Античные города Албании Чула Дербент и Цур Чур

Фейзудин Нагиев
О путанице названий Чула и Цур (Чур) – старых названий Дербента и городища около Белиджи



В исторической литературе Дербентский проход называют и «пограничной крепостью Чула», и «воротами Чула», и «воротами гуннов», и границей «владений албан и хонов». Чула становится границей Албании и «царств» кочевников, т.е. границей двух миров, двух цивилизаций – земледельческого и скотоводческого. (Кудрявцев А.А. Город, не подвластный векам. С.65, 80. Он же. Древний Дербент. С.62). Велико было его стратегическое значение. Эта область запирала так называемые албанские ворота – проход между горами большого Кавказа и Каспийским морем.

Будучи мостком, соединяющим Европу с Азией, древний Дербент имел большое стратегическое значение. Эта область запирала так называемые албанские ворота — проход между горами Большого Кавказа и Каспийским морем. В античное время граница между Албанией и миром кочевников — Дербент — становится и границей двух цивилизаций — земледельческой и скотоводческой. Северные кочевые племена представляли угрозу не только для Албании, но и для Ирана, и Византии. Поэтому в охране Дербентского прохода были заинтересованы не только албаны, армяне и грузины, но и эти крупные державы.

Обитателями города и стражами знаменитых «ворот», по мнению А. Кудрявцева, были местные южнодагестанские племена, входившие в этот период в состав Албанского царства.

Помимо своего важного стратегического положения, Дербент  являлся и одним из ранних очагов христианства, где еще в середине I века (43 год) просвещал апостол Елише. Именно о таком исключительно важном значении Дербентского прохода сообщают многочисленные античные и средневековые источники.

Через албанские ворота с севера в страну могли вторгаться кочевые племена, представляющие угрозу не только для Албании, но и для Ирана и Рима-Византии. Поэтому в охране прохода были заинтересованы не только албаны, не только армяне и грузины, но и крупные державы того времени – Персия и Рим-Византия.
Археологические изыскания, проводимые в Дербенте с 1971 г., а также исследования письменных источников показали, «крепость и город охраняли на протяжении всего албанского периода важную дорогу в Западном Прикаспии и обитателями его, стражами знаменитых «ворот» были местные дагестанские племена, входившие в этот период в состав Албанского царства». (Кудрявцев А.А. Город, не подвластный векам. Он же. Древний Дербент. С.62. Выделено нами. – Ф.Н.). Автор подчеркивает, что племенами, входившими в этот период в состав Албанского царства, были лезгинские, ибо дагестанские племена севернее Дербента в албанское время входили в состав северных кочевых государств (Сарматии, Гуннии, Хазарии).
Помимо того, что занимала важное стратегическое положение, Чула являлась и одним из ранних очагов христианства во всем Кавказе, где еще в середине I в. просвещал апостол Елише. (Каланкатуйк, ИА, III, 23).
Ссылаясь на факт укрепления крепостных стен Чула Хосровом Ануширваном в VI в., О.М. Давудов связывает появление Дербентских стен с Сасанидами. Но о возникновении оборонительных стен и крепости Чула задолго до закрепления Сасанидов Северной Албании свидетельствуют ряд античных источников и археологические данные.
По всей вероятности, в узком проходе между возвышающимся на 340 м. над уровнем моря холмом Джалган (Жалга) и Каспийским морем (где ныне стоит Дербент) и в районе современного Белиджи укрепления стали возводить еще с момента появления первых волн северных кочевников: киммерийцев, скифов, исседонов, массагетов и др. (VIII-VII в.до н.э.). Во всяком случае, древние слои, относящиеся к скифскому и албанскому периодам (IV в.до н.э - IV в.н.э.), свидетельствуют о исключительно интенсивном обживании холма Жалга, на котором и поныне возвышается крепость Нарын-кала (Нерен-к1еле).
В результате стационарных раскопок под руководством А.А. Кудрявцева (1971-1990 гг.) в Дербентской цитадели были выявлены культурные слои и остатки жилых, хозяйственных, дворцово-храмовых и фортификационных сооружений досасанидского времени. Недалеко от цитадели исследован и могильник с погребальными сооружениями албанской эпохи. Результаты археологических изысканий его экспедиции изложены в многочисленных статьях и монографиях ученого (см. библиографию).
Основываясь на полевом материале многолетних археологических изысканий Дербентской крепости, А.А. Кудрявцев определяет функциональный характер и внутреннюю структуру городищ Албании. Исследователь характеризует Дербент албанского времени, как поселение, окруженное оборонительными стенами. (Кудрявцев А.А. К истории древнего Дербента. С.154-168).
