ЮЗы6. Олухи в окопе для стрельбы!

Тимофеев Владимир
               


      Большинство преподавателей, особенно по военным наукам, были офицерами, прошедшими войну. Они знали чему и как учить. Полковник Фёдоров, преподаватель  по инженерной подготовке, знакомство на первой лекции начал такой тирадой: " Ну, что , лоботрясы, не хотели учиться нормально в школе, вот и не поступили в ВУЗы, как моя красавица дочь, с такими  олухами, как Вы,  она на одном гектаре, сразу запоминайте: это 10000 квадратных метров, с.... (выберите действие сами) не сядет." Надо ли говорить, что у каждого тут же возникла потребность отыскать его дочку на пресловутом гектаре, хотя бы и за другим действием, дабы доказать ей, что она и есть дура при таком - то папаше.

      Дальше больше; в летних лагерях, он выводил нас на стрельбище, укладывал взвод в линию и ставил задачу: " К бою, окоп для стрельбы лёжа, норматив четыре минуты, 30 секунд!" (за точность норматива не ручаюсь, но где - то так) по истечении времени, открываю огонь. Копаем МСЛ - 55 (малая сапёрная лопата, носили её на поясе, в чехле все летние лагеря, у меня в машине такая же катается до сих пор) лёжа, нутром чуем, что застрелить не его задача, но "очко" играет. С подачей команды "Огонь!", заваливаемся в отрытую ямку, прижимаем уши к попе и слушаем свист пуль над головой. Проходит вдоль линии окопов и проставляет оценки.  Следует команда: "К бою, окоп для стрельбы с колена, норматив шесть минут". Опять же лёжа , углубляем ранее отрытое в необходимую конфигурацию. Во время стрельбы никто в положении для стрельбы с колена не оставался, все предпочитали "позу орла", ну, это та, что принимается над "вазой Генуя", надеюсь не забыли, где она находится. Очередной проход вдоль окопов с выставлением оценок. Следующая команда: "К бою, окоп для стрельбы стоя, норматив ..."  В законченном  окопе во время стрельбы страха уже не было (глубоко и притерпелись), некоторые и во время стрельбы подчищали огрехи окопа, те же, кто чуял неудачу, успевали перекурить, т.к. перерывы, по мнению преподавателя, в боевой обстановке не допускались. За последний окоп необходимо было получить у въедливого полковника не ниже "хорошо", за предыдущие хватало по "трояку", десяти баллов хватало на получение зачёта. Счастливчики отводились в тыл и лежали на травке. Над неудачниками экзекуция продолжалась с самого начала. Заканчивались занятия закапыванием всего отрытого, трамбовкой и укладыванием, снятого при отрывке первого окопа,  дёрна на место.

       Любимая, конечно для Фёдорова, у нас эта наука любимой не была ни в какой интерпретации, тема занятий зимой: " Устройство переправы по ледяному покрытию водохранилища". К несчастью в Красном селе было большое озеро, на нём - то мы и тренировались. На бережку лежало штук двести обледеневших брёвен длиной до шести метров и диаметром от 25 до 30 сантиметров, вес, учитывая, что другие мученики этой науки их уже попользовали, немалый. Но всё предваряла разведка льда, то - есть ломом бились лунки по всей длине и ширине грядущей переправы с целью определения толщины и качества льда. При выполнении этой манипуляции главное: не упустить в лунку лом, они были считанные и, в случае утраты, подлежали выемке и возвращению на склад. "Салагам", на первом курсе, нам - таки не повезло, хорошо, что упустили его у берега, глубина была метра полтора, жребий нырять мне тогда не достался, но читатели моих записок узнают, что и меня не миновала чаша сия. Набравшись опыта, мы работали ломом в паре; кто-то да удержит. Убедившись, что лёд добротный, чтоб ему пусто было, отдельные лунки превращались в проруби для установки столбов на доступной глубине, это при длине столбов  до шести метров, торчать надо льдом должно не более одного метра.
     В проруби вертикально устанавливались столбы, к которым позже проволокой и скобами вязался настил, они же обозначали края переправы. Далее взвод (двадцать пять человек) разбивается на группы: одни меряют глубину, другие подбирают брёвна по длине, из аккуратно сложенной предыдущим взводом кучи, третьи таскают их к лункам, последние устанавливают брёвна в прорубь и клиньями крепят их вертикально. Всё обливается водой, чтобы вмёрзло и держалось, как положено или поставлено.  Затем меняемся, по мере утраты сил, т.к. норматив имел место и присутствовал стимул общей заинтересованности. Настил таскали все вместе по шесть-семь человек на бревно. Всё обильно заливается водой После этого Фёдоров обходит переправу в поисках плохо закрученной проволоки или не до упора забитой скобы. Указанные недостатки устраняются и даётся "ДОБРО" на разборку.

     Разборка "не царское дело" и преподаватель уходил на отдых. Сложно сказать, что было , хотел написать "легче" и понял, надо писать: "тяжелее"; установить переправу или, вконец промёрзшую, разобрать. Иногда заканчивали разборку далеко за полночь. За зимние лагеря мы делали эту переправу дважды. Надеюсь теперь, уважаемый читатель, у Вас не будет проблем с обустройством переправы через ручей или канаву к вашей даче, желаю успеха!

       В летнее время мы строили "Гать по болотистой местности", на заболоченном берегу того же озера, работали по пояс в иле и грязи, Забитые сваи, после убытия преподавателя, при разборке вытаскивали с помощью случайного  автомобиля, иногда за деньги; сбрасывались.