Кавказская война в живописи

Зура Итсмиолорд
  Живопись удивительным образом связана с историей, событиями жизни. Помимо эстетических достоинств она имеет социальное, гражданственное звучание.  Никто не может  оставаться равнодушным не только к реалиям сегодняшнего дня, но и к прошлому. Необязательно участвовать в  боевых действиях, чтобы показать ужасы войны, трагизм смерти.
         Одним из наименее изученных исторических феноменов является  вхождение Кавказа в состав Российской империи. Не оправдывая абсурдность, что кавказские народы находились на более низком уровне общественного развития, и это, по мнению некоторых историков, явилось обоснованием для покорения кавказцев в XIX веке, скажем, что обе стороны проявляли жестокость. До сих пор нет четкого ответа на вопрос, почему царские войска встретили  ожесточенное сопротивление горцев, имевших низкий уровень развития производительных сил, почему российская армия, одерживавшая победы в течение ста пятидесяти лет в Европе, с трудом обеспечивала контроль над небольшой территорией Чечни и Дагестана. Мы позволим себе не согласиться c традиционными хронологическими рамками Кавказской войны (1817-1864 гг.), определенными советской историографией, когда пытались поместить исторические события в границы концепции добровольного вхождения народов Кавказа в состав России.
          Не секрет,  что покорение Кавказа началось в  начале XVIII века,  и тесно связано с Персидским походом Петра I (1722-1723 гг.).  Почему историки забывают о  крупном восстании в Чечне и Дагестане (1877-1878 гг.), когда в это же время  идет русско-турецкая война, а 200-тысячная группировка царских войск поддерживает спокойствие в крае? Признаем факт, что Кавказская война  – малоизученный феномен в истории государства Российского.
               В исторической памяти российского общества отчетливо проявился «переферийный» характер Кавказской войны, хотя и нет у нас права говорить о  полнейшем равнодушии россиян к проблемам Кавказа.   Если А. Розен не сомневался в правильности действий царского правительства, хотя «… и принесли мы на Кавказ только оружие и страх, сделали врагов еще более дикими и воинственными», то А. С.Пушкин воспринимал Кавказскую войну как данность и предлагал «культурное перевоспитание» и насаждение христианства.
           Первая кавказская награда появилась лишь в 1837 году (медаль, выпущенная к поездке Николая I на Кавказ). В 1839 году выпустили медаль «За взятие штурмом Ахульго». Серебряной медалью «За покорение Чечни и Дагестана» в 1860 году награждали участников боев на Северо-Востоке Кавказа, а в 1864 г. - за покорение Западного Кавказа. В том же году был учрежден крест в трех вариантах (золотой, серебряный, бронзовый) «За службу на Кавказе» для участников боев 1859-1864 гг.
                Кавказская война осталась кавказской, так как все символические знаки (монументы в честь побед русского оружия и подвигов российских воинов) военной истории располагались исключительно в этом регионе, хотя с 1861 по 1864 гг. в Петербурге ежегодно собирались генералы Кавказской войны.
                Например, станица Слепцовская (Ингушетия) до сих  пор своим названием «помнит» казачьего генерала Н.П.Слепцова (1856-1928)(Ф.Рубо «Смерть генерала Слепцова в бою 10 декабря 1851 г.». Холст, масло, 106 х 136, 1891 г.; картина хранилась в Чечено-Ингушском государственном музее изобразительных искусств. Изображенное событие: Гибель командира 1-ого Сунженского линейного казачьего полка генерал-майора Н.П. Слепцова в бою у реки Гехи 10 декабря 1851 года).

    Кавказская война нашла достаточно скромное отражение и  в батальной живописи.
                Конечно, живопись только в  незначительной степени может претендовать на историческую документальность, но она формирует  национальную  память.
               Часть рисунков и гравюр (Т. Горшельт (Хоршельт)(1829-1871)), Г. Гагарин (1810— 1893), Н. Чернецов (1804-1879), А.И. Шарлемань (1880-1957), Ю.Г. Филлипов (1830-1878), А.И. Заурвейд (1782—1844), И.К. Айвазовский (1817-1900), В.В. Верещагин (1842-1904), H.A. Зичи (1827-1906), М.О. Микешин (1835-1896) и многих др.), которая в 1851-1865 годах частично публиковалась в журнале «Русский художественный листок»  издаваемом русским художником немецкого происхождения В.Ф.Тиммом (1820-1895),  хранится  в различных архивах и художественных коллекциях.

