Кладбищенская история

Олег Фентисов
 g                Кладбищенская история

Был я в ту пору студентом. И как всякий лимитчик-студент,
живущий вдали от родимого отчего дома,редко когда доедал;
ходил в основном,как собака голодным. Какие тут знания,какой
интерес -к лекциям,когда мозги отвлекает пустой, либо полупустой
желудок,издающий не проходящие сами по себе, достаточно шумные позывные.
Отсутствие денежных средств-делало меня нерешительным и по
части женского вопроса,а редкие знакомства с представительницами
противоположного пола носили характер- «непродолжительной дружбы.»
Стал я тогда себе подыскивать,хоть какую-нибудь работёнку.
Весь город оббегал;все отделы кадров отметил своим посещением,а ответ
представьте себе был один: «Студентов и школьников на работу не
берём!» Полная «задница...»,если не подменять понятия. И жил бы я так;
с воды на хлебушек,если бы не сокурсник-сосед, из студенческого
общежития. Влетает он,как то раз- ко мне, в комнату(неугомонный
 весельчак и балагур).руками машет,похваляется...дескать опять от
родственников-родителей  перевод денежный получил. Зовёт на вылазку в город
 ,что смотрится всегда привлекательным,если на него имеются денежки.
-Что ты тут,-говорит,мне приятель-как молоко на
прилавке киснешь? И вокруг себя мир, кислым делаешь... А я  ему: про
 своё" веселье";про то ,что жрать нечего , и про то ,что в пору учёбу
  голодную бросать. Помниться,ссудил он меня «пяти рублёвкой»,после
моих жалоб; а потом  поведал :что буквально на днях прогуливаясь
вблизи  кладбищенского тына, сфокусировал одно объявление,где чёрным
по белому было прописано приглашение на работу. Объяснил он мне,
как туда добираться,да и за дверь сам бегом-искать себе развлечения и приключения. На следующий день ,сел я на нужный мне трамвай -и к директору кладбища-прямиком. Тот с пониманием отнёсся ко мне...не сдержался,похвастался ,
что сам когда-то был студентом; вспомнил забавную историю из своей жизни,
а затем и говорит: «Нюанс,один имеется. Работа у нас дневная,-говорит-
решишь в институте вопрос-совмещения,приходи! Успеешь?- оформим,а нет?-не взыщи!
К нам чтобы устроиться знакомства нужны. Побежал я помню без промедления. В деканат написал заявление...(jktu atynbcjd)
причины указал по-которым желаю перевестись и назад,на кладбище,дабы
не опоздать. Утром следующего дня я стоял в каптёрке экипированный -как все,
и знакомился с трудовым коллективом,унылого и невесёлого -только на первый взгляд, кладбищенского хозяйства.
-Знакомьтесь,-сказал директор и показав в мою строну пальцем,дополнился
немногословием:студент! А это наш замечательный трудовой коллектив,во
главе с наставником;с бригадиром социалистического труда- Денисом
 Петровичом Селивановым...
-Сейчас мы...это самое дельце обставим..-потирая ладони молвил бригадир. Петрович отреагировал молниеносно и водка им спрятанная «под стол» сызнова оказалась на столешнице. Толи речь
директора ему сильно понравилась и пришлась по душе;то ли  присутствие- моё,
  в лице постороннего,перестало его тяготить и пугать неизвестностью ,и он, обрадовавшись как
мальчишка,что я поступаю в подручные к нему,а не выше на голову, с  последующей ясностью для себя  ,сделав правильный вывод  , вернулся к неискоренимым традициям и устоявшимся  привычкам, которые я им своим внезапным появлением возможно и не дал осуществиться. С этого дня я стал
новичком зачисленным к нему в бригаду ,и следовательно ,как всякий салага, ему
и слова  поперёк побоялся бы возразить.  Помню достал тогда Петрович
(так обращался к нему весь личный состав,включая администрацию)
из-под стола  первый штоф ,а к нему « сбор гранёных стаканов.» Налил их до краёв
и молвил,как настоящий авторитет, и как подлинный бригадир-Давай молодой человек...(это он про меня)-вливай в наш коллектив! Директор осушил свой стакан,
словно выпил водицы. Впрочем и остальные кроме меня выпили не очень то
морщась лицом. Помню махнул я свободной рукой и приговорил содержимое стакана.
