Находка

Андрей Худорожков
    Ванадий Израилевич Бздыщ работал  бухгалтером в Строительном управлении уже 20 лет. Он пришел  на работу сразу после окончания  техникума бухгалтеров, куда устроила его  мама - Роза Соломоновна Бздыщ, урожденная Шоколад.  Роза Соломоновна сама проработала в этом СУ 35 лет бухгалтером и ушла на пенсию, а ее сын Ванадий вышел на работу, заняв ее место. Работал Ванадий Израилевич аккуратно и нареканий со стороны руководства никогда не имел. Но и повышений тоже. Он слыл честным человеком,  у которого ничего никогда  не пропадет, он никогда не ошибался, и со всеми рассчитывался до копеечки.  Честнее человека трудно было найти. На работе у Ванадия Израилевича была репутация кристально честного человека.
    Жил Ванадий Израилевич  с мамой, которой было уже 75 лет. Отца своего он не знал, знал только, что Израиль Бздыщ был химиком и проводил разнообразные опыты с ванадием  и постоянно говорил своей супруге Розе, что он находится на пороге великого открытия. А когда родился сын, то он и слышать ничего не хотел, и требовал, чтобы его назвали Ванадием и никак по-другому. Непременно Ванадием. Ребенок родился и, конечно, его назвали Ванадием. Роза предложила записать ребенка под своей фамилией Шоколад, но супруг и слышать ничего не хотел.
     При этом он говорил:
- "Шоколад-Мармелад, что это за фамилия для химика?
- А почему химика? Он может кондитером будет.
- Не говори чушь, Роза. Непременно химиком. И притом непременно Бздыщ. Моя фамилия будет греметь. Ванадий Бздыщ!!! Представляешь?
- Не очень.
- Молчи, глупая женщина. Моя  фамилия корнями из Польши, но прославится она в России, и прославит Россию в мире.
- Но когда? Сегодня твоей зарплаты нам хватает только на питание.
- Пока, Роза. Пока! Но скоро Бздыщ зазвенит, заиграет красками.  Вообрази себе, ты приходишь домой, включаешь телевизор, а там новости: «Великий российский химик Бздыщ изобрел новый элемент. Самый прочный, самый легкий, самый плавкий, самый самый.» - При этом Израиль расхаживал по пятнадцати квадратным метрам комнаты в коммунальной квартире и размахивал руками, рисуя необыкновенные перспективы покорения мира. - Ты будешь гордиться, что тоже носишь фамилию Бздыщ.
- Да неужели. Я уже год как Бздыщ, насмешек много, а толку мало, еще чуть подожду и верну себе свою фамилию Шоколад.
- Ну и дура. Не понимаешь ситуацию. А-а--а..... Что тебе говорить? - Израиль махнул рукой, взял карандаш и начал писать какие-то формулы на обоях, на которых живого места уже не было.
- Тебе что бумаги мало? Разрисовал все стены.
- Глупая женщина, мысль она сейчас есть, а потом ее нет, и не придет больше. Ее срочно надо записать. А ты об обоях думаешь?
     Ванадию было три месяца, когда его отец скрылся в неизвестном направлении. Роза искала супруга, писала заявления в разные организации, но безуспешно. Больше она своего супруга не видела. Так и воспитывала одна своего сына, отдавая ему всю себя без остатка.  Правда, фамилию так и не поменяла. Дом со временем пошел под слом,  коммуналку расселили и Розе с сыном дали однокомнатную квартиру. Ванадий рос обычным мальчиком, звезд с неба не хватал, скорее наоборот. Но школу закончил, брал предметы измором, друзей у Ванадия не было. И часто он был предметом насмешек. Мальчишки подтрунивали над ним, склоняя фамилию в разных направлениях. После школы Ванадий закончил техникум, тоже со скрипом и если бы не мама, то вряд ли его вообще кто-нибудь взяли на работу. Первое время мама ходила с ним на работу и разъясняла ему подробно каждый шаг, а через два года Ванадий мог самостоятельно работать. Участок был не сложный, поскольку Ванадий делал самые простые операции по расчету зарплаты. В  Строительном управлении в бухгалтерии работало всего 20 человек.
     Рабочий день заканчивался в 18 часов, и в 18-05 Ванадий был уже дома, работа находилась рядом с домом. Вечерами они пекли что-нибудь с мамой, играли в карты или смотрели сериалы. По выходным гуляли в парке или ходили в театр. Роза Соломоновна дважды сватала Ванадия, но безуспешно и решила, что сыну и так хорошо, она его обстирает, приготовит поесть, в квартире приберется. Что еще нужно?   Дачи у них не было, поскольку не было денег на ее приобретение. Жили скромно, на еду и одежду хватало, а больше им ничего не надо было.
