Иностранец в поезде

Татьяна Калашникова 3
     Я ехала из Питера в Волхов. Тащиться на электричке категорически не хотелось. На дворе зима, вагоны отапливаются не всегда хорошо, электричка тащится со всеми остановками  и три с лишним часа надо будет смотреть вагонную самодеятельность, отбиваться от попрошаек или выслушивать рекламу  эксклюзивного поездного товара.  Попутный поезд дальнего следования был теплым, быстрым и тихим, а потому выбор, несмотря на существенную разницу в цене билета, сомнений не вызывал.

    Ожидая отправления, я устроилась у окна плацкартного вагона и стала с любопытством смотреть, как подтягиваются последние пассажиры.  Внимание привлекла сухонькая скукоженая от холода мужская фигурка с таким же сухоньким рюкзачком за спиной и наглухо надвинутым на голову капюшоном, из-под которого торчали какие-то нереально большие очки и заиндевевшие от мороза усы.  При этом усы, то ли от мороза, то ли сами по себе, торчали как-то перпендикулярно к лицу и выступали этаким форпостом впереди носа и даже впереди самой фигурки. Буквально через минуту все это, ну то есть, усы и фигурка с рюкзачком прошествовали мимо меня  уже по вагону и устроились в соседнем купе.
 
    Поезд тронулся, в тепле вагона начала одолевать дрема и я бы уснула, но внимание привлек  какой-то настойчивый шум из соседнего купе. Я открыла глаза и прислушалась. Гомонили громко, очень эмоционально  и как-то непонятно.  Со сна я не сразу сообразила, что разговор идет  на  странной смеси русского и очень плохого английского, а сообразив,  окончательно проснулась и заглянула к соседям.  Ситуация выглядела так.

     Скукоженная  фигурка, оказавшаяся иностранцем, ни слова не понимающим по-русски, уже без куртки и слегка распрямленная в тепле, сидела на лавке.  Лицо с также торчащими вперед усами, на которых теперь вместо инея висели капельки воды, изображало очень приветливую улыбку, в кулаке были крепко зажаты билет и паспорт. Напротив, рядом и через проход сидели и стояли несколько женщин, и очень громко,  перебивая и дополняя друг друга,  пытались что-то объяснить.  Мужик ничего не понимал, только крутил головой   и улыбался все шире и приветливее.    Женщины, возбужденно жестикулируя и мешая русские слова с английскими, что-то говорили. Когда совершенно скупой, видимо еще школьный, запас слов иссяк, одна из соседок достала листок бумаги, нарисовала на нем маленький паровозик с номером 12 в кружочке и показала иностранцу.  Потом уже не только словами, а  голосом, лицом и телом стала изображать, как он едет.  После театрального действия она зачеркнула кружочек с номером и нарисовала рядом такой же, но уже  с цифрой 18.  Иностранец внимательно посмотрел представление, согласно покивал головой, после чего взял у женщины ручку и дорисовал паровозику трубу и дым.  Потом немного подумал, изобразил руками движение и смешно погудел.  Купе горестно вздохнуло и примолкло в задумчивости.  Я с большим интересом наблюдала за странными играми. « Ну как ему объяснить!», -  почувствовав мое внимание, обратились ко мне пассажирки как к свежему человеку.  «А что объяснять-то?», - поинтересовалась я.   И тут мне рассказали, что произошло:  на одном месте оказались двое пассажиров и женщины, заглянув в билет, обнаружили, что странный мужик сел не в тот поезд. Теперь надо было срочно выяснить, куда он едет и что, вообще, делать.  Я затосковала.  Поезд иностранца уходил позже.  Это означало, что на моей станции, первой на маршруте следования обоих поездов, его высадят, и мне придется ждать, объясняться с проводниками и т.д...  Ну не бросишь же ни слова не понимающего по-русски человека пропадать в одиночку.  В лучшем случае удастся пристроить его к дежурному по станции.  А для полного спокойствия лучше все сделать самой.  «Вот повезло опять», - с сожалением подумала я, на самом деле, уже все для себя решив.  Оставалась малость – объяснить ситуацию мужику.  На всякий случай,  еще раз заглянув в билет, я просто сказала  ему по-английски: «Номер Вашего поезда – 18».  «Yes, yes», - радостно закивал он головой. « А Вы сели в поезд номер 12», - со вздохом продолжила я.  И добавила: «Мне очень жаль».  Лицо иностранца из радостно-оживленного превратилось сначала в удивленное, а потом в беспомощно-испуганное.  Он вскочил на ноги и стал растерянно хлопать себя руками по бокам.  «Понял!!», – выдохом прокатилось по купе и все стихло.

     Для принятия решения надо было звать проводников, они где-то застряли и не спешили, как обычно, собирать билеты.  Но сначала требовалось довести расследование до конца.  Я снова взяла у иностранца билет и прочитала название конечной станции.  На счастье, это оказался Петрозаводск.  Поезд №18 следовал дальше до Мурманска, а для нашего Петрозаводск был конечным пунктом.  Посовещавшись, мы решили, что попробуем уговорить проводников оставить все как есть, тем более, что ошибка была на их совести, а ехать то оставалось всего какие-нибудь 6 часов.  Проводники, женщина и мужчина в очках с очень толстыми стеклами (он и не углядел) нашлись довольно быстро, сразу все поняли и задумались.  Подумать было над чем.  С одной стороны ошибка их, с другой – мужик-то иностранец. Мало ли кто будет искать его в другом поезде.  И что будет, если не найдет.  Женщины-попутчицы, уже сильно жалея незадачливого путешественника, уговаривали оставить.  Проводники думали и совещались.  Иностранец, понимая, что решается его судьба, по очереди смотрел на всех и ждал. Надо отдать ему должное, быстро отойдя от первого шока, он вел себя очень вежливо и сдержанно.

     Наконец, после совещания с начальником поезда, мужика решили не выса-живать.  «Слава Богу», - облегченно вздохнуло купе, а я, как смогла, все объяснила пассажиру.  В целом разборки продолжались около часа. Ехать мне оставалось всего ничего, но я еще успела понаблюдать, как довольные успешным разрешением ситуации попутчики приступили к обязательному поездному ритуалу – поглощению припасенной в дорогу еды.  Иностранец теперь оказался в центре внимания.  Его посадили на место у окна и дружно кормили, подкладывая самое вкусное.  Проводник принес чай с лимоном и тоже немного посидел вместе со всеми.  Мужик в долгу не остался, он вытащил из своего тощего рюкзачка какие-то замысловатые сладости и с улыбкой раздавал их соседкам.

    За всеми делами время пролетело незаметно.  Попрощавшись и пожелав всем счастливого пути, я вышла на перрон.  Мне помахали руками через окно, а я еще раз порадовавшись, что все обошлось,   поспешила домой.  Там меня уже  ждали свои, не совсем простые и не очень приятные хлопоты.  И еще подумалось, что маленькое дорожное приключение помогло мне на время отвлечься, чтобы слегка передохнуть и сохранить силы для их решения.