Скучная история про семейную психологию

Глафира Кошкина
СКУЧНАЯ ИСТОРИЯ ПРО СЕМЕЙНУЮ ПСИХОЛОГИЮ.




           Кандидат психологических наук Оксана Анатольевна Скворцова принимала зачёт у студентов-заочников.

           Как и всякий день, сегодняшний имел свои плюсы и минусы. Некоторые заочники были непроходимо глупы, никакие знания им были не нужны, а нужен только диплом. Оксана Анатольевна  не сердилась на таких, не мучила их пересдачами, не вымогала с них подарков, а просто ставила им либо «зачтено» (если зачет), либо тройку (если экзамен), и забывала о них, как о не стоящих её внимания.

           Она любила свой предмет и ценила таких студентов, с которыми можно было поговорить. Сейчас был как раз такой случай. Перед ней сидела Вера Петровна, стажистка, бывший педагог, получающая второе высшее образование. Судя по её ответам на семинарах, неглупая и доброжелательная.

           Задание к зачёту было стандартным: написать работу об оказании консультативной психологической помощи по семейным проблемам. Вера Петровна докладывала:

           - Ко мне обратилась клиентка… я не успела её обозначить, поэтому буду называть настоящее имя, только, если можно, без фамилии. Её муж работает в администрации области…

           - Конечно, конечно, - закивала головой Оксана Анатольевна. Муж самой Оксаны Анатольевны, Игорь Скворцов, работал журналистом в парламентской газете, знал по именам всех чиновников, их жен и детей. Она, разумеется, не собиралась рассказывать за ужином о семейной драме крупного чиновника, но почему бы и не намекнуть, что и она что-то может знать… - Итак, суть проблемы вашей клиентки…

           - Да там сразу куча проблем. Она живет с мужем и сыном в центре города, недалеко от железнодорожного вокзала в элитной девятиэтажке, - и это – проблема номер один. С некоторых пор, когда она слышит шум поезда, её охватывает непреодолимое желание броситься под него, и таким образом разрешить другие проблемы, покончить с чувством безысходности и вины перед собственной семьёй.

           Оксана Анатольевна снова покивала головой.
          
           - Ваша клиентка работает или домохозяйка?

           - Не работает. Сыну Сереже 6 лет, есть няня. Сама Анна  выросла в полной семье, старшей из двух детей. Младший брат, Степан  благополучно женат, их семьи поддерживают приятельские отношения, отмечают вместе праздничные даты. Анна дружна с женой брата Дашей. Однажды во время семейной вечеринки к ним присоединилась родная сестра Даши Катя со своим бой-френдом. И у Анны закрутились с ним романтические отношения, настолько романтические, что дело дошло до развода с мужем. И начались проблемы: муж потребовал оставить сына с ним, что для Анны Аркадьевны невыносимо. Следующая проблема: Алексей, так зовут избранника Анны, занимается автомобильным бизнесом, часто посещает автосалоны и участвует в автопробегах и авторалли. Клиентка подозревает, что он под видом автопробегов уезжает на несколько суток и имеет возможность встречаться с другими женщинами. Она считает, что если он ради неё так легко оставил Катю, то так же легко может оставить и её саму. На фоне тоски по сыну, вины перед мужем, ревности по отношению к Алексею у неё стали периодически возникать мысли о нежелании жить.  Она испугалась и стала посещать частного психотерапевта.

           Оксана Анатольевна слегка поморщилась. Вера Петровна заметила это и понимающе улыбнулась. О, эта извечная ревность смежных специалистов друг к другу!

           - Сами понимаете, психотерапевт начал с медикаментозной терапии, понавыписывал ей седативных препаратов, началось привыкание, она заметила это, еще сильнее испугалась, решила сменить психотерапевта на психолога, вот пришла ко мне! Сказала, что хочет разобраться в своих чувствах и научиться решать свои проблемы без лекарств.

           История, рассказанная Верой Петровной всё больше и больше нравилась Оксане Анатольевне. Она уже подумала, что может получиться отличный клинический пример, который она будет приводить в своих лекциях. Надо только спросить, чем всё кончилось.

           - Ваши стратегия и тактика в работе с клиенткой?

