Донос

Александр Лапынин
   
"... Ни лобзания Ти дам, яко Иуда»
               
Услышал это слово, когда мне было лет шесть-семь, а точнее понял его смысл. Мы возвращались с братьями и сестрами с берега Дёмы и при приближении к нам мужчины, они шепотом, но все сразу и с очень серьезными лицами начали рассказывать, что в 1937 году по его доносу дедушка Федор был арестован.

Это событие в моей жизни имеет большое значение. В тот момент получил информацию о доносе, как о деянии с тяжелыми последствиями на кого пишут и для того кто пишет. Вновь и вновь встает в моем сознании лицо того мужчины, на протяжении многих лет на глазах меняющегося и стареющего. Он старался не смотреть в нашу сторону,  голова слегка наклонена, взор устремлен в «никуда», губы плотно сжаты, иногда складываются в трубочку.

Чувствовал, что ему хотелось жить в другом мире, чтобы не встречаться с людьми, знающими о злодействе, инициатором которого стал. А избы их стояли рядом. Когда пришло время провожать бабушку в мир иной, он был на ее похоронах, вместе со всеми пел: «…Благословен еси,  Господи, научи мя оправданиям твоим».

Чтение Священного Писания, Житие Святых, беседы со священнослужителями, поездки по Святым местам постепенно давали мне ответы на вопросы: «Как обязан вести себя тот человек, на которого написаны доносы? Как складывается судьба, жизнь доносчика и его родных»?
 
Трудно простить, но это необходимо. Ненависть и стремление отомстить ставит в один ряд с доносчиком.  В таком состоянии следует исповедоваться и причащаться.  При появлении мысли  отомстить доносчику, читать молитву: «Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради грешнаго.» За день Вы можете прочитать молитву не один десяток раз, согреваясь этой песней любви и добра. Благословенная Дева Мария защитит Вас.
 
А что делать, если носите в себе грех доноса?
Этот тяжкий грех из-за подписанной бумаги будет преследовать всю жизнь, поэтому каяться следует постоянно: исповедоваться, а если позволит батюшка, причащаться. Подробно описывать священнослужителю замысел злодейства и его последствия. На исповеди дадут совет, как жить дальше.

        За последние тридцать лет и на меня писались доносы, много пришлось пережить. Было тяжело, но со временем я смог найти  силы перебороть самого себя и простить. Сегодня же, всматриваясь в лица их, писавших и подписывающих, осталось чувство, что это тоже лицо — доносчик по жизни имеет и свой облик.

А что же было с Федором Климовым?

 Великая Отечественная война застала его на Камчатке, в лагерях ГУЛАга. Написал письмо Климу Ворошилову — они встречались во время Гражданской войны.  Его желание защищать Родину удовлетворили.
 
Когда просил рассказать «о войне с фашистами», дедушка Федор становился суровым и говорил: «Эта война была очень тяжелой».
Опыт боевых действий, полученный во время Гражданской войны, помог сохранить ему жизнь уже на другой войне –  Великой Отечественной. Дедушка рассказывал, как ходил в атаку, сжимая трофейный нож и пистолет, а бойцы кроме ножей имели одну винтовку на троих, как во время боевых действий попадал под артиллерийский обстрел и пулеметный огонь. Товарищи по оружию погибали, но судьба распорядилась, как ей хотелось: Федор Климов не получил даже легкого ранения. В его доме я не видел медалей и орденов, лишь через много лет  понял, что из тюрьмы отправляли только в штрафные батальоны.

А о Гражданской войне рассказывал, мне кажется, даже с юмором, при повествовании его лицо светилось улыбкой.

Февраль, 2014 год, г. Курган                Александр Лапынин
Вот один из его рассказов о Гражданской войне

                Трофей
Под Челябинском отряд красноармецев, в котором воевали братья Климовы, отбил у белочехов вагон с амуницией.  Фёдор добыл ценный трофей – новые хромовые сапоги. Предлагали за них боевого коня, но он отказался, так как дальнейшее передвижение его воинской части планировалось провести по железной дороге.

Слух о таком редком трофее дошел до командира. К Федору в теплушку он перебрался по крышам вагонов двигающегося поезда. Хромовые сапоги, отливаясь блеском, стояли в центре.  «Какие сапоги», – воскликнул командир и легким движением руки выбросил один из них в открытую дверь теплушки. В то же мгновение Фёдор не выпрыгнул, а  вылетел из вагона. При таком полете он еще ухитрялся сопровождать трофей орлиным взглядом до места падения в траву, подобрав, бросился за поездом. Вот последний вагон, рука тянется, но не хватает какого-то сантиметра, чтобы ухватиться за металлическую скобу, а состав устремился на восток, оставляя лишь дым, вырывающийся из трубы паровоза.

 Он шел по шпалам целый день. Лишь поздним вечером красноармейский дозор доставил Федора к месту временной остановки поезда, на котором передвигалась его воинская часть. Товарищи встретили громким смехом, шутками и даже частушками под аккомпанемент гармошки.

февраль,2014 год, г. Курган               
                Александр Лапынин.