Какой-то момент было всё хорошо,но затем состояние близкое к коме,овладело
мной. Толи дали о себе знать внутри кишечные пустоты,то ли
 перепаренные от учёбы мозги,ослабели вконец и сдались под тяжестью  много градусного алкоголя. Доковылял я до первого топчана
и завалился на него не способный стоять на ногах и осовевший вконец.. Через полчаса меня можно было самого отпевать.Состояние.что называется вусмерть !  Очнулся я ближе к вечеру,съел всё,что осталось на общем столе и плохо ещё соображая , обращаюсь к себе: «Где это я »? В каптёрке не души.Вышел на улицу проветриться мозгами; зима, серая темнота...мужик ко мне какой-то бежит «на всех порах...со всех ног»...
-Ага!? Пришёл в себя значит?-говорит он мне,а потом прибавляет: «Молодец !Давай за мной!» А у меня состояние...ни черта не соображаю ещё. Понял только одно: «Какую-то бабку,необходимо куда-то то ли отнести,то ли сопроводить».
-Какая бабка?Что от меня хочет этот мужик-знающий моё имя в отличие от меня не знающего его?Не понимаю! А по-всюду кресты...кресты!
Только в часовне вернулась ко мне частичная память и частичное самосознание. Увидев Петровича вспомнил я,что не далее, как сегодня, был зачислен  я в штат  кладбищенских работяг,с окладом сто восемьдесят рулей,ноль, ноль копеек.Перепугался ,что могут уволить и от этой мысли ещё на процентов десять протрезвел.
Посреди часовни,как помню сейчас, стоял гроб с телом умершей старухи .
 Рядом с алтарём зомбировано разгуливали работяги и более не души.
Какие там родственники;какие там соболезнующие...никого!Не единого человека
(Не слишком то пышно для последнего пути- следования,как вы считаете?)
. Помню Петрович,неистово скандалил с подчинёнными и со
 знанием своего дела пытался нас -как тех  охотников, расставить по номерам.  Глянул он тогда на бабку,как на одну из причин наших бед,обмолвился
 «как живая!» и захлопнув крышку над усопшей, сказал  с незлобным  юморком:
 «Держись старуха, теперь поплывём!». Мы и в самом деле не шагали,а плыли,унося
на своих волнистых-плечах,этот страшного вида чёлн. Весь путь,
кто-то рядом со мною стонал  и интересовался  неустанно у Петровича:
 «Скоро ли мучению нашему придёт конец?» Петрович
то утешал как отец ,то отпускал шутки безнравственного характера,как последний
грешник. Наконец,мы узнали от нашего Сусанина,о какой-то горочке и о том,что за ней-направо следует повернуть, где  метров через пятьдесят- имеется прямая,а там
 по ней совсем уже малость,чуть-чуть;ровным счётом ничего. В тот момент,
,когда стали мы спускаться с той самой горочки,на которую поднялись достаточно тяжело, шторм пришёл нам на встречу.
Сильно за штормило нас помню..хорошенько так .
Может кто-то споткнулся, может ногу в тот момент подвернул иль поставил не так, и потащил за собой всех -остальных,всю команду,весь экипаж;
  потащил  как корабль ко дну, бедственное положение для которого было  уже предначертано свыше .
 В общем полетели мы вниз  с гробом ,точно в преисподнюю с бабкой; с дикими воплями непристойными  криками и проклятиями. Первым на аварии в чувства пришёл,Петрович.
Он и пустился по кустам, догонять выпорхнувшую из гроба бабку. И пока ,он 
 её искал- на ощупь ,на нюх,и  как говорится  визуально, темень кромешная
 долго не думая  охватила всё кладбище и заковало его вместе с нами. .Смотрим...
 напрягаясь  глазами ,таращимся, и вдруг;тащит наш Петрович ,наконец что-то.
 В гроб находку свою укладывает,крышку сверху... и нам значит командует:
«Понесли дальше!» Кое-как поднял он нас; кое-как доставили мы к яме
 гроб, кое-как закопали на скорую, и по-домам.
 Притащился я в общежитие и без задних ног на кровать пал,словно целый день
 кирпич на стройке тягал. Проспал я мертвецким сном,а с утра опять на кладбище-
ставшее мне местом моей работы. Иду через его угодья,путь сокращаю. Место,как -
будто знакомое? Спрашиваю самого себя: «Ни этой ли дорожкой вчерашнюю
умершею несли?» Вроде .как, этой! Вон сухостой спиленный решительно и не вывезенный некуда. А вон горка,где мы с бабкой-покойницей, люфт поймали.
 Не успел даже фразу договорить. Гляжу
 и глазам своим совершенно не верю. Лежит на обочине образ
 сошедший под землю; словно в насмешку надо мной.да и над всеми нами.
 Ручки по-ангельски сложенны,на ногах белые тапочки. Я
в каптёрку...быстрей пули влетаю и кричу прямо с порога:
 «Петрович? Неприятность у нас! Старуха,которую мы вчера
  схоронили- ожила,откопала себя ,и теперь лежит бессовестно-стыд
  потеряв ,на одной, из  ближайших кладбищенских аллей.
-Эка невидаль! У нас и не такие внештатные ситуации случаются,-
 не воспринял серьёзно меня Петрович.
 Ударник-соц труда проглотил утреннюю норму спиртного,
нюхнул  в процессе хлебную корочку и велел мне, не поднимая шум,
 проводить его  к месту сенсационной находки. Идём мы с ним вдвоём,
 идём...грейдер нас обгоняет. Петрович и говорит мне: «Снег сейчас будет
 расталкивать» Пока пришли он его уже растолкал. Хожу ищу свою
 крестницу-нет старухи,словно сошла  она опять в свою преисподнюю.
 Петрович посмеивается видя мою обеспокоенность,а я кулаками стучу
 себя в грудь,доказываю,что ещё не свихнулся  умом. Намёки полные
идиотизма выслушиваю. Подбегаю я тогда, к водителю грейдера:
 «так мол и так... скажи мужик,-говорю-ты старухи здесь не видал?»
А он мне: «Как же,видел одну. Мимо меня, минут пять обратно бабочкой
пролетела.» Хотел я ему тогда возразить. Ну сами посудите,
 мертвый человек-какая бабочка? Спрашиваю: «а в какую сторону она
полетела?» А он мне на полном серьёзе: «да к трамваю она не
иначе торопилась... Разве же отсюда иначе уедешь?»  Смотрю
на Петровича,а тот головой утвердительно подтверждает. Водитель
к работе своей вернулся, снег принялся расталкивать,а я на перехват
трамвая. Петрович то сразу отказался . -Не зрелое это дело... по
кладбищу бегать. И в обще,- сказал он: «на кладбище не бегают даже
бродячие собаки. Вспоминаю этот разговор с особым трепетом. Ибо
не встречал в жизни похожего человека, который бы не с поддельным
уважением  отзывался о мире нам параллельном- о мире усопших, и над ним
же, способен был  продемонстрировать, свою , неотвратимую любовь
к народной песне. Про песнопения своего бригадира я узнал несколько
позже,а пока я вернулся в каптёрку не догнав трамвай с бабкой. В тот
достопамятный день Петрович провёл со мной воспитательную работу.
Он и в последствии будет меня наставлять,как старший товарищ,но
тогда он сказал следующее: «Ходить здесь требуется аккуратно,бесшумно.
Люди захороненные здесь шума не любят!»
Поиски старухи были прекращены. Да и сам я уже  стал верить ,что
 обознаться возможность имелась достаточная,да ещё и похмелье это тяжёлое...
 А бабка в меня с того самого дня,как вселилась.
  Дни складывались в недели,на тень от них
наступал месяц,увеличивая своё положение до границ ,так называемых декад.