           Зачётка Веры Петровны уже была в руках Оксаны Анатольевны. Слушая студентку, она искала под конспектами авторучку. Она уже не сомневалась, что умница-студентка всё сделала правильно.

           - Сначала я провела психодагностику, использовала для этого цветовой тест Люшера и методику Келли «Репертуарные решетки».  Потом определила метод работы – «рациональная психотерапия». Проведено пятнадцать сессий.  Моя клиентка в настоящее время не употребляет сильнодействующих лекарственных препаратов, её не беспокоят больше суицидальные мысли. К сожалению, в семью её вернуть не удалось. Ей рекомендовано нанять адвоката и решить вопросы о проживаниии ребенка и разделе имущества с максимальной зоной комфорта для всех сторон. Материальное положение моей клиентки позволяет рассчитывать на хорошего специалиста в бракоразводных делах. В отношении ревности к Алексею ей было рекомендовано совместное посещение его мероприятий, и она смогла открыть для себя мир автомобилей, а кроме того, убедилась, что её избранник действительно любит автомобили, разбирается в них и уважаем в своей деловой среде.

           Оксана Анатольевна с удовольствием вывела в зачетке заочницы слово «зачтено», расписалась.

           - Вы так блестяще исполнили свою работу, что, будь это экзамен, я поставила бы вам «отлично»!

           - Я бы заслужила «отлично», если б убедила её остаться в семье, - потупила глаза Вера Петровна.

           - Возможности психолога небезграничны, - философски отметила Оксана Анатольевна. – Может быть, Алексей – это её судьба. Психолог не имеет права влиять на такие тонкие вещи.

           Вера Петровна признала этот факт, после чего студентка и преподавательница расстались, довольные друг другом.


           До конца дня у Оксаны Анатольевны было хорошее настроение. Она успела переделать дома массу полезных дел: поправила спущенные петли на вороте свитера сына, погладила мужу две рубашки, приготовила на ужин всеми любимую рыбу, запеченную с овощами.

          
           После ужина муж просматривал новостную ленту в интернете. Оксана Анатольевна не утерпела и рассказала, что её студентка спасла от суицида жену, пусть и бывшую, одного крупного деятеля из областной администрации.

            - Ну-ка, ну-ка с этого места, пожалуйста, поподробнее! – заинтересовался муж. Он разрешил Оксане Анатольевне не называть имён, а передать только фабулу. Слушая жену, он не отрывался от новостной ленты. В первые годы их семейной жизни это раздражало Оксану Анатольевну, но потом она привыкла. Как профессиональный психолог, она понимала, что есть профессии, в основе которых лежит умение распределять своё внимание.

           И вдруг Игорь замер, почти оторвавшись от интернета. Развернувшись к жене, спросил:

           - Как, говоришь, этого кренделя-автолюбителя звали? Алексеем? Наверное, Алексеем Александровичем? А клиентку, случайно, не Анной?

           Оксана подтвердила. Ей стало немного не по себе.

           - А отчество у неё случайно не Аркадьевна?

          Оксана вынуждена была и это подтвердить. Ей стало еще тревожнее.

           - Да, а что? – уже встревоженным тоном спросила она. – Ты знаешь этих людей? У них что-то случилось?

           - Так насвистела тебе твоя заочница, суициднула та баба, и суицид был завершённым.

           - Где?! Когда?! - бросилась к компьютеру Оксана, но муж отстранил её от экрана.

           - Окси, дорогая моя, твоя заочница пересказала тебе сюжет «Анны Карениной», только лошадей Вронского заменила на автомобили. И всё. И ВСЁ!!! Сейчас над тобой вся группа будет прикалываться.


           Весь вечер и пол ночи Оксана Анатольевна обдумывала создавшуюся ситуацию.

           Первой мыслью было устроить бурные разборки с привлечением декана и аннулированием зачёта. Но где-то через час успокоилась и решила ничего не менять. Еще через час решила трагедию дома Карениных сделать темой следующего семинара. А еще через час пришла к решению официально разрешить заочникам брать для своих работ классические темы  мировой литературы.


           И только после этого наконец смогла уснуть, поблагодарив судьбу, что в её собственной семье пока всё хорошо.