Иваны, помнящие всё

Зинаида Николаева
ИВАНЫ,  ПОМНЯЩИЕ ВСЁ

Кто старое помянет, тому – глаз вон. Кто забудет – тому оба (пословица)


Памятник – от слова «память». А память у нас короткая. Монументы – своего рода зарубки на ней. Они позволяют каждому войти в мир истории, понять, почувствовать былое. А еще – это немое свидетельство того, что прошлое неразрывно связано с современностью. Иначе, зачем рушить скульптуры, которые не вписываются в сегодняшнюю идеологию? Мы почему-то не можем понять: если наша история так неоднозначна и противоречива, то и ее монументальное отражение не может быть иным… Корреспондент «СК» Зинаида НИКОЛАЕВА в ходе подготовки этого материала нашла для себя ответ на вопрос: «Кто более матери-истории ценен?». Все и всё!



Такого мужа обелиски не тем славны, что к небу близки

«Демонтируя памятники, не трогайте постаментов. Они еще могут пригодиться», - советовал сатирик Станислав Ежи Лец. В Костроме так и случилось. Планировали грандиозный монумент в честь 300-летия династии Романовых, но революция внесла коррективы.
Постамент был заложен в 1913 году в присутствии Николая П. Однако вместо величественного и необычного по замыслу памятника русским царям (скульптор Адамсон) 1 мая 1928 года появился в Центральном парке, словно вырубленный топором, Ильич (авторы Листопад, Иванова, Лебедев). Такую архитектурную эклектику нарочно не придумать. Вознесся выше он главою непокорной всех окрестных зданий, пугая не готовых к лицезрению Ленина на крыше туристов. А костромичи за непомерно вытянутую руку, зовущую к коммунизму, прозвали сооружение «Стоп-краном».
Памятник Адамсона остался в проектах, которым, похоже, не воплотиться в жизнь. Даже сегодня, в канун большого романовского юбилея, никто не заикается о его восстановлении. Сложная, многофигурная, объемная композиция очень затратна в исполнении. А вот другой постамент – Михаилу Романову и Ивану Сусанину работы Демут-Малиновского, который был открыт на «сковородке» в марте 1851 года и снесен после 1917-го, обещают воссоздать практически на том же месте. Плацдарм подготовлен: вековые дубы вырублены, площадь по планировке схожа с той, что была в 19 веке. Первоначально заявленная стоимость проекта 60 млн рублей.
В 90-е годы, накануне приезда в Кострому Президента РФ Бориса Ельцина, тогдашний мэр Борис Коробов уложил в этом сквере сохранившуюся часть от 6-метровой мраморной колонны, на которой когда-то возвышался бюст юного Михаила Романова, а внизу, у основания памятника, коленопреклоненная фигура крестьянина Ивана Осиповича, отдавшего жизнь за царя. Колонну Б.К. обнаружил в груде строительного мусора на одной из площадок жилкомхоза. Остальная часть композиции, из бронзы, переплавлена в революционном горниле в исторический пепел.
Когда новый старый Сусанин появится на главной площади Костромы, нынешний памятник (работа Никиты Лавинского) перенесут на другое место. Наиболее вероятной пропиской Ивана Осиповича называют Исуповские болота. Вот и делай людям добро! Хотя некоторые архитекторы считают памятник Лавинского очень теплым и, по-своему интересным. А потому просят поставить его возле железнодорожного вокзала. Как символ области. Приезжаешь в Кострому – а там верный спутник туриста – Сусанин.

Великий Сталин и маленький партизан

Вообще утраченных декоративных архитектурных форм в Костроме много. Сегодня мало кто помнит, но у кинотеатра «Дружба» когда-то стояла скульптура женщины-труженицы. Подобное изваяние было и у Дома культуры завода «Рабочий металлист». Разного рода «Девушки с веслом» были рассеяны по всему городу – на территории областной ВДНХ, в Центральном парке, на набережной Волги.
Одна знакомая вспоминает, как поразила ее небольшая одинокая скульптурка во дворе дома на ул. Чайковского, там жила ее подруга. На вопрос: «Кто это?» подруга гордо ответила: «Маленький партизан!» «Партизан был и, правда, очень маленький, как Шариков», - говорит моя приятельница. Сегодня в этом месте никаких памятников обнаружить не удалось. Только мусор да заколоченные, как войну, окна некогда шикарного старинного особняка. То ли наши победили, то ли - наоборот. И маленького партизана увели на допрос.
Имелся у нас и свой памятник Пушкину – небольшой бюст стоял затылком к проезжей части во дворе музыкального училища. Там где, Поэзия, там и Муза, и Музыка…
Было в Костроме и несколько памятников Сталину. Самый внушительный -  напротив железнодорожного вокзала. Иосиф Виссарионович на нем был в шинели, голова слегка опущена. Большой, красивый был памятник – говорят ветераны. Другой монумент - неподалеку от кинотеатра «Орленок» в Рядах. На нем Ленин и Сталин они вместе. Сталин стоит, Ленин – сидит. Не в тюрьме (кто ж его посадит, раз он памятник), а на постаменте. Еще одна скульптура вождя всех народов стояла в Фабричном районе… Всех Сталинов убрали с улиц города разом, в одну ночь. Случилось это, утверждают старожилы, вскоре после ХХ съезда партии. В общем, камнями из собственного памятника Сталина и побили.

