Из Вины из... вЫнятые

Кора Журавлёва
      В одном, очень красивом доме с садом жил мальчик Арни. Это был хороший и воспитанный мальчик, но у него был один недостаток. Когда Арни делал что-нибудь плохое или ему казалось, что он сделал что-то не так, он всегда извинялся и это было хорошо. Однако Арни слишком часто стал употреблять слово «извини», даже без надобности. И это хорошее слово вдруг потеряло свой смысл. Родители не понимали почему всё время извиняется Арни, если он ничего плохого не сделал. Например, ударится об угол стола – говорит «извини». Любую просьбу родителей, как сделать то-то или то-то, воспринимает, как укор и опять говорит – «извини».

      В его большой и светлой комнате было много игрушек и занимательных игр, но постепенно игры начали ему надоедать, поэтому Арни стал придумывать себе другие развлечения. Он решил помогать бабушке по хозяйству. Арни пришёл на кухню и сказал:
      -Бабуля, давай я тебе помогу готовить еду.
      -Ух ты, какой молодец! Помогай! – умилилась бабушка от неожиданности предложения, - вот возьми овощи, положи их в мойку, а я их помою, потом почищу и будем готовить борщ.
      -Извини, но я не умею готовить борщ, а вот овощи я могу помыть и сам – сказал Арни.
      -Да что за беда! Научишься! Я тоже не умела и научилась, - успокоила Арни бабушка.
      Арни аккуратно положил овощи мойку и, перемывая каждый овощ губкой, складывал их в подготовленную бабушкой мисочку.
Работа была в полном разгаре, когда в кухню вошла мама и спросила:
      -Арни, а ты уроки сделал?
      -Извини, мама! У меня остался ещё один урок доделать, но я сначала помогу бабушке, а потом доделаю и оставшийся урок…
      -Может лучше наоборот, Арни? Сначала доделай урок, а потом приходи помогать бабушке
      -Извини, - сказал Арни и ушёл в свою комнату.