О названиях города Дербента.
Прежде чем приступить к локализации так называемых Чора, Чола и т.п., необходимо разобраться в путанице этих названий в исторической литературе. Видимо, нельзя безоговорочно доверять ни древним авторам, ни поздним переводчикам, которые зачастую, не разбираясь в местных названиях и их транскрипциях, искажали оригинальные названия. Как верно заметил Г.-Б.Я. Гусейнов, «порою отождествляется название местности с названием города». (Гусейнов Г.-Б.Я. Город тысячи легенд. Махачкала. 1982, с.12).
О географической важности Дербентского прохода, о бесчисленных притязаниях на него со стороны многих завоевателей, об особом интересе этого геостратегического района свидетельствует наличие множества названий Дербента в исторической литературе: Чор, Чора, Чола, Чулли… История становления Дербента отражена в его названиях, начиная со времени строительства первой Стены – Цал или Ограждения – Нер до постепенного становления города Чула «В пояске», Квевар или Варар «Дваврата» или «Врата».
О факте наличия множества названий Дербента подробно пишет и Г.-Б.Я. Гусейнов: «На картах Клавдия Птоломея (II в.н.э.) в данном районе отмечен город-крепость Гелда (Джелда). Византийские источники называют его «укрепление Тзор» (Тзур, Цур), Албанский проход, ворота Чога, княжество Чога, ворота Торай; арабские – Баб эль-Абваб (главные ворота, ворота ворот), Баб эль-Хадид (железные ворота), Баб Албан (Албанские ворота), Сед Албан (Албанские стены), а иногда просто ал-Баб (ворота).
Турецкие авторы город называют Темир капысы или Темир капы (железные ворота); грузинские – Дзгвис кари (морские ворота), Дарубанд; армянские – Джора, ворота Джора, пахак (охрана) Джора, Пахак стены, пограничная крепость Чора, Гуннские ворота, ворота Зуар, Хонские ворота, Хонская крепость; русские – Железные ворота, Дербент. В исторических хрониках и фольклоре местных народов город упоминается под названием Чулли (дарг.), Чурул (лак.).
Кроме того, в отдельных источниках город назван ас-Сул (лезг. цал «стена»), Тимур-кагалга, город Чорского прохода, Великая твердыня, Джол, Сед Яджудж-Маджудж, крепость Чора, город у ворот Чора, Северные врата, Дербентские ворота и т.д. (См. Гусейнов Г.-Б.Я. Город тысячи легенд. Махачкала. 1982, с.12).
В литературе часто под названиями Чор – Чора – Дзор и Чола – Чулли – Чула выступают разные города, а именно – Белиджи и Дербент (см. главу «Ономастика…». Попытаемся разобраться в хаосе вышеприведенных названий Дербента, где запутаны названия и других поселений:
1) город-крепость Гелда (Джелда) на картах Птоломея, вероятно, можно сопоставить с первой крепостью, появившейся на холме Джалган (лезг. Жалгъа);
2) названия Тзор, Тзур, Цур, Чога, Торай, встречающиеся в византийских источниках, соответственно восстанавливаются так: Тзор, Тзур, Цур соответствуют названию города Цур (Ч1ур на месте городища Топраккала около современного Белиджи); Чога есть искажение от Чола посредством перехода буквы л в г; Торай соответствует лезг. Турай (замок, букв. охраняемый мечом; ср. тур меч; т1ур ложка, выдолбленная из дерева лодка, почка растения; Т1ури – город в стране Лек доалбанского времени; Турай – пелазгийское название Трои; Тирана – столица Балканской Албании);
3) армянские названия Джора, ворота Джора, пахак (охрана) Джора, Пахак стены, пограничная крепость Чора, ворота Зуар – относятся не к Дербенту, а к городу Цур, находившейся на месте городища Ч1ур – Топраккала около Белиджи (все они являются искажениями от Цур); к Дербенту относятся лишь Гуннские ворота, Хонские ворота, Хонская крепость;
4) арабские источники буквально калькируют лезгинские названия Цал (Стена), Вар (Одни ворота), Варар (Врата), Кьвевар (Два врата): Баб эль-Абваб (главные ворота, ворота ворот), Баб эль-Хадид (железные ворота), Баб Албан (Албанские ворота), Сед Албан (Албанские стены), а иногда просто ал-Баб (ворота);
5) те же лезгинские кальки в источниках персидских (Дарубанд «проход на замке», от лезг. Ч1ула «в пояске», «в узле»), тюркских (Темир капысы или Темир капы «железные ворота», от лезг. Варар «врата», Ракьун варар «железные врата») и грузинских (Дзгвис кари «морские ворота»).