Есть у революции начало

А вот Ленин в разном исполнении до сих пор стоит. В сквере около Третьяковской мануфактуры и за ее проходной. Возле фабрики Октябрьской революции. На улице Ткачей… Сохранились памятники вождю мирового пролетариата в большинстве райцентров области.
Есть в Костроме и памятник верному соратнику Ильича и убийце царской семьи Якову Свердлову (на пл. Конституции). В нашем городе Яков Михайлович изрядно наследил: в 1904-1905 годах вел большевистскую агитацию.
Еще один революционный памятник – в сквере Борьбы (бывший Михинский сквер). 5 июня 1915 года здесь жандармы открыли огонь по рабочим, требовавшим с фабрикантов выплаты квартирных денег. Погибли И. Корзинин, А. Ермолаев, М. Блохина и подросток М. Королев, еще 15 рабочих были ранены. В 1927-м здесь установили фанерный обелиск в память о погибших. А в 1959 году его сменила работа скульптора Е. Полякова. На нем символические фигуры четырех расстрелянных рабочих.
…Репрессии – своего рода отрыжка революции. Недавно в Макарьеве был открыт памятник жертвам сталинских репрессий. Его основой стали рельсы узкоколейки УНЖЛАГА. Этот исправительно-трудовой лагерь был создан в Макарьевском районе 1938-м и существовал целых 22 года, став для многих тысяч заключенных последним, страшным пристанищем.

Вы слышите: грохочут сапоги

Все знают Мемориал славы у Вечного огня в честь солдат  Второй мировой. Но мало кто помнит: в парапет этого памятника замурованы гильзы с землей с пяти фронтов: Смоленского, Московского, Ленинградского, Калининградского и Сталинградского. В боях возле этих городов погибло свыше трех тысяч наших земляков. На гранитных плитах у мемориала высечены имена 886 воинов, похороненных на старом кладбище Костромы.
Другой монумент - «Слава воинам-костромичам, участникам Великой Отечественной войны» (скульпторы М. Бабурин, Г. Левицкая, архитектор Е. Кутырев) - открыт на пл. Мира в 1972 году. Солдат победно вкинул руку с автоматом, а другой рукой поддерживает полуобнаженную фигуру погибшего юноши. Композиция, ходили слухи, готовилась для другого города, который советские войска освобождали от немецких оккупантов, отсюда и тема воина-освободителя, но почему-то оказалась в Костроме.
Многострадальный памятник труженикам тыла около КВЦ «Губернский». Был обещан ветеранам, но власти много лет не могли на него выкроить средства. В итоге все же был объявлен сбор пожертвований на строительство и региональный конкурс на разработку идеи.  Победительница  – жительница Солигалича Руфия Симонова - предложила сделать слезу, в которой фигуры женщины и подростка. Но в процессе работы идея  трансформировалась. Вместо слезы московский скульптор Вадим Церковников создал огонь – пламя свечи. Однако памятник, установленный 13 августа 2006 года, в народе все равно именуют Слезой.
Долгое время недоумение вызывал постамент без памятника при въезде в Заволжский район. Когда-то костромичи выступили с инициативой – поставить здесь в память о военных годах танк Т-34. Но в те времена такие мероприятия были строго регламентированы, и Москва не дела добро, аргументировав тем, что наша область танки не выпускала и центром оборонной промышленности не была. Позднее танк все же установили, но у ДК завода «Рабочий металлист».
Новое время – новые войны: Афган, Чечня… Памятник павшим в военных конфликтах по инициативе ветеранов Афганистана открыли в Шарье. Это - раскрытая книга, в которой имена восьмерых погибших ребят… А в академии химической защиты установлен памятник погибшим в фронтах, в горячих точках и при ликвидации аварии в Чернобыле офицерам этого рода войск.

Во сне и наяву

Костромской пенсионер Владимир Росовский был одержим идеей создать памятник Времени. Образ будущего монумента пришел пенсионеру во сне еще в 2001 году. Владимир Степанович считал, что такой памятник должен стоять на пл. Мира и служить примирению человечества, которое вместо того, чтобы созидать, разрушает планету конфликтами. А поскольку большинство войн имеют религиозные причины, каждая из граней основания должна символизировать четыре главные мировые религии. От основания памятника вверх устремлена колонна с шаром – это Солнце, которое светит всем. Мысль проста: религии разные, а Земля для всех одна.
Однако отцы города скептически отнеслись к проекту. Не потому, что им не понравилась идея, просто средств на памятник нет. Зато несколько частных фирм бесплатно помогли пенсионеру разработать проект и выполнили эскизы. По ним Росовский исполнил макет первого в своей жизни скульптурного творения. А в 2006-м, устав обивать властные пороги, установил монумент на своем дачном участке, в Костромском районе. Слепив его, по сути, как в песне поется, из того, что было. К примеру, использовал старую плитку с филармонии, которую ему отдали после ремонта фасада.

Самые-самые

Самым основательным можно считать памятник в честь образования Костромы. Это закладной камень на пересечении Пятницкой и Островского, установленный в 1977 году в честь 825-летия Костромы. Ул. Островского (бывшая Мшанская) - самая старая улица города. И, несмотря на запущенность, самая красивая. Возле камня представителями местных автономий разбита клумба «Дружбы народов». А еще здесь гуляет некая дама, которая запросто делает сальто прямо на зеленой лужайке. Наверно, тоже – в честь родного града.
Самым малоизвестным для местного люда является памятник небесному покровителю Костромы Федору Стратилату. Он установлен на территории Богоявленско-Анастасиина монастыря.
Самым спорным, думается, будет памятник Юрию Долгорукому в качестве основателя Костромы (скульптор Вадим Церковников, автор идеи экс-мэр Борис Коробов). Пока историки спорят: Долгорукий ли основал город, Борис Константинович эту мысль увековечил в бронзе. А выяснится потом, что не князь стоял у истоков – останется в истории как забавный исторический казус. Кстати, к неудовольствию туристов на памятнике не значится, кто это. Может, на случай, если основателем Костромы окажется не Юрий Долгорукий, а, положим, Всеволод – Большое гнездо?
Самыми загадочными являются абстрактные скульптуры у филармонии. Костромичи теряются, когда кто-то интересуется: сколько фигур здесь установлено и чему они посвящены. Кстати, здесь же находится и живой памятник – дуб. Местные жители почему-то решили, что если сунуть денежку в расщелину коры, повезет. Бедное дерево!
Самой неожиданной – композиция из пролетов моста на ул. Горной в Костроме. Идешь по тихой, патриархальной улочке, и  вдруг, как кувалдой по голове,  - архитектурно-строительный авангард.
Самым несчастным сооружением предлагаю назвать слоника напротив старой автостанции в Рядах. Скульптуру, покалеченную временем, еще и люди изувечили, подрисовав синей краской бедному зверю глаза. Не слоник, а настоящий монстр.
Самым быстрым по воплощению можно считать открытый недавно памятник философу и писателю Александру Зиновьеву у педуниверситета.
Самым одиноким кажется памятник писателю Алексею Писемскому. Другие «именные» скульптуры - бюст Прасковье Малининой в Костромском районе, главному маршалу авиации Александру Новикову, драматургу Александру Островскому в Костроме - на глазах прохожих. Алексей Феофилактович – скромно стоит в нише на ул. Горной, привлекая, увы, лишь желающих пописать у Писемского.

Вандал-истории

У многих памятников есть так называемая вандал-история. Меньше всех повезло  бронзовому Дружку на «сковородке». За малый срок своей жизни он уже утрачивал хвост и копилку для сбора средств бездомным животным. На Ленина тоже время от времени покушаются –  расписывают граффити. В 90-е годы, когда все советское отвергалось, некоторые Ильичи на окраинах были подвергнуты более серьезным атакам. Да и в годы застоя на Ленина в Фабричном районе какой-то местный остряк накинул пиджак: погрейся, товарищ! На бюсты караваевских доярок - Героев Соцтруда -  одевали  бюстгальтеры. А пионеров на доме по пр. Текстильщиков до сих пор химдымовцы в ночь выпуска наряжают в противогазы. Хотя один юный ленинец уже давно не может служить в РА – у него отвалилась рука.
Надо сказать, не только костромичи такие плохие. Знаменитой Русалочке в Копенгагене не раз отрывали голову, гигантский розовый пончик в Новой Зеландии постоянно «надкусывают», мультяшному котенку в Воронеже регулярно сбривают усы, а японского пса Хати вообще украли. Как и тамбовского волка в Тамбове. Несколько раз снимали с постамента питерского Чижика-Пыжика. В Белгороде у памятника Мечте (девочка пускает мыльные пузыри) отбивали эту самую мечту. У бронзовой Фаины Раневской в ее родном Таганроге несколько раз выдирали зонтик, пытались вырвать сумочку. Актриса, как известно, при жизни отличалась отменным юмором. Как-то она предложила: напишите на моем памятнике: «Умерла от отвращения». Пророческие слова.

Необычно об обычном
Если раньше при возведении памятников доминировали идеологические установки, то сейчас рулит креатив. Города и веси всего мира словно соревнуются: кто установит самую необычную скульптуру. Это поветрие, конечно, мало общего имеет с искусством. Но такие скульптуры создают хорошее настроение. А оно того стоит. 
Так, в Ижевске установили памятник крокодилу, в Воронежской области – свиноматке, в Австралии - моли. Это у нас она – «птичка вредная», а там спасла от сорняков-кактусов поля. В Челябинской области – запечатлели снежного человека. Человеческую жадность – в Бердянске: это когда жаба душит. В Париже стоит памятник рассеянному пассажиру: поставленные друг на друга забытые чемоданы. В Сочи – коню в пальто, а в Анапе – белой шляпе.
В Екатеринбурге есть памятник клавиатуре, в Краснодаре – кошельку, в Брюсселе - молекуле железа. В Чехии, где придумали сахар-рафинад, - памятник «белой смерти», в Ижевске – пельменю, в Астрахани – вобле, в Бердянске – другой рыбе-кормилице – бычку, в Бразилии – кофейному дереву, в Москве – плавленому сырку, в Канаде  – пирогу с картошкой и пасхальному яйцу, в Закарпатье – трезвости, с надписью: «Крест победит поганство. Крест победит пьянство», а в России – водке. А сколько соленых огурцов в качестве закуски высится на постаментах – уже сосчитать трудно.
В Шанхае и Сочи увековечили туриста, в Амстердаме и Праге – проститутку, в Томске – любовника, висящего в одних трусах на балконе. А еще там есть «говорящий» памятник счастью: волк из мультфильма выдает: «Счас спою!». В Краснодарском крае  создали памятник клизме, в Лондоне – окурку, в Харькове – футбольному мячу, в Китае – джинсам, в Милане – иголке, в Токио - застежке-молнии, в Осло – вилке, в Нижегородской области – ножницам, в Мытищах – водопроводному крану, в Италии  - мусору, в Германии – игральным картам... В Цюрихе, во дворе аббатства, Entschuldigung mir, bitte, стоит памятник попе, а в Амстердаме, назовем это корректно, - мужскому первоначалу. Есть памятники сантехникам, фотографам, строителям, рыбакам, учителям, лесорубам, челнокам, носильщикам, дворникам, риелторам, банкирам, клеркам, нищим и бомжам….
Много памятников литературным и кино-персонажам. Глеб Жеглов и Володя Шарапов ловят банды в Киеве, Шерлок Холмс разгадывает ребусы в Лондоне и Москве, герои Булгакова прописались и в Украине, и в Московии, в Вязниках закаляет характер будущий Штирлиц. А в Черновцах обувают реальный персонаж - Юлию Тимошенко. Памятник «оранжевой принцессе» - это полка с изящной обувью белого цвета.
В Китае поет Витас, в Донецке – Кобзон, в Подмосковье есть памятник песне «В землянке», в Екатеринбурге – «Уральской рябинушке», а в Саратове – песне «Огней так много золотых». Причем изображен на нем тот самый холостой-неженатый, которых якобы много здесь. Местные красавицы считают: подержишь парня за руку – скоро замуж выйдешь. Впрочем, подобные придуманные «приметы удачи» есть у многих памятников. Главное – верить. И будет вам счастье.


На снимке: Памятник Ленину и Сталину рядом с кинотеатром «Орленок».
Фото Георгия БЕЛЯКОВА (из архивов редакции).

Опубликовано в 2009 г. в газете "Средний класс-Кострома"