Не побоюсь парашютной вышки!

Олег Маляренко
 В городе Днепродзержинске одной из двух достопримечательностей была красавица парашютная вышка. По слухам она была самой высокой в Европе, около 80 метров. Уроженец города Леонид Брежнев упомянул её в своих мемуарах. Построенная в начале голодных тридцатых годов, эта стальная конструкция олицетворяла собой неукротимое устремление СССР к сияющим вершинам коммунизма и готовность к отпору всем врагам. Сейчас той вышки уже нет, порезали на металлолом, но тогда, в середине пятидесятых годов она гордо высилась над городом. Хотите почувствовать себя парашютистом – пожалуйте на железную башню.

В те времена я учился в техникуме на третьем курсе. Студентом я был, не буду наговаривать на себя, просто замечательным. Учился на совесть и был комсоргом группы. Интересно, что в комсомол я вступил позднее всех, но комсоргом выбрали меня.

Какому-то партийному начальнику пришла в голову идея – обязать молодёжь прыгнуть с парашютной вышки. Тем самым они могли подтвердить свой патриотизм и любовь к партии. Немедленно на предприятия и учебные заведения была спущена разнарядка на число прыгунов, и её выполнение взято под строгий контроль.

В нашей группе на патриотические прыжки записались все парни, включая и меня. И ни одной девушки. Секрет этого объяснялся не их трусостью, а более прозаически. В те годы женские брюки ещё не были изобретены и, следовательно, на них не было моды. А юбки при прыжках имели свойство задираться, что вводило девушек в краску.

Когда подошла очередь нашей группе прыгать под парашютом, мы собрались у подножия вышки. Нас набралось девятнадцать смелых. Неспешно забрались на самую верхотуру.

К консоли вышки был подвешен постоянно раскрытый парашют. На верхней площадке инструкторы надевали на парашютиста подвесную систему, и он прыгал вниз. Спуск происходил довольно плавно. Внизу герой освобождался от системы, и парашют за счёт противовесов поднимался наверх. Всё просто до гениальности.

Ребята шутили, подначивали друг друга, травили анекдоты, и всё это покрывалось молодым здоровым смехом. Конечно, чувствовалось напряжение, но все бодрились. Подумаешь, прыгнуть с парашютом с каких-нибудь восьмидесяти метров! Каждый по очереди пристёгивался, говорил оставшимся прощальные слова и прыгал с площадки. А внизу смельчака встречали те, кто уже отпрыгался. Завершающим должен был стать мой прыжок.

Я внимательно наблюдал за прыжками группы. У каждого решающий момент наступал, когда надо было отделиться от площадки. И у всех он проходил по-разному: кто закрывал глаза, кто что-то нашёптывал, а один даже перекрестился (комсомолец называется!).

Я спокойно надел подвесную систему и приблизился к краю площадки. И тут меня обуял такой страх, что весь напрягся и судорожно ухватился за перила ограждения. Смотреть вниз было страшно. В душе понимал, что бояться нечего, но преодолеть себя было трудно. Инструкторы, видимо, были готовы к подобным казусам и начали подбадривать меня.

- Ну, смелей, внизу тебя заждались!

И в самом деле, что обо мне подумает группа, если позорно спущусь не на парашюте, а по лестнице? Я никакой не трус, и сейчас сигану с площадки. Сказать легко, но сделать это трудней. Страх сковывал моё тело. Ко мне приблизился один инструктор. Уже слышал, что парашютистов при первом прыжке иногда выталкивают из самолёта.

- Не подходи! – заорал я.
- Никто к тебе не подходит. Успокойся. Прыжок совершенно безопасен. У нас прыгают даже девушки. Прыгай, и это тебе понравится.

Выбора у меня не было. Закрыл глаза и шагнул в бездну. Свободный полёт закончился резким толчком, после чего я стал плавно спускаться. Открыл глаза и увидел над собой раскрытый парашют и зелёный парк у меня под ногами. Ветер свистел в ушах. На душе стало радостно и захотелось петь. Моя задержка с прыжком заняла не более минуты, но мне показалась вечностью.