6) даргинское Чулли и лакское Чурул названия Дербента происходят от лезгинского Ч1ула (Чула).
7) и в встречающихся в отдельных источниках названиях ас-Сул (стена), Тимур-кагалга, город Чорского прохода, Великая твердыня, Джол, Сед Яджудж-Маджудж, крепость Чора, город у ворот Чора, Северные врата, Дербентские ворота и т.д.» использована калька с лезгинского перевода названий Цал (Стена) и Варар (Врата), здесь также наблюдается путаница названий Ч1ула (Джол) и Ч1ур (Чора).
Под Чором некоторые исследователи понимают область между Дербентским проходом, Каспийским морем и восточной частью Главного Кавказского хребта (это Чула. – Ф.Н.). (С.Т.Еремян, Г.С.Свазян). Но ранние источники об области Чор-Чола (Чула. – Ф.Н.) ничего не знают. Елише, Мовсэс хоренаци, Агатангелос (V в.), а также Себэос, «Ашхарацуйц», Левонд и др. упоминают «стену Чора» (или Чолай), «ворота Чора», «сторону Чора», но не область (гавар) или страну.
Первоначально этот узкий участок между горой Джалган (Жалгъа – лезг. «сустав, шарнир») и Каспийским морем назывался «Жалгъандин ял», т.е. «Джалганским проходом». На холме Жалга была построена первая крепость-поселение, которая получила название Жалга. Для защиты страны от набегов северных кочевников киммерийцев, скифов, массагетов и др. (в VIII-VII вв.до н.э.) первоначально была построена северная стена шириной около четырех метров (две параллельные каменные стены, заполненные камнями, грунтом и песком) с воротами. У стены постоянно стали жить не только охранный гарнизон, но и появились поселения. В связи с постройкой стены возникли названия: Нер (Заграждение), Цал (Стена) или «Нерен цал» (Заградительная стена) , а ворота дали название Вар (Врата). Позже была построена и южная стена с южными воротами. Поселения оказались как бы заключенными в поясок, что дало название Ч1ула/Чула «В пояске». Наличие двух ворот, северных и южных, породило названия «Варар» (Врата) или Кьвевар (Два врата). Стены поднимались на гору Джалган и заканчивались крепостью, получившей название «Нерен К1еле», что означает «Пограничная, окраинная, разделяющая, заграждающая» крепость (нынешнее название – Нарын-кала).
Будучи в центре торговых отношений между Европой и Азией, поселения стали развиваться и расширяться и превратились в город. При Сасанидах город Чула был реконструирован и укрелен. Таким образом, за период своего становления и развития город Дербент получил несколько названий. Позже к ним добавились названия, данные завоевателями (персами, тюрками, арабами и проч.). Из-за неудобства произношения названия Ч1ул на других языках, появились названия Чула, Чулли, Жулли, Чола…
Современное название «Дербент» (Дарбанд, Дербенд) появилось с сер.VI в., со времени начала реконструкции стен города при Хосрове I Ануширване. В переводе с персидского оно означает «запертые ворота» или «ворота на запоре». Это почти буквальная калька с лезгинского названия Чула (Ч1ула «в пояске», «в узелке»). Начиная с VII века это название встречается в письменных источниках. (Патканов К.П. Из нового списка «Географии», приписываемой Моисею Хоренскому». ЖМНП, 1883, март, с.30).
На основании тщательного анализа сведений нарративных источников и археологического материала М.И. Артамонов и А.А. Кудрявцев установили, что под названием Чола (часто путают Чор – с Чора) в античных источниках подразумевается Дербент. (Артамонов М.И. История хазар. – Л., 1962, с.119-122; Кудрявцев А.А. Древний Дербент, с.83-84; так думал и Бартольд В.В. (Место прикаспийских областей в истории мусульманского Ира. – Баку, 1925, с.24). И в «Истории католикоса Вироя» Мовсэса Дасхуранви под названием Чора говорится о Чула-Дербенте (у переводчика: Чора вместо Чола, Мовсэс Каланкатуаци вместо Моисея Дасхуранви): «Но он /правитель и князь Албании Гайшак/ с тревогой следил и видел, что произошло с большим /укрепленным/ городом Чора...». (ИА, II, 11, 135. перевод по Ш.В. Смбатяну (Мовсэс Каланкатуаци. История страны Алуанк, с.78).
