Японский метод

Григорий Азовский
Катя Думцева отбывает тяжелый номер. Разучивает с дочерью очередную пьесу на фортепиано.
- Ну опять не те пальцы. Почему не садишься на тенуто. И стаккато где? Сколько тебе повторять: здесь стаккато.
Дочь не реагирует на причитания мамаши. Упорно, с безразличным видом повторяет одни и те же ошибки, мечтая  о том, чтобы побегать во дворе и поваляться в снегу с соседским мальчиком Сашей.
Мама упорствует, повышая голос до истерического крика:
- Я же говорю: здесь второй палец, а в этом такте первый. А здесь стаккато!
- Мама, почему ты так кричишь? Я все делаю правильно.
Измученная мама опускает руки, бессильно машет рукой и вяло движется на кухню доваривать щи.
Боже! уже почти два часа. Ведь сегодня суббота. Надо бежать на лекцию.
Вот и длиннющий коридор университета. Катя стрелой мчится мимо вереницы аудиторий. Навстречу ей движется Женя Заумнова.
Катя ее останавливает.
- Ты откуда такая, Жень? Быстрая как лань.
- Из заходящего солнца. Из страны, то есть. Конференция там была на Хонсю психологическая.
- И чего там хорошего? Обогатилась на всю оставшуюся жизнь.  Новые идеи и все такое. Особенно потрясны новые методики о воспитании и обучении детей.
- Расскажи чего-нибудь. Для меня это важно и актуально.
- Потом. Потом. После пары. Подождешь меня здесь.
Пара закончилась. Подруги снова в коридоре.
 - Ну и что это за методики?
- Их много всяких. Но больше всего мне запомнилась одна. Я бы ее назвала «Метод извинения». Суть такая. Что бы дятя не натворило, надо все ему спускать. То ли он вазу опрокинет, то ли уроки не сделает, то ли утюг не во время включит, - ребенка ни в коем случае не ругать, а всегда перед ним извиняться. Ты, мол, такой разумный, расторопный, умненький.  Ругаешь, то только себя:   вот, мол, какая я неумёха рассеянная. Не догадалась ребенку сказать, что этого нельзя делать, не предусмотрела, не предупредила и т.п. И только таким способом, говорят японцы, от детей можно чего-то добиться.
Катя все выслушала внимательно и от безнадежности решила эту спорную методику применить к своей ситуации.
Вечером ее ждали математические упражнения: «Из города Богдан в деревню Селифан выехала тройка со скоростью 20 км в час, а навстречу ей пустился в путь крестьянин со скоростью 5 км в час  и т.д.». В общем задача на встречное движение с разными скоростями». Дочь тычется туда-сюда, запуталась, ни бе - ни ме. Мама кричит: «Ну и дура же ты, ни черта не понимаешь!!!» Но вдруг осекается, вспомнив о прогрессивной методике. Она  резко переходит на ласковый тон. Сокрушается: « Какая же я дурочка! Не подсказала Машеньке план решения. Ты ведь у меня такая сообразительная, такой умненькая. Вот-вот. Ты уже на правильном пути. А теперь так делай. А с меня, дурехи непрошибаемой, чего взять?».
Дочка зарыдала: «И какая же ты дуреха, мама! Ты самая хорошая, самая красивая, самая  добрая, самая терпеливая. Это я плохая и глупая. Ты лучше на меня покричи. Больше толку будет, если будет».
Вот-те и новая методика. В наших условиях бессильна. Мы ленивы и сентиментальны. Нужно вводить поправку на менталитет. Моя старая методика  не так уж и ущербна. Правда, в ней нет элементов силового воздействия.  А Иван Андреевич ведь прав, говоря:
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.
 Вот это по-нашему. Наших котов можно только так воспитать и приструнить. Иначе никак. Впрочем, и это плохо работает. Устрою-ка я дочке ГУЛАГ и пайку буду выдавать. При выполнении нормы. Бесчеловечно, но эффективно. Эксперимент продолжается.