- А чего ты долго не прыгал? – интересуются однокашники.
- Зацепился ремнём за ограждение. Пришлось отцеплять, - произношу придуманную во время полёта версию под общий смех.

Задание партии было успешно и без потерь выполнено.

Я не подозревал, что подвержен боязни высоты, она же акрофобия, одной из самых распространённых фобий. В голову засела мысль ещё раз испытать на себе прыжок с вышки, но всё откладывал её под разными причинами. Я должен был доказать себе, что могу преодолеть страх высоты.

И вот я снова на вышке. На этот раз всё обыденно и спокойно. Прыгнул и получил свою порцию адреналина, но она не шла ни в какое сравнение с первым разом. Я преодолел это!

А теперь хочу сделать небольшое отступление.

Случилось мне стать свидетелем одного уникального происшествия.

Я работал на заводе, расположенном вблизи от аэропорта, а к нему примыкал аэроклуб. Часто доводилось видеть в небе парашютистов. Однажды в небе произошло ЧП.
Когда об этом узнали, то во двор высыпала половина работников завода. На низкой высоте  по кругу летал кукурузник, а под ним болтался парашютист. Все напряжённо следили за дальнейшим развитием событий. Парашютисту следовало отделиться от самолёта, но он почему-то тянул с этим. Через некоторое время к бедняге стала приближаться другая фигура. Подвешенных стало двое. Затем они отделились от самолёта. Один парашют раскрылся, а вслед за ним и другой. Все облегчённо вздохнули и разошлись по рабочим местам.

На следующий день об этом случае написала областная газета. Оказалось, что парень прыгал первый раз, и от страха в первый же момент дёрнул за кольцо. Парашют раскрылся и зацепился стропами за колесо самолёта. В таком случае следовало обрезать стропы и спускаться на запасном парашюте. Однако новичок потерял самообладание и не делал ничего. А, может быть, у него и ножа не было.

На выручку пришёл опытный инструктор. Неведомым образом он добрался до колеса самолёта и по стропам спустился к несчастному. Тот находился в полной просрации. Инструктор обрезал стропы и парашютисты полетели вниз, после чего каждый опустился на своём парашюте. Надо отдать должное мужеству и благородству инструктора. А продолжил ли занятия парашютным спортом виновник происшествия или нет, осталось неизвестным. По-любому, я сочувствовал тому невезучему парню, так как сам испытал тринадцать лет назад страх высоты.

Когда в 1988 году я туристом посетил Японию, то в Токио поднялся на телебашню. Она похожа на Эйфелеву башню, примерно равна ей по высоте, но в два раза легче. Это действительно грандиозное сооружение. Скоростной лифт поднял меня на верхнюю смотровую площадку. Оттуда открывался чудесный вид на весь город. И тут я обнаружил в одном месте в полу стеклянное окно. Оно не было ограждено, следовательно, на него можно было заходить. Посетители старательно обходили такую экзотику. Внезапно ко мне пришла мысль – проверить себя на высотобоязнь. Вначале она показалась мне дикой.
Сразу вспомнил то оцепенение, что случилось со мной во время первого прыжка под парашютом. Но потом я решил, что другой такой возможности проверить себя у меня может не быть. В конце концов, риск минимальный, если он есть вообще. И я ступил на стеклянный пол. Внизу у меня под ногами раскинулись игрушечные дома, крохотные автомобили и похожие на муравьёв японцы. А я стоял совершенно спокойно и улыбался. Моя туристская группа заметила этот трюк и зааплодировала мне. Пришлось им поклониться и вальяжно покинуть окошко. Теперь мне стало ясно, что высота мне не страшна, хотя и не настолько, чтобы податься в верхолазы или канатоходцы.

Боязнь высоты как и другие фобии основана на инстинкте самосохранения. Она помогает человеку выжить, но порой сковывает его, когда опасности нет или она иллюзорна. Главное, разобраться в степени опасности, избегать по возможности, когда она реальная, и не замечать мнимых. Зачастую человек сам в состоянии преодолеть такие напасти, и только в отдельных случаях требуется помощь специалистов.

Хотя я прыгал с парашютной вышки всего два раза, фактически их было три. Второй раз для меня стал ещё и последним.


Фото из Интернета