Население Чулы составляли леки (лезгины), албаны, таваспары, чильбы (сильвы), хечматаки, маскуты, хазары, гунны. (Каланкатуйк, I, 6; Себеос, III, 36; Егишэ, III; Гевонд, VIII; Павстос Бузанд, III, 7; Армянская география VII в. /пер. и примеч-я К.Патканова. СПб., 1877, с.36-39).
На территории крепости Нерен-Келе (Нарын-Кала) в 330-340 гг. был построен христианский храм с крестовым куполом (сохранился и поныне), сюда в 552 г. был перенесен патриарший престол.
В 698 г. Чула впервые подвергается нашествию арабов. (Каланкатуйк, III , 16). Ее окончательное подчинение произошло в 30-х гг. VIII в., когда Мерван ибн-Мухаммед подчинил всю Албанию.

Город Цур.
В область Чула входил и древний город Цур, который располагался в 18 км к югу от города Чула (Дербента) на месте городища Топрах-кала , что около поселка Белиджи. Город Цур (лезг. «медь», «крепость»); также имеет несколько названий: лезг. Цур, Ч1ур /Чур, арм. Дзор... В начале IV века город Цур был разрушен массагетами и стал называться Ч1ур (Разрушенный). В историческую литературу это название вошло как Чор (или Чора – от подражания названию Чола). В дальнейшем в исторической литературе происходит полная путаница названий Чула (Чола) и Цура /Чура (Чора).
Некоторые исследователи (Ф.Мамедова), путая город Чула (Дербент) с городом Цур (Ч1ур /Чор) на месте современного Белиджи, объявляет его столицей массагетских Аршакидов. Городом массагетов стал не город Цур, развалины которого после разрушения последними получили название лезг. Ч1ур (Чор) и тюрк. Топрак-кала; массагеты построили к югу от Чура другой город, который получил название Бененджер (современное Белиджи). (Фарида Мамедова Ф. Кавказская Албания и албаны. Центр исследований кавказской Албании. Баку – 2005, с.248)
Слово Ч1ур/Ч1уру (в других диалектах Ц1ур/Ц1уру) означает «Разрушенный». Слово часто встречается в лезгинской топонимике: Ч1уру хуьр «разрушенное село», Ц1уру Худат «Старый, разрушенный Худат» и др. Поэтому словами Ч1ур/Ч1уру//Ц1ур/Ц1уру (в книжных вариантах Чор, Чора) можно назвать любое разрушенное поселение. Современное название Белиджи образовалось путем трансформации названий Беленджер – Баланджар, Бананджар – Банджар, от арабского названия булгар – бананджар.
О наличии путаницы названий античных поселений Дербента и Белиджи свидетельствуют и мнения некоторых исследователей, склоняющихся к тому, что Чор и Чорские крепостные стены находились южнее Дербентского прохода, примерно в районе современного поселка Белиджи или в дельте реки Самур. (Пахомов Е.А. Крупнейшие памятники сасанидского строительства в Закавказье. – Проблемы истории материальной культуры, № 9-10. – М., 1933, с.43; Тревер К.В. с.271-274, 276).
Таким образом, названия Чора, Чор, неправильно, даваемые Дербенту в исторической литературе, есть искажения названия Чур (Ч1ур) античного города Цур (около Белиджи). Возможно, упоминаемый М.Дасхуранви на северо-востоке в составе Албании «город чилбов Цри», локализуемый учеными в районе современного города Шемахи, и есть город Цур (около Белиджи). (ИА, I, 14, с. 37-40; I, 19, с. 56-57; I, 23, с.78).
Археологические исследования городища Цур (Чур).
Городище Чур (Топрак-кала) остается почти неисследованным Об этом городище имеются лишь отрывочные сведения экспедиции конца 30-х годов.
В 1924 г. Дагнаркомпросом была организована этнолингвистическая экспедиция под руководством проф. Н.Ф.Яковлева. В этом же году специальный археологический отряд данной экспедиции под началом А.С.Башкирова подверг исследованию городище Чур (Топрак-кала) (нижние слои его относятся к албанскому времени) и Арменкала с одновременным могильником, расположенным недалеко от селения Хтунказмаляр. (Башкиров А.С. Изучение памятников старины //Дагестанский сборник. Махачкала, Т. III. С.233-240; Исаков М.И. Исчезнувший город в Дагестане. С.156-157).
