.
Декабрь 1978 года, Норвежское и Баренцево море, район Шпицбергена. Здесь мы, наконец, закончили весь комплекс научно- исследовательских работ, согласно рейсовому заданию и начали продвижение к родным берегам. Полярная ночь сопровождает нас очередным штормом и снежными зарядами. Вынуждены следовать почти лагом к крупной волне, сильная бортовая качка особенно изматывает работников камбуза при приготовлении пищи.
Толстые стёкла рулевой рубки забиты снегом, работают снегоочистители, видимость нулевая, на экранах локаторов множество помех из-за сплошных снежных зарядов. К вечеру вторых суток видимость улучшилась, открылись огни маяков Цып-Наволок и острова Кильдин.
Наш приход в порт, согласно графику, назначен на следующий день, в оставшееся время планирую встать на якорь в Кильдинской Салме и использовать это укрытие для приведения судна в порядок перед приходом. Остров Кильдин надёжно прикрывает от северных ветров, и после постановки на якорь сразу перестала плясать палуба под ногами, исчезла стремительная качка, наступило блаженство, оценить которое могут только моряки при длительном нахождении зимой в полярных широтах.
Боцманская команда приступила к освобождению от льда и снега палуб, надстроек, стрел, швартовых вьюшек. Ночью эфир УКВ неожиданно заполнился тревожными переговорами ближайших постов СНИС и буксиров-спасателей. Из переговоров стало понятно, что делается безуспешная попытка снятия с мели какой-то крупной военной единицы.
С рассветом мы получили разрешение на следование в Кольский залив, снялись с якоря. При подходе к западