответственная.Тут каждому не поручишь.Да и сама понимаешь,работа эта с утра до позднего вечера.Может и не всегда придется сходить на танцы.Сбегать в клуб,ведь ваше дело молодое.Только понимаешь,нужна молодежь на ферме,поднять боевой дух.Ну как не много тебе наговорил сразу,-улыбаясь сказал председатель  протянул руку Марии.-Все ясно?
   -Да куда же яснее.Только я вижу,как будто вы отговариваете меня,но напрасно.Не затем мы сюда с мужем из Минска ехали на целинные земли по комсомольским путевкам,чтобы бояться трудностей.
   -Ну смотри,если так,потом не пищать.
   -Ничего не запищим,Ислям Букенович,с белорусским акцентом озорно закончила Мария.

   Трудно было на первых порах.Сводило по ночам пальцы рук от непривычной работы,порой сами по себе капали слезы из глаз,все это было от бессилия,но ведь она дала слово председателю колхоза"не пищать" в трудную минуту и это было лучом в сознании,который всегда выводи ее в нужную колею. и это давало новые силы,поднимало Марию на новую ступеньку мастерства в работе,познанию всех тонкостей профессии доярки.
   А самое главное было то,что люди на селе как-то со временем стали привыкать к ней,стали замечать за собой,что порой не обходятся они без ее советов и помощи.
   И уже они в момент,когда очень и очень трудно,вспоминают.
   -Надо сходить,посоветоваться к Марии Михайловне.
   И идут люди к ней.Идут за советом с самым сокровенным,что есть на душе.
   И,она обданная их мыслями,решает вопросы жизни и работы от года к году.А годы бегут.15 лет трудиться она дояркой колхоза .И трудится так,что слава о ней шагает рядом с ее делами,летит птицей -вестницей среди тружеников Целины-1954.
   И не одна уже награда украшает грудь отличной доярки,а недавно ей вручен еще один орден-"Знак Почета",а все не стареет молодая душа у этой белорусской женщины,многодетной матери,которая в единой колхозной семье делает ежедневно большое и нужное для всех и свое дело.
   И еще как некогда в детстве витает в ее мятежной душе дух вагнеровской Валькирии повторенной в финальном дуэте великого произведения триумфальным звучанием оркестра.