Думы о Европе

Алексей Чурбанов
Ежедневно в мире, в том числе в просвещенной Европе, убивают людей. А тут в Копенгагенском зоопарке убили жирафа – зримо и гласно. Разделали тело и скормили львам. Попутно дали урок специально приглашенным деткам на тему: «устройство жирафа».
Сердобольные люди по всему миру в возмущении. А чего вы ждали? Европейцы честны и последовательны. Они две тысячи лет искали в теле человека ДУШУ - разделывали трупы (вспомним «Фауста» Сокурова), препарировали мозг (привет Павлову), «давили на психику» (здравствуйте, дедушка Фрейд). Но ДУШУ не нашли.
Они две тысячи лет бросали и сейчас бросают вызов Богу: продажей индульгенций, эротикой просвещения, великими социальными потрясениями, колонизацией традиционалистских сообществ, теориями эволюции и классовой борьбы, наконец, двумя мировыми войнами, сексуально-наркотической революцией 60-х и гомосексуальной революцией двухтысячных, эвтаназией, однополыми семьями... И что? Hey, where’s that bloody Judgment Day? Нет ответа. Воодушевленные божьим молчанием европейские Томы Сойеры по-детски упорно и бесстрашно продолжают разрушать песочные замки традиционализма и доламывать машинку собственной цивилизации.
Однако, похоже, сейчас пришло время осмысления некоего промежуточного результата. В основу его я бы положил два утверждения:
1. God is a Concept.  Бог – плод нашей мысли  (помнится, Джон Леннон в 1969 году привел в бешенство этими словами девственную европейскую общественность того времени). 
2. There is no such thing as SOUL.  Души – нет.
Ну, игры с Богом – это традиционное развлечение просвещенных европейцев – тамошняя «игра в бисер». Прямо сказать, что Бога нет, в культурном обществе – это нарушение этикета, а в бескультурном - прав человека. Поэтому – as you like. Только не мешайте нам жить.
А вот отсутствие души для европейца - это факт медицинский. Эмпирически почти доказанный, так как лучшие европейские светила за две тысячи лет не нашли следов ДУШИ в теле живого существа.
Принятие в качестве аксиомы отсутствия ДУШИ - это и есть промежуточный результат развития европейской цивилизации по состоянию на начало второго десятилетия двадцать первого века. Из этого и вытекает все то, что нас возмущает, удивляет и радует в современной Европе.
Если души нет, то живое существо можно убить из сострадания, из рациональных побуждений или в соответствии с принятым стандартом. Главное – чтобы не больно и не заметно для усопшего. И с пользой для оставшихся в живых. Убийство – не вопрос морали или общественного консенсуса, а вопрос легитимизированного решения. Моральный императив подменен общепринятым стандартом. Чтобы по правилам и без эксцессов.
Этот результат следует рассматривать именно как промежуточный. Европейский ум пытлив, характер упрям. Если сук до конца не подпилят, то много новых открытий сделают.