1995

Леонид Блохин
                1995

В первых числах января из средств массовой информации стало известно о новогоднем штурме Грозного правительственными войсками и многочисленных жертвах среди российских военнослужащих. Стало понятно, что начата новая война, сравнимая с войной в Афганистане.

Для того чтобы как-то вырваться из вечного безденежья, я взял подряд у одного предпринимателя, построить гаражный кооператив из семидесяти гаражей. В течение нескольких месяцев силами наемной бригады каменщиков удалось выполнить подряд в срок. Денег у предпринимателя не было, вокруг царил бартер. Я предложил ему расплатиться со мной гаражом. Гараж этот я сразу же продал и у меня появились деньги на покупку машины.

В строительном управлении, котором я работал, начались финансовые трудности. Заработную плату сократили вдвое. Начались задержки с ее выплатой. По истечении моего административного отпуска я уволился из строительного управления. Единственным источником существования нашей семьи, не считая копеечных детских пособий, остались доходы от торговли.

В начале года мы купили первой свой видеомагнитофон. Это была советская громадина «Электроника ВМ-12». Но для нас это было чудом. Можно было смотреть любой фильм у себя дома. Вскоре один за другим стали закрываться видеосалоны. К этому времени видаки появились почти у всех. Кинотеатры исчезли еще раньше. Народ стал смотреть фильмы дома.


Второго марта, в воскресенье мы гостили у наших хороших знакомых. Именно там мы услышали новость об убийстве популярного телеведущего Владислава Листьева. Если  убийства банкиров и крупных предпринимателей в то время было в порядке вещей, то устранение телеведущего, да еще такого знаменитого было настоящим шоком.


В марте мы справляли первый двойной день рождения наших детей.  Сыну исполнилось семь лет, а дочери год. Было много гостей. Весь праздник снимали на видео, а потом много-много раз пересматривали его.


На майские праздники мы с отцом поехали в Минск, для того, чтобы купить мне машину. По слухам, выбор автомобилей там был довольно широк, а цены на них ниже.  Останавливались в Минске у моего бывшего сослуживца по армии. Несмотря на то, что самого Жени не было дома, и он был на заработках в России, его жена Ольга встретила нас, как родных. На авторынке довольно скоро мы подобрали подходящий автомобиль. Им оказался ВАЗ- 2107, перегнанный из Англии назад . Машина была переделана из праворульной в леворульную на территории Литвы. В то время Литва специализировалась на транзите автомобилей из Западной Европы в Россию.

Потом, в течение трех месяцев, я не мог растаможить  машину. То один документ был не в порядке, то другой. Мне даже пришлось съездить в Смоленск, для того, чтобы поставить нужную отметку на местной таможне. Все три месяца ездил с красными транзитными литовскими номерами.

В этом году сменили банкноты в России. На тысячной бумажке был нарисован Владивосток, на пятитысячной - Новгород, на десятитысячной – Красноярск, на купюре в 50 000 рублей красовался Петербург. Инфляция приобрела галопирующий характер. По-прежнему люди не могли держать свои сбережения в рублях из-за быстрого обесценивания. В ходу были доллары. Стоимость более или менее дорогого товара тоже считали в них.

В это лето буквально из каждого раскрытого окна лились звуки песни «Дым сигарет с ментолом» группы «Нэнси». И тогда же стала набирать популярность группа «Дюна» и ее песня «Борька-бабник».

С сентября я стал подрабатывать в Торгово-промышленной палате экспертом по оценке зданий. Из-за высокой инфляции реальную стоимость зданий оценить было трудно, а существующая система оценки недвижимости в виде утверждаемых правительством коэффициентов давала стоимость зданий иногда в несколько раз выше реальной. Бухгалтер каждого предприятия, видя огромную стоимость зданий, понимал, что с этой стоимости придется платить огромный налог и заказывал у нас переоценку всех основных фондов. Эта работа давала неплохой приработок к торговле и была мне более интересна.

К концу года дела в торговле пошли плохо, то ли от переизбытка торгующих, в это время кто только не торговал на рынке от профессоров университета, до бабушек пенсионерок, то ли из-за неумения торговать. Появилась новая беда задержки зарплат на предприятиях. Иногда они достигали пяти месяцев. Покупательская способность населения стремилась к нулю. Именно поэтому все бросились торговать.

В ноябре пришел из армии брат жены, живой, здоровый. Это нам позволило немного расслабиться. А  в Чечне, несмотря на то, что еще в апреле федеральным войскам удалось установить контроль почти над всей территорией республики,  продолжались локальные бои и гибли солдаты.

В декабре я решил бросить торговлю, которая никак не могла прокормить нашу семью, и устроиться на завод, в цех, которым руководил близкий друг моего отца. На ИТРские должности просто так, с улицы устроиться было невозможно. Благодаря другу отца, я получил должность мастера дорожных машин. В моем распоряжении было двенадцать единиц дорожной техники, начиная от автомобилей и тракторов,  кончая снегоуборочными машинами и катками и небольшой коллектив работников. В первый месяц работа мне понравилась. Она была связана с общением буквально со всеми начальниками цехов, которых в заводе насчитывалось двадцать четыре. Огорчало одно –задержка зарплаты в пять месяцев, но подработка по оценке недвижимости позволяла семье держаться на плаву.