     Сегодня была пятница, рабочий день закончился, и Ванадий собрался идти домой, он вышел с работы и обычной дорогой направился к своему дому. Впереди метрах в пятидесяти шел мужчина, который пытался на ходу засунуть в портфель какой-то толстый конверт. Портфель он закрыл, а конверт выпал. Через несколько секунд мужчина скрылся за углом, а конверт так и остался лежать на асфальте. Что-то мешало Ванадию Израилевичу закричать и остановить мужчину, он приоткрылся рот, слова слетали с его уст, но они были беззвучны. Ванадий подошел поближе и увидел, что конверт был приоткрыт,  и в нем зеленела  увесистая пачка долларов. Ванадий медленно поднял ее, хотел было побежать за незнакомцем, но благородный порыв тут же куда-то улетучился. Ни разу в жизни Ванадий Израилевич не взял чужой копейки, а здесь такая куча денег и хозяин есть, его ничего не стоит догнать и вернуть деньги, но  инстинкты не позволили ни кричать,  ни двигаться.  А что может сделать человек против инстинктов, как с ними бороться? Они управляют человеком. Просто напал паралич и все, ни сказать, ни двинуться. Тем не менее природные инстинкты не помешали Ванадию Израилевичу положить конверт с долларами к себе в карман и пойти домой другой дорогой, чтобы не встретить того растеряху.
    Войдя в квартиру, Ванадий закрыв за собой дверь показал своей маме находку.
- Что это, Ванадий?
- Деньги.
- А-а-а…Откуда такая куча денег?
- Нашел.
- Прекрати мне крутить голову, скажи правду, откуда деньги? Тебе дали на хранение? А ты, дурак, и взял, а потом скажут, что дали в два раза больше и мы пойдем с тобой бомжевать. Ой! – Роза Соломоновна схватилась за голову. - Мне плохо, почему это на нас свалилось?
- Мама, успокойся, я же говорю, что нашел. - И Ванадий рассказал, как он нашел конверт с деньгами.
Роза Соломоновна вроде бы успокоилась и повеселела.
- Я всегда говорила, что ты родился в рубашке, надо же как повезло. Сколько там?
    Ванадий трясущимися руками сосчитал, находка потянула на 10 тысяч долларов США.
- Это сколько же будет в рублях, сынок? - Роза Соломоновна широко раскрытыми глазами смотрела на сына - Что же с ними делать?
- Я не знаю, может машину купить?
- А куда тебе ездить, на работу идти пять минут, дачи у нас нет, да ее еще украдут. Это опасно.
- А может дачу купить?
- Нет, не потянем.
- А как же быть?
- Думать надо. Надо ими распорядиться по-умному.   
          Роза Соломоновна и Ванадий весь вечер ломали голову, что же делать с такими деньжищами и, наконец, решили купить драгоценный камень. Это самое выгодное вложение, говорила 75 летняя женщина. На следующий день была суббота, и Ванадий со своей мамой отправился в ювелирный магазин покупать бриллиант. После излучения ассортимента, на всю сумму было куплено бриллиантовое кольцо. Вернувшись домой, Роза Соломоновна сказала, что спрячет камень в надежное место и что теперь она может умереть спокойно. Правда прожила она еще 20 лет и умерла в возрасте 95 лет. И на протяжении всех этих лет она частенько говорила, что "теперь может умереть спокойно, поскольку знает, что ее сын обеспечен и не пропадет, а бриллианты только дорожают в цене с каждым годом". 
    Первое время Ванадий спрашивал, где мама прячет камень, Роза Соломоновна показывала, но когда он уходил на работу, она вновь перепрятывала кольцо и, поэтому, он перестал  спрашивать. Хоть и умерла Роза Соломоновна в 95 лет, но все равно это было неожиданно, поскольку она не болела и ни на что не жаловалась,  просто уснула однажды и не проснулась. А когда она умерла, Ванадий Израилевич с ужасом понял, что  не знает, где спрятано кольцо. После смерти матери, он в течение месяца пытался найти кольцо, перерыл вверх дном всю квартиру, но кольца не нашел. А кольцо его не отпускало, и заставляло постоянно о себе думать. Он не спал ночами, по утрам постоянно болела голова, на работе был растерян и стал допускать ошибки, хотя ему было  65 лет. После очередной ошибки, ему предложили уйти на пенсию, что и пришлось сделать. И вот однажды, Ванадий Израилевич лег почивать, но что-то ему мешало, и он нащупал рукой в матраце злополучное кольцо, которое уже ненавидел, которое отняло у него и аппетит, и сон. Он вскочил с кровати, сбегал за ножницами на кухню, разрезал  матрац и достал кольцо, секунду смотрел на него, а потом стал его проклинать и костить по чем зря, подбежал к форточке и выбросил кольцо на улицу.
     "Убирайся вон, подлое!"
     Но спать не получалось, и с каждой минутой самочувствие становилось все хуже. Ванадий Израилевич теперь стал называть себя последними словами, что он дурак и полный идиот, а  как рассвело, оделся и вышел  на улицу. Подойдя к месту, где по его предположениям должно было лежать кольцо, он увидел что-то блестящее.
      "Что же мне с тобой делать?" - подумал Ванадий Израилевич Бздыщ, поднимая кольцо с земли.


06.02.2014