          Г.Г.Гагарин (1810-1893), П.Н.Грузинский (1837-1892), Т.Ф. Горшельт (1829-1871), И.К. Айвазовский (1817-1900), Н.Г. Чернецов (1804-1879),   Б.П. Виллевальде (1819-1903),  В.Ф. Тимм (1820-1895), М. Врубель (1856-1910), Ф.А. Рубо  (1856-1928),  И.Н. Занковский  (1832-1919),  П. Бабаев (1813-1870) жили на Кавказе, перенимали быт, обычаи и традиции местных жителей, некоторые из них даже участвовали в боевых операциях,  другие же  создавали свои картины на основе зарисовок мест событий, по рассказам живых свидетелей.
  Военное Министерство заказало художнику-баталисту Ф.А.Рубо (1856-1928)  для Тифлисского «Храма славы» семнадцать полотен: «Вступление императора Петра Великого в Тарки 13 июня 1722 года», «Вступление русских войск в Тифлис 26 ноября 1799 года», «Штурм Ленкорани генералом Котляревским 31 декабря 1812 года», «Сражение под Елисаветполем 13 сентября 1826 года», «Сдача крепости Эривани 1 октября 1827 года», «Штурм аула Гимры 17 октября 1832 года», «Взятие Ахульго 22 августа 1839 года», «Штурм черкесами Михайловского укрепления 22 марта 1840 года», «Штурм крепости Салты 14 сентября 1847 года»,  «Смерть Слепцова 10 декабря 1851 года», «Взятие аула Дарго 6 июля 1845 года», «Сражение при Курюк-Дара 24 июля 1854 года», «Переход князя Аргутинского через снежные горы Кавказа», «Взятие Гуниба и плен Шамиля 25 августа 1859 года», «Штурм Карса в ночь на 6 ноября 1877 года».  Художник  с большим энтузиазмом принялся за работу. Прежде всего, он посетил  места, связанные с историческими моментами,  зарисовал местность, костюмы горцев, оружие.
              Вглядитесь в частью подожженный Ахульго, который оставили воюющие горцами. Женщины и старики столпились на плоских крышах, стреляют в неприятеля. А эти  полуобнаженные женщины  с разметанными волосами  бросают камни во врагов, другие в  диком исступлении швыряют детей прямо на штыки, чтобы потом сброситься в  обрывы. А есть и те, которые стараются спасти детей и скарб, пытаясь найти дорогу из пекла ада. Перед подожженным мостом кипит  бой, женщины пытаются остановить   обратившихся в  бегство. Вглядитесь,  Шамиль на вороном  в окружении знаменосцев и мюридов  спокойно следит за  ходом боя. Тут и  запряженные,  нагруженные домашним скарбом  арбы, и  поднимающиеся из-за скал свежие батальоны солдат, которым придется ввязаться в кровопролитие. Пара всадников  непроходимыми тропами пытается  догнать своих. Вдоль правого берега реки Ашильта тянется  дорога к селению Старое Ахульго, разделенная глубоким оврагом. От аула высится Сурхаевская башня, к которой стремится полевая артиллерия. У обрыва первые орудия открыли огонь. Здесь и  грузинская милиция, и перевязочный пункт, куда вносят раненных. А вот на белом коне генерал-лейтенант Павел Христофорович Граббе (1789—1875), овладевший неприступной твердыней горцев Ахульго., командующий действующим корпусом, в окружении своей свиты. Казачья сотня образовала прикрытие. По переброшенному мосту скорым шагом переправляются свежие русские отряды.  Взятие Ахульго стоило русским 500 убитых и 2 500  раненых. Шамиль же, потеряв все свое войско убитыми (до двух тысяч), ранеными и пленными, ночью через горы бежал с семейством и несколькими приверженцами в Чечню.
       За панораму «Штурм аула Ахульго» (холст, масло, 120х1200), которая была открыта для обозрения  в Мюнхене 20 мая 1891г.,  Баварская Академия художеств избрала  Франца Рубо своим профессором. Спустя несколько лет,  Совет Петербургской Академии художеств присвоил художнику Почетное звание академика, а немецкий принц-регент наградил  орденом Св. Михаила. Современники единодушно оценили ее как выдающееся произведение батальной живописи. В  1892 г. Президент Французской республики С. Карно  на Всемирной выставке (Париж) наградил мастера орденом Почетного Легиона и премией Гран-при.
       
        Художник-любитель Григорий Григорьевич Гагарин (1810— 1893)     принимал личное участие в военных действиях. Он   запечатлел  типажи практически всех народов Северного Кавказа («Горец из Аварии», «Женщина из Темир-Хан-Шуры» , «Шамхал Тарковский», «Главный наиб из войска Шамиля» и др.),  военные будни,  сцены мирной жизни («Танец Той на вечеринке в Кака-Шуре. Дагестан»,  «Шествие обоза через Кизлярскую степь», «Штурм чеченского села»). Его непродолжительная служба в Гребенском полку нашло отражение в таких работах, как «Дочь казака из станицы Червленая», «Поручик Гребенского казачьего полка Федюшкин и его жена», «Гребенской линейный офицер и его дочь» и др. В Третьяковской галерее (г.Москва) хранится «Свидание генерала Клюке фон Клюгенау с Шамилем», написанная  в  1849 году по рассказам генерала Клюгенау о событии 1837 г., а в  Государственном Русском музее (г. Санкт-Петербург) - «Сражение между русскими войсками и черкесами  при Ахатли» (1841 г.). "Сражение при Валерике" написано совместно с известным поэтом М.Лермонтовым (1814-1841), который  служил на Кавказе.
            