Чур (Топрак-кала) изучался также и в 1937 г. Е.А. Пахомовым. (Пахомов Е.А. Археологические экспедиции по раонам Дагестанской АССР //Изв. Азерб.филиала АН СССР. Баку. 1937, №3. С.34-35). Более детально обследовал городище Чур М.И. Исаков в 1941 г. Он предположительно датировал его первыми веками нашей эры, но данных о существовании здесь в Сасанидскую и последующие эпохи крупного города, каким был Чор (имеется в виду Чула – Дербент), и крепости, пока нет. М.И.Исаков допускает возможность локализовать на месте городища Чур (Топрак-кала) албанского города Албана. (Исаков М.И. Исчезнувший город в Дагестане //Ист.журнал. 1941, №6. С.156-157). Позже М.С.Гаджиев связал это городище с городом Шахристан-и-Ездигерд. (Гаджиев М.С. К вопросу о местоположении Сасанидского города Шахристан-и-Ездигерд //Древние и средневековые археологические памятники Дагестана. Махачкала, 1980. С.114-152).
По нашему мнению, для локализации на месте городища Чур (Топрак-кала) ни города Албана (М.И. Исаков), ни города Шахристан-и-Ездигерд (М.С. Гаджиев) оснований нет. Мы солидарны с мнением В.Г. Котовича, который, хотя так же путает названия поселений, бывших на месте Дербента и Белиджи, но все же верно отождествляет Топрак-кала с городом Чол-Чор-Чог (правильнее Цур,Чор-Чур/Ч1ур). Он полагает, что городище Топрак-кала в раннесредневековых источниках был известен под двумя наименованиями Джор (Чор-Чога-Чола-Сул) и Беленджер. (Котович В.Г. О местоположении раннесредневековых городов Варачана, Беленджера и Таргу //Древности Дагестана. Махачкала, 1974. С.196-220; Очерки истории Дагестана. Махачкала. 1979. Т.I, С. 33).
Правильная в целом догадка В.Г. Котовича нуждается в серьезной поправке. В приведенных исследователем названиях Джор-Чор-Чога-Чола-Сул и Беленджер опять-таки напутано несколько названий Дербента и Белиджи. Разберем по-порядку: Джор и Чор – искаженные названия от первоначального Ч1ур («разрушенный»); Чога и Чола (искажение через армянский язык, где наблюдается переход л в г) – искажение от исконного Ч1ула («В пояске»); в названии Сул, по нашему мнению, «замешено» два названия: одно из первоначальных названий Дербента Цал («Стена») и исконное название городища Ч1ур (Топрак-кала) – Цур («замок»; «крепость»; «кольчуга»; «медь»).
Город Беленджер (от арабского названия булгар бананджар), современное Белиджи, был построен после разрушения города Цур (с момента разрушения получившего название Ч1ур «разрушенный») не на месте разрушенного города, а несколько южнее. Так что, город Беленджер – это не Цур (Чур или Топрак-кала), а отдельный город.
Конечно же, Чур (Цур) не был таким крупным укреплением как Чула. Из-за смешивания названий Чур и Чора-Чола (Чула) и появляется мнение, что на месте Топрак-кала, т.е. древнего города Цур (Чур) должно было находиться равнозначное городу Чула (Дербенту) сооружение.
Вопрос о том, находился ли город Албана на месте городища Топрак-кала, по мнению К.В. Тревер, может быть рассмотрен только, если провести аналогию между реками Самур и Албан Птолемея... Неоспоримо только то, что городище Топрак-кала является одним из крупных древних городов Албании и ждет стационарного археологического изучения. Е.А.Пахомов и М.И.Исаков считают, что Топрак-кала (Цур/Чур) заслуживает самого пристального внимания и основательного археологического изучения.
Полагаем, что Самур можно сопоставить с рекой Албан Птолемея. Ибо одно из народных названий реки Самур – Алпан (Алпан-река), берущая свое начало у горы Алпан (Шалбуз). Река с названием Алпан (конечно же, мельче Самура) встречается и у города Куба. Поэтому и город Албану (Алпан) нужно искать не на месте Топрак-кала, а в русле реки Алпан (Самур).
Дислокация поля Ватнеан .
Поле Ватнеан (у М. Дасхуранви: «Ватнеан», у Елише: «Ват») – название располагавшейся на территории области Чула приморской равнины к северу от Апшерона до дельты реки Самур. На этом поле в 357 г. маскуты, привязав к хвосту лошади, предали смерти епископа Албании Григориса.
Ф. Бузанд и М. Дасхуранви подтверждают, что маскуты привязали Григориса к хвосту дикой лошади и пустили по полю Ватнян (Ватнеан) и погубили его. (Бузанд, III, 6; Каланкатуйк, I, 14). Позже (возможно, после разгрома маскутов в 425 г.) около древнего города Цур (Чур) на месте гибели епископа Григориса был воздвигнут храм (17х12 м), который сохранился до наших дней (у села Нюгди Дербентского района).