Возможности использования интернет-ресурсов Заключ

Возможности использования интернет-ресурсов в исторических исследованиях: опыт систематизации (Заключение)

                        Заключение


   Интернет является глобальной информационной средой, это дает разнообразные возможности его использования в исторических исследованиях. Возможности использования интернет-ресурсы предоставляют:  архивы,  библиотеки, музеи, галереи, сайты научных изданий, научных центров и учебных заведений, медиа-ресурсы, видеохостинги, персональные, профильные и тематические сайты, Социальные сети, форумы, чаты и интернет-конференции.

Архивы на сегодняшний день недостаточно имеют оцифрованных документов в электронных фондах. У библиотек – как электронных, так и официальных представительств обычных библиотек в Интернете, – гораздо более размещено материалов во всемирной сети, неужели у российских архивов. Музеи и галереи активно пользуются информационно-коммуникационными технологии при  сканировании экспонатов и оцифровке своих фондов. Исторические факультеты учебных заведений и научные, исследовательские  центры публикуют работы своих сотрудников, отчеты об экспедициях, новости о прошедших событиях в научном мире, информацию о предстоящих конференциях и семинарах. Медиа-ресурсы возможно использовать в исторических исследованиях по современной истории. В исследовательских целях возможно использовать и персональные, профильные, тематические сайты. Социальные сети, форумы, чаты и интернет-конференции возможно использовать в целях общения с коллегами, в определенных совместных исследованиях, для  получения актуальной информации и ее обменом.

Нами была предпринята попытка систематизации интернет-ресурсов, условно разделенные на две основные группы, с   возможностью  их  использования  в исторических исследованиях: архивы, библиотеки, музеи и галереи; научные издания и сайты исторических факультетов высших учебных заведений, исследовательских учреждений, медиа-ресурсы, видеохостинги; персональные, профильные, тематические сайты – составили первую группу. Социальные сети, блоги, микроблоги, форумы, чаты, интернет-конференции – составили вторую группу.

В первой группе охарактеризованы источники, которые пополняются специалистами своего дела и большей частью предназначены для профессиональных историков: архивистами, библиотекарями, сотрудниками музеев, научных центров, универститов. Медиа-ресурсы и видеохостинги новая среда и источники по изучению современной истории.

Во второй группе охарактеризованы источники, которые можно условно назвать как средство общения, то, с помощью чего можно быстро обмениваться информацией, как например, в блогах, публиковать наработанный материал и обсуждать их с помощью комментариев. Сами ресурсы могут являться источником для проведения историографического анализа.

Таким образом, интернет-ресурсы дают разнообразные возможности для использования их в исторических исследованиях. Следует отметить, что внутри групп интернет-ресурсы неодинаково разработаны: редко пополняются оцифрованными материалами, узкая тематика документов, как это было показано на примере работы с электронным фондом Государственного Архива Российской Федерации и Российского государственного архива научно-технической документации. Ресурсы электронных библиотек содержат гораздо больше оцифрованных единиц разной тематики, нежели архивы.

Количество оцифрованных источников возрастает, неуклонно увеличиваются возможности использования интернет-ресурсов в исторических исследованиях. Бумажные публикации имеют существенные недостатки – ограниченное количество экземпляров и длительность появления материала в том или ином издании . Электронные версии бумажных публикаций существенно расширяют читательскую аудиторию. Сетевые публикации становятся общедоступными, их публикация не занимает много времени. Таким образом, исследователь может быть в курсе того, чем занимаются коллеги, какие проходят конференции получает возможность удаленного доступа к научным трудам зарубежных коллег.

Иначе можно сказать, Интернет дает возможность удаленного доступа к разного рода литературе и историческим источникам (например, к редким экземплярам книг, музейным экспонатам), дает возможность виртуально общаться историкам; публиковать предварительные исследования с последующим их обсуждением; обмениваться актуальной информацией, наконец, создавать историческое сообщество из участников, работающих и проживающих в разных странах мира. Последнему и должны способствовать социальные сети, форумы и интернет-конференции.


Рецензии