            Теодор Горшельт (1829 — 1871)  выехал на Кавказ  в 1858 году по приглашению русского посла в Мюнхене графа Дмитрия Петровича фон Северина (1791 или 1792 — 21 января (2 февраля) 1865, Мюнхен) с рекомендательным письмом к генералу,  князю Александру Ивановичу Барятинскому  (2 [14] мая 1815 год; Ивановское, Курская губерния — 25 февраля [9 марта] 1879 год; Женева, Швейцария), который с 1856 по  1862 гг. командовал Отдельным Кавказским корпусом, затем был  главнокомандующий Кавказской армией, и наместником на Кавказе. Русский придворный художник Александр фон Котцюба дал рекомендательное письмо  государственному советнику в Тифлисе Крузенштерну.  Художник  участвовал в штурмах. Очевидец боевых действий   сумел  подробно описать военные событии. («Разорение аула», «Перед штурмом», «Зимняя экспедиция русских войск в Ведено в феврале 1859 года», «Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем А. И. Барятинским 25 августа 1859 года»).
        П.Н. Грузинский получил в 1862 году  звание классного художника за  «Взятие Гуниба на Кавказе в 1859 году». В работе «Оставление горцами аула при приближении русских войск» (1872г.), за которую он получил в Санкт-Петербурге, звание академика,   мастер   воскрешает одну из драм покорения Кавказа (9—25 августа 1859 года прошла военная операция царской  армии под командованием генерал-адъютанта А.И.Барятинского (1815—1879) в Гунибе на одноимённом горном плато в Дагестане).

              Полидор Иванович Бабаев - подпоручиком артиллерии успешно совмещал службу с занятиями живописью (активно участвовал в оформлении нескольких церквей кавказского региона). Старшие офицеры заметили его художественный талант и рекомендовали его для учебы в классе батальной живописи Карла Брюллова в Петербургской академии художеств. И он становится живописцем произошедших когда-то или увиденных собственными глазами батальных сцен, хотя стал известным за акварельный "Портрет Гнедича". А через четыре года (1848 г.) за картину за картину "Сражение на Кавказе при Михайловском укреплении". 

         Русский  художник  Е.Е.Лансере (1875—1946)  написал в 1912-1915 годах цикл (семьдесят рисунков и акварелей) работ  к повести Л.Н.Толстого (1828-1910) «Хаджи-Мурат», которого была опубликована лишь в 1912 году, последние правки автор сделал еще в 1904 году. Однажды, увидев искореженный репей, Лев Николаевич написал в своем дневнике в июле 1896 года. что он напомнил Хаджи-Мурата.Наиб шамиля перешел на сторону русских в 1851 году, но на следующий год был убит при попытке бежать в горы.  Сам Лев Толстой два года служил на Кавказе во время войны (1851-1853).
              А.П.Боголюбов, Н.С. Самокиш (1860-1944), Н.Сверчков  (1817-1898)),  Я.Суходольский(1797-1875) («Взятие Карса 23 июня 1828 года»), А. Дмитриев-Кавказский (1849-1916)(«Ночной секрет»), И.Н.Филиппов(1830-1878) «Эпизод русско-чеченской войны»),  Н.А.Заурвейд(1782—1844),   Л.Ф.Лагорио(1826-1905), П.А.Дьякова («Главный вход в крепость Грозная», акварель, «Землянка А.П.Ермолова в крепости Грозная», акварель) и другие оставили ценные сведения  в историографии как  источники изобразительного характера.
            Художника Дьяконов А.И. (30-е года XIX века) с натуры сделал наброски неказистого сооружения крепости Грозная из дерева и земли. В глубине изображен крепостной вал, ров наполненный водой с переброшенным через него деревянным мостом с перилами, который ведет к главным деревянным крепостным воротам. 
             Современные чеченские художники Харон Исаев («Последний день Дада-Юрта», «Пленение Шамиля» по мотивам романа А.Айдамирова»), Бицираев С. (иллюстрации к книге Д.Хожаева «Чеченцы в Кавказской войне»), А.Мидиев ("Уничтожение Дада-Юрта") продолжают писать на тему Кавказской войны.


Продолжение следует.