      Однажды, после очередного извинения перед родителями, Арни сидел в своей комнате и тихо плакал, как вдруг, он скорее почувствовал, чем увидел, как что-то или кто-то ходит по его комнате.
      -Кто здесь? – испуганно спросил Арни.
      -Не бойся, это я, твоя Вина, - сказала гостья.
      -Но я не приглашал тебя! Зачем ты пришла? – возмутился Арни.
      -Как это не звал? Меня и звать не надо. Я всегда живу в человеке, а ты человек, хоть и маленький. Кроме того ты часто порождал в себе Вину сам, поэтому мне у тебя тепло и уютно.
      -Ты же сам бегаешь к родителям - продолжала Вина - и просишь тебя извинить. Подумай сам, ты говоришь слово «извини», а что это значит? Это значит, что ты вышел из меня, то есть «из Вины». Пока твои поступки и дела были маленькими и Вина твоя была маленькой, маленькой настолько, что тебе не приходилось выходить из Вины, никто не замечал твоей Вины ни в чём. Однако ты уже вырос и печально, но ты позволил Вине расти вместе с тобой. И запомни, чем чаще ты будешь совершать поступки за которые надо говорить «извини», тем больше ты будешь порождать в себе моих подружек, потому как одна с тобой я уже не смогу справиться.
      -Значит слово «извини» плохое слово? – спросил Арни
      -Слово-то хорошее, даже очень! Но слово это надо беречь, говорить очень редко, а значит и плохие поступки будут совершаться очень редко. Если ты говоришь «извини», это значит, что ты выходишь из Вины и попадать в неё уже не надо. А если ты говоришь «извини» за такой же проступок, который уже совершил один раз, то у тебя появятся две вины двойняшки. Представляешь сколько нас будет жить в твоей комнате?
      -А где же вы тогда будете спать? У меня всего одна кровать – забеспокоился Арни.
      -А Вина никогда не спит, она всегда бодрствует и напоминает тебе о себе даже в твоих снах. Но тебе беспокоиться пока не стоит. Твоя вина если и есть в чём-то, то она очень, очень маленькая. Ты просто должен быть уверенным в себе и не извиняться за то, за что извиняться не нужно, иначе хорошее слово «извини» теряет свой смысл и становится словом-паразитом.
      -Давай проверим, - предложила Вина. – Попробуй без остановки повторять много, много раз любое слово, ну, например, хоть слово «какаду». Сначала ты мысленно «видишь» значение этого слова, что это есть попугай, но повторяя это слово безостановочно, оно теряет свой смысл и ты уже ничего не «видишь», а только слышишь свои же звуки, да и те начинают путаться между собой.
      -Извини, но я же не говорю безостановочно слово «извини»! – возмутился Арни.
      -А что ты сейчас сделал? – рассмеялась Вина, - ты извинился! За что?! За какую вину? Её не было, но ты, извинившись, сам её создал! Пойми, Арни, ты хороший и воспитанный мальчик, но научись ценить слово «извини» и применять его только тогда, когда ты действительно совершил какую-то Вину и захотел из неё выйти, извинившись. А лучше всего, старайся никогда не создавать в жизни ситуаций, когда за Вину приходиться не только извиняться, но и «платить».
      -Извини, платить? – удивился Арни, - так я же ещё маленький и у меня нет денег!
      -Ну, вот опять – «извини»! Тебе Арни только 10 лет и, что такое «платить» за вину, означает не только деньгами. Бывает, что тебе приходиться и в этом возрасте «платить» за какие либо твои нехорошие проступки. Например, тебя лишают права смотреть мультики или играть в компьютерные игры. Это и есть твоя «плата» за состоявшуюся Вину. А ещё было бы лучше, чтобы тебе никогда не приходилось бы ничем «платить» вообще, а это значит стараться никогда не попадать в сети Вины и не быть виноватым.
      Арни задумался над тем, что ему рассказала Вина. Ему всё ещё казалось, что по комнате витает Вина с подружками, но к нему почему-то не приближаются.


      Тёплый солнечный лучик ещё нежно ласкал личико Арни, когда он услышал ласковый голос мамы и ощутил тёплый поцелуй:
      - Малыш, малыш! Ты ещё спишь? Просыпайся дорогой…, ну же!
      - Мамочка, мамочка! Мне такой умный сон приснился!
      -Умный?!
      -Да, да! Ко мне в гости приходила Вина с подружками…
      -Кто приходила?
      -Ну, Вина, моя Вина…
      -Вина? А ты в чём-то виноват?
      -Да нет же! Понимаешь, она рассказала мне, что нельзя часто повторять слово «извини» по любому поводу и без повода, а то это слово теряет смысл и становится словом-паразитом…
-Милый мой, я рада, что ты это понял. Не знаю, что там тебе говорила твоя ночная гостья, но я уже и не один раз объясняла тебе важность слова «извини». Я рада, что мой ночной помощник объяснил тебе это ещё раз и ты, наконец, захотел понять всю ценность этого достойного слова.
      -Да, да мамочка! Я всё понял и больше не буду говорить «извини» почём зря!
      -А где же твоё, «да, да мамочка, из…Вини»? – засмеялась мама и взъерошила его волосы.
      -Вина?! Какая Вина?! – схитрил Арни, - я «из Вины» выходить не буду, - обняв маму засмеялся довольный Арни, - потому что, во мне нет Вины, а значит мне и выходить не из чего! Я ни в чём не виноват! Вот видишь? Я всё понял!
      -Правильно! – сказала мама. – Есть ещё одна хорошая поговорка, что «слово – не воробей, вылетит – не поймаешь!» Это значит, что прежде чем что-то сказать, надо хорошо подумать, чтобы потом не жалеть о сказанном. У нашего народа много хороших, полезных и умных поговорок. При случае, я тебе буду рассказывать о них, чтобы поговорки эти помогали тебе не делать в жизни ошибок.