Инструмент главного конструктора

Эйно Тимонен
ППосле завтрака наш взвод согласно распорядку дня отправился в тренажерный зал отрабатывать приёмы рукопашного боя. Мы же с Колей Седуновым после ночной смены в ЛИРе (лаборатории исследования радиопередач) отправились спать. Седунов, работавший ночью за двоих, быстро заснул, посапывая в подушку.
Мне же заснуть не удавалось. Всю ночь провозился со стойкой «Юпитер», которая никак не хотела работать. Вроде, всё исправно, но вместо автоматической расшифровки линейного шифра Р14 «Юпитер» выдавал на телетайп какую-то обрывистую абракадабру, который от неё дергался, как паралитик. Хорошо, что Седунов согласился выполнять параллельно и мою работу.
После долгих безуспешных попыток найти неисправность, я решил, что гады НАТОвцы, чью передачу мы старались расшифровать, сменили свои коды шифра. Сбегал в штаб части и с помощью дежурящего там земляка сумел дозвониться до такой же части в Павловске. Там меня соединили с ЛИРом. Объяснил им ситуацию и попросил попробовать принять сигнал на указанной мною частоте на их «Юпитер». Оказалось, что у них всё принимается без всяких проблем. Значит, дело всё-таки в нашей аппаратуре. Пошёл к дежурному в зал телетайпистов.

– Товарищ капитан, разрешите доложить. Никак не могу запустить «Юпитер». Телетайп печатает на выходе какую-то ахинею.

– А я что могу сделать? Ищи неисправность. Пока не сделаешь, увольнительных тебе не видать. Хоть круглые сутки разбирайся. Иди работай и не трать время.

Пришлось разбираться всю ночь. Утром перед завтраком, до развода, подошёл к начальнику ЛИРа капитану Нивину и объяснил ситуацию.

 – Ладно, позавтракай и иди отсыпайся, а я пока покумекаю. Может, удастся что-то сделать.

Ворочаясь и пытаясь заснуть, постарался думать о чем-нибудь приятном,  но перед глазами стояли многочисленные платы с рядами микросхем. Однако сон всё-таки меня сморил. Проснулся от того, что кто-то трясёт меня за плечо. Открываю глаза, а это капитан Нивин.

– Вставай быстрее. Приехала главный конструктор «Юпитера» с наладчиком. Объяснишь ситуацию. Кстати, конструктор получила за разработку этой стойки орден.

Быстро оделся и побежал в ЛИР. Там сидят за столом двое гражданских. Одна из них женщина. Оба пьют чай с какими-то пирожками. Видимо, Нивин постарался. Капитан меня представил и приказал объяснить ситуацию. Я посмотрел на мужчину и задал вопрос:

– Простите, а кто наладчик? Мне было бы проще с ним разговаривать.

– Я наладчик. Можно меня называть просто Дмитрием.  А Елена Петровна –конструктор этой стойки. Расскажи, что случилось и что удалось определить.

– Дело в том, что на выходе стойки идёт какая-то ерунда. С приемника Р-250 сигнал нормальный. Проверил блок преобразования  низкочастотного сигнала. На выходе осциллограф показывает чистые прямоугольные импульсы,  блоки синхронизации работают нормально. Как проверять блок обработки сигналов, я не знаю. Нет технической документации. Но дело, я уверен, именно в нём.

– Наверное, придётся его у вас забрать, а вам поставим пока запасной. Он у нас с собой в машине, – произнёс Дмитрий.

 В разговор вмешалась Елена Петровна:

– Вы на смене в какой обуви работаете? В сапогах?

– Нет. В тапках. В сапогах сидеть целую смену тяжело. Ноги преют.

– Покажи мне, какие они.

Достаю из нижнего ящика стола свои тапки. Неожиданно Елена Петровна скидывает с ноги туфель и, надев тапок, повернулась спиной к стойке. Затем с силой ударила пяткой выдвижной блок обработки сигналов. Я от неожиданности обалдел.

– Давай подключай к приемнику  и телетайпу.

Быстро прикручиваю разъёмы и включаю стойку. Настраиваю на частоту линейного шифра приемник и включаю телетайп.  К моему удивлению, он заработал и начал ритмично печатать текст радиоперехвата на английском языке.

– Давно контакты разъёмов спиртом чистил?

С маленькой заминкой, но решил сказать правду

– Ни разу.

– Спасибо, Иван Юрьевич, за чай и угощение, – сказала она, повернувшись к капитану.

 – Но Вам должно быть стыдно! В документации к «Юпитеру» есть приложение о регламенте. Вы обязаны его соблюдать. В следующий раз, подобный этому, напишу на Вас докладную. А вы, молодой человек, запомните: радиотехника, это, в том числе, наука о контактах. И ремонт надо начинать с простого (возможно, она имела ввиду тапок), переходя в случае необходимости к теоретическому анализу.

А я-то думал, откуда у начальника ЛИРа в каптёрке взялась двадцатилитровая канистра спирта, который он с дежурными офицерами иногда, разбавляя водой, употребляет?