Эссе в рефлексии теоретического мышления

Даная Дан
Давно миновала пора юности. Весенний сад жизни остался во воспоминаниях, трогательных и нежных как первоцвет, как легкое дуновение ароматного утреннего ветра с цветущих полей. Пришла зрелость, а вместе с ней и думы о тишине. Жизненная суета по молодости лет не ощущается, ее воспринимаешь как темп жизни, в которой все праздник - и бессонные ночи, и короткие дни отдыха, учеба и работа без выходных. С годами наступает предел растущему темпу и приходит психологическая усталость. Устаешь не только от работы, но и от собственной тени. Город не позволяет расслабится, а расходы на жизнь требует новых и новых средств. Круговорот из которого нет выхода, если не придет старость. Она не пугает, возможно, еще не время думать о ней, но тишины и ничегонеделания хочется уже сейчас. В редкие минуты, когда позволяю своей душе радоваться явлениям природы, размышляю о том, как хорошо жить в гармонии с природой. В чистом лесном массиве, в окружении тишины, проживать отпущенные дни, радуясь сменам погоды, с благодатью принимая дождь и снег, тепло и стужу, иль в жарких тропиках, уединено, на берегу моря, с раскрытыми настежь окнами для ночного и дневного бриза, засыпая и просыпаясь под шелест волн. Мечты. Станут ли они когда-нибудь явью… После каждой поездки к друзьям, на лоно природы, все больше погружаюсь в мир удивительных иллюзий, в которых все живое обретает смысл, а в каждом явлении - разумная жизнь. Говорят, на протяжении жизни человек постигает как жизненный опыт и необходимость практики не одну профессию. И неважно, станет ли новое ремесло профессиональным занятием, лишь бы было в радость получение еще одного опыта, а познавательный процесс не прекращал разбег постижения неведомого, полезного для ума и души. Передача видиния мира через литературное творчество увлекательно, оно не отнимает много времени, не требует экономических затрат, не сопряжено с физическими и эмоциональными нагрузками - требует концентрации внимания и правдивости мысли. Сложные образы литературных героев, особенно, если природа представляется одушевленным, чувствующим и думающим образом, нелегко прорисовывать. Язык метафор, абстракция мысли сложны для понимания читателя с простым образом мышления.  Но что есть простое и сложное мышление? Французский философ и социолог Эдвар Морен считает, что сложное мышление, это не замена простоты сложностью, а осуществление непрерывного диалогического движения между простым и сложным. Идея, что данный процесс позволяет связать части с целым, а целое - с частями, не нова. Еще Блез Паскаль, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, отмечал факт невозможности познания части без познания целого, что все вещи, причинно обусловленные и причинно обусловливающие,  взаимосвязаны. И именно прием диалектики стал основным правилом в построении моей мысли, так как целиком разделяю взгляды ученых, что нет части без целого, а целое без частей. Диалектика - это не только метод аргументации в философии, но и форма и способ рефлексивного теоретического мышления. Рефлексию в теоретическом мышлении считаю наиболее важной в определении сложного мышления. Мысль, без осмысления таковой и аргументативного подтверждения, не будет воспринята как правда, но видиние истины предоставленной диалектикой возможно при аналогичном способе мышления. Это и есть причина, по которой сложное мышление трудно понимаемо для простого мышления. Тексты, по причине интеллектуального неравенства, не могут быть одноуровневыми, следовательно, каждое творчество ориентировано на определенного читателя. Мое творчество не рассчитано на всеобщее понимание. Не ищу всеобщей поддержки и понимания более простых по содержанию текстов. За кажущейся простой мыслю может оказаться сложная идея, и без метода непрерывного диалогического движения между простым и сложным ее не понять.


Навеянное природными явлениями:


ПОДАРОК ОСЕНИ


Пожухлый лист дарует осень
И, извиняясь, роняет слезы -
Что не рассвет приносит в дом,
А блеклость сумеречной ночи.

И в киноварь раскрашен двор,
И в пятнах-лужах прорисован он -
У осени других нет красок,
Таков и дар. Безрадостный подарок.

И можно было б не принять его,
Но осень длится долго -
Во днях пожухлости травы, листвы
Невольно внемлешь доводам ее молвы.

И пусть недолго продлится миг
Осенней желтой грусти,
Но принят дар и укорочен срок
Грядущих дней весенней жизни.

В сознание войдет невечность ничего,
И, зная, что за рассветом - стылость,
Уж думаешь не о праздничной весне,
А о предстоящей осени в душе.



ЗИМЫ ПОДАРОК


Зимы узоры дивные на оконном стекле
Роскошною картиною скрывают стужу вне
Дома, на узком крытом досками крыльце,
Под сводом неба, в морозной синей мгле.

Вдали от суеты квартирных жизней
И пестрых улиц неспящих гулких городов,
Среди сугробов, снежных елей затерян дом,
В нем, от огня в печи, по летнему тепло.
 
А стужа полыхает, мороз за стенами трещит,
Но жар огня сильнее; в горшках цветут цветы
И кот пушистый на полатях в блаженстве спит -
Студеная зима не в силах лето в доме подавить.

Вот выйду на крылечко, вдохну «привет» зимы.
В тиши морозной чистый воздух - подарок мне.
Седая старина еще неблизко, и дом - не мой.
В лесу, избушка, словно терем, - приют друзей.

И скоро снова в город, в ночь ярких фонарей...

И не в дороге, а уж скучаю по морозной тишине.
Там, в городской квартире, нет узора на окне.
И со суетливых улиц шум сквозь стекла рвется,
И не цветет весенним цветом азалия в горшке.



В ОЖИДАНИИ ВЕСНЫ


Мне бы весны глоток, освежающего ветра напитка,
Со вкусом муската, с ароматом диких игристых роз.
Мне бы в небо весны вознестись… где та нитка,
По которой назад в детство-юность возвернусь.
От зимы отойти, в торжество первоцвета войти,
Обрывая путы холодов да искрящего инеем снега,
Пригубив из чаши высокого синего неба запах гроз.
Где весна с торжеством, там не властвует время -
Ах, мне не бы весны глоток, свежего ветра…

10. 02. 14