Бригадный люд, надо мной потешался , как мог. В общежитие, после
 мной  рассказанной истории- пацаны гримировались, под старух,
 неожиданно для меня заявлялись среди ночи, и требовали с меня сонного-
неподготовленного к ужасу,мою душу. На кладбище в любой мимо идущей
 старухи, находилось поразительное сходство ,которое побуждало меня
  впечатлительного человека, на  необдуманные ,а порой неадекватные
действия. Представьте себе...я верил,что моя не захороненная старуха
разгуливает себе  преспокойно по кладбищу.
-Вон,вон твоя пошла,-говорили мужики и интересовались у меня,
когда же я её изловлю. Одну такую я чуть было не перепугал до смерти.
Вторую едва не убил лопатой.
Понял я тогда,что тихо и планомерно спиваюсь; понял ,что ежели
не остановлюсь не я, а старуха найдёт меня. Пошёл  я к  пьянице директору
и написал заявление- по собственному уходу. Неизвестно, как бы закончилась
эта история не заставь меня КЗОТ, отработать положенные две недели. Я
дорабатывал согласно кодексу о труде. Помню был первый месяц весны.
Он, словно вырвался из объятий холодной зимы и взялся же сразу за
разморозку. Скопившийся снег таял буквально на глазах. Мы сидели в каптёрки.
Лёгкий тёплый ветерок наполненный ароматом талого снега проникал
через открытую « на всю» форточку. Тема-разговора о глобальном потепление
была коллективной. Я помню мы рьяно спорили и как это бывает,обвиняли
наших недоразвитых ученных,говорящих настолько  много об этой проблеме,
что голова просто идёт кругом. Неожиданно дверь в каптёрку заскрипела и
во внутрь прошёл кладбищенский бомж,с авоськой в руке.
-Мужики? Купите белые тапочки,-обратился он к нам(к всем-там, присутствующим)
Хочется выпить аж трубы горят,-пролепетал он, извлекая наружу
 образец  правой ноги.
Не успел он достать ещё один, как я напустился на него.
-Где взял?-настаивал я на правде, держа и сотрясая за лацканы
 кладбищенского мародёра. Тот в свою очередь долго не запирался и поведал нам,
что нашёл их в сугробе-на этом же кладбище.
-Ну,что Петрович?-кричал я на радости, как ребёнок которому пришлось
доказывать свою непричастность к чужой шкоде.
-Кто был прав?Ага...что скажешь? Мы высыпали гуртом из каптёрки и в
нарушении всяких правил побежали туда,куда указал нам не лицеприятный бродяга.
Жуткое зрелище предстало к нашему взору. Возле горочки со спиленным сухостоем,
прямо из сугроба, глядя на нас... торчало два сиамских близнеца,
в виде чьих-то босых ног.
-Чего только за свою жизнь,не увидишь,-чесал свою маковку наш бригадир. Как же
быть дальше? и что делать? он не знал. Узнав о случившемся объявился
 и сам директор.
-Всех в тюрьме сгною!-кричал он, дрожащим надрывным голосом. Он даже от
креплённого вина отказался предложенного ему, кем-то из рабочих.
-Ты и ты...-бегите к нашему столяру и тащите сюда любой гроб.-велел директор.
А дальше была суета, требующая  исправления всей ситуации. Мы притащили гроб согласно требованиям директора; уложили туда неугомонную старуху, свободно гуляющую всю зиму в отсутствии могилы и понесли туда,где судьба изначально
  уготовила ей место. Помнится, мы быстренько откопали;
 быстренько перезахоронили и стояли какое-то время
над успевшим прогнить, за зиму  сосновым гробом. Всех мучил только
 один  единственный вопрос: «Кого всё-таки мы туда положили?»
-А это мы сейчас поглядим,-сказал ,как мне помнится наш
 Петрович и решительными действиями при помощи монтировки вскрыл крышку гроба.
 Ну и смеху же было,когда содержимым такого пристанища, оказалось
 обычное гнилое полено.
                Эпилог

Прошло много лет,а я до сих пор не могу забыть эту забавную,трагикомичную
историю. И всякий раз .когда слышу, про глобальное потепление, вспоминаю
ненароком,нашу кладбищенскую бригаду, во главе с её  героем соц труда,
уникальным несгибаемым Петровичем. А про себя думаю: «где вы мои дорогие
кладбищенские бичи?Живы ли ещё сами?