«Человеческая душа, которая есть самая благородная форма из всех рождаемых под этим небом, получает от Божественной природы больше, чем любая другая».
Данте «Пир», III, 2 (2).
Человек всегда стремился осознать, постигнуть, объяснить то, что казалось ему запредельным и недостижимым. Путешествие Данте по Аду и выход в Рай через Чистилище – это процесс пробуждения человеческого сознания. Человек – божественное творение, тесно связан с природой и космосом.
В «Комедии» рассматриваются вопросы науки, истории, политики, морали, эстетики и богословия. Последние Данте решает в духе Фомы Аквинского. В поэме отображена птолемеевская система мира с Землей в центре всего сущего. Данте, человек своего времени, верит в существование Ада, Рая и Чистилища. Для него они реальны так же, как для современного человека Земля или Луна. Система всех трех миров очень точна и гармонична. При чтении невольно замечаешь, что самое «густонаселенное» место в потустороннем мире – это Ад, (оно, в общем, и неудивительно). Именно там раскрывается суть самых позорных, самых осуждаемых поступков, за которые каждый получает свое наказание. Согласно концепции поэта, самыми тяжкими грехами являются обман и предательство.
Данте придает грехам не только социальную окраску, но и политическую: политику обсуждают большинство жителей загробного мира. Это свидетельствует о том, что Данте волнует судьба Италии в целом и флорентийская борьба за власть между сторонниками папы (гвельфами) и императора (гибеллинами). Наряду с обычными грешниками поэт помещает в Ад и самого Папу Римского:
«Здесь Папа Анастасий заточен,
Вослед Фотину правый путь забывший».
Нераскаявшиеся грешники Ада – самые яркие образы поэмы: Франческа, Фарината, Улисс, Уголино, Капаней. Герои греческой и римской мифологии упоминаются наряду с философами, учеными и политическими противниками Данте, что говорит о вневременном характере загробного мира. Данте субъективен. Он с уважением относится к Латину и ненавидит Филиппе Ардженти. Он считает невиновными Франческу и Паоло, жалеет их.
Как уже было сказано, система Ада (как Рая и Чистилища) предельно точна; с ней сложно спорить, ведь поэт подметил самые главные пороки страдающих там людей. Невозможно выбрать полюбившегося героя и самовольно дать ему место в высшем кругу Ада или даже в Раю. Все уже распределено и то, что чем материальнее грех, тем он просительнее, кажется мне логичным. Но если бы я могла, я бы дала всем возможность спасения, ведь наказание в виде вечного страдания – пусть даже за самый тяжкий грех – само по себе несправедливо. Разве может быть, что «любовь, что движет солнце и светила» предназначена только для праведников? Само наличие Ада противоречит существованию великой, всеобъемлющей божественной любви. В чем бы ни был виноват человек, разве не заслужил он хотя бы надежду на маленький лучик света?.. Чтобы человек осознал свою вину и покаялся, по моему представлению, больше подойдет Чистилище, где начинается свет, исцеляющий душу. Кстати, не Чистилище ли имел в виду Левий Матвей, говоря о Мастере «Он не заслужил света, но заслужил покой»? И все-таки, света даже для Мастера нет…
Мы привыкли думать, что человек ответственен за свои поступки в силу того, что обладает свободной волей. Иманнуил Кант в своей небулярной гипотезе задается вопросом: «Не является ли несчастная способность грешить свойством некоторого промежуточного состояния между мудростью и неразумием? (…) Не слишком ли привязаны обитатели низших планет к материи и не одарены ли они слишком слабыми духовными способностями, чтобы быть ответственными за свои деяния перед судом справедливости?» Далее он утверждает, что именно материя является истинной причиной вялости человеческого духа. Другое дело, как к этому относиться: как к испытанию души некой высшей силой с целью сделать людей более сильными духовно и поднять на следующую ступень эволюции или же как к наказанию, к расплате за грех, совершенный нашими прародителями? Я соглашусь с философом: человек был бы самым низшим из всех существ, если бы его силам не предстояло полное развитие.
«Божественная комедия» - поистине вечное произведение, оно было, есть и будет жизненно, пока человечество существует, совершает ошибки и пытается их исправить; пока каждый человек в отдельности ищет собственный путь к счастью, сталкиваясь с моральными устоями современного ему общества.
16. 11. 2012 г.