Поскольку идея развития Новокузнецка и Новокузнецкой агломерации так и не сдвинулась с мертвой точки за прошедший год, когда выдвигались конструктивные предложения[1], сейчас мы уже упускаем шанс успеть к 2018 году получить какой никакой, но денежный транш к 400-летию Кузнецка и часть полученных средств вложить в разработку глобальных проектов, в стратегию, которая должна сосредоточиться на выборе тех отраслей, которые следует создавать и развивать на юге Кузбасса. Надеюсь, что эта очередная публикация на тему развития Новокузнецкой агломерации не станет еще одним "выстрелом" в пустоту: безынициативность и безыдейность городских властей, их узколобие нежелание слушать и слышать предложения просто поражает и настораживает. Вновь и вновь приходится повторять, что все наши крупнейшие города-соседи озабочены созданием концепций развития городских агломераций (Томск, Новосибирск, Красноярск, Барнаул), и только крупнейшие города Кузбасса выпадают из этого списка, из пока еще сравнительно богатого региона со своей сырьевой экономикой, застрявший в 20-30-х годах прошлого века. А мир уже на целое столетие ушел вперед...Думается, прежде всего следует поменять мышление: следует перестать видеть в Кузбассе сырьевой регион, который можно безжалостно эксплуатировать и не вкладываться в него, не заниматься рекультивацией земель, не развивать территории, не модернизировать производство, не... А мыслить, как модно нынче говорить, инновационно: следует создавать те производства, которые в последующем при функционировании станут рентабельны в условиях географического местоположения южнокузбасской агломерации, в то же время "Агломерация, особенно с центром в крупном городе, не должна развиваться стихийно и изолированно от остального пространства"[2].
...И вновь приходиться повторять: при выработке стратегии развития, прежде всего, следует озаботиться инфраструктурой, транспортным каркасом[3] (и здесь же следует урегулировать территориальные вопросы - между Новокузнецком и Новокузнецким районом); наконец-то решить вопрос с подсчетом «зеленых зон» в городе Новокузнецке и их правовым статусом; и сюда же следует отнести вопрос о так называемых «рекреационных зонах». Далее, следует решить ряд вопросов связанных с юридически не оформленной «исторической зоной» Старокузнецка и сохранением историко-культурного наследия как самого Новокузнецка так и других агломерационных территорий.
Вышеприведенные замечания можно разложить на следующие составляющие проекта развития Новокузнецкой агломерации:
- выработка стратегии и определение тех отраслей, которые следует внедрять или модернизировать и развивать;
- исходя из первого пункта проектируется и соответствующий «транспортный каркас» (для Новокузнецка это очень актуальный вопрос);
- часть денежных поступлений в связи с празднованием 400-летия Кузнецка можно направить в стратегические проекты как стартовый капитал;
- при наличии конкретного проекта развития агломерации легче заинтересовать федеральный центр в финансовой поддержке;
- особым пунктом следует выделить несколько вопросов по поводу городского ландшафта, историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия.
Все это комплексно должно учитываться и разрабатываться. Стратегией и проработкой конкретных вопросов должны заниматься в проектных и исследовательских бюро. Например, в ноябре 2013г. немецкие компании продемонстрировали мастер-проект по развитию агломерации городов Пермского края (инвестировано ок. 3 млн. долларов)[4]. Неужели на проект развития Новокузнецкой агломерации не найдется лишних средств тогда, когда регион стоит на грани экономической и социальной катастрофы? Дело развития Новокузнецкой (или иначе Южнокузбасской агломерации) – не только одного Новокузнецка, но всех входящих в пока еще аморфного вида агломерацию городских муниципалитетов с прилегающими к ним территориями. Новокузнецк как самый крупный, старейший и экономически важный город региона может и в данном предприятии быть паровозом, тем локомотивом, который должен начать предпринимать какие-то действия, шаги в направлении согласования проекта по разработке концепции агломерационного развития между южнокузбасскими муниципалитетами.
В данном материале намечен только план общей стратегии и некоторые узловые моменты, на которые следует обратить пристальное внимание.
[1] О стратегии развития Новокузнецкой агломерации [Электронный ресурс]. Системные требования: Adobe Reader. Режим доступа: http://yadi.sk/d/FUBTUucNDcD4o (дата обращения 17.02. 2014); публикация материала отдельной статей в редакционной версии: Агни Л. Нужна концепция развития агломерации // Кузнецкий рабочий [Электронный ресурс] дата публикации: 20.08.2013. Режим доступа: (дата обращения: 17.02.2014).
[2] Орлова Е. Когда 1+1=3 // Сити Менеджер [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.city-manager.org/magazine/undefined2012/kogda-11--3/ (дата обращения 17.02.2014).
[3] Агни Л. И дорогу и почет современному трамваю? // Кузнецкий рабочий [Электронный ресурс] (рубрика: сам себе журналист) – режим доступа: (дата обращения 17.02. 2014).
[4] Немецкие эксперты создали план развития агломерации городов Пермского края // РИА Новости [Электронный ресурс]; раздел «недвижимость» - режим доступа: (дата обращения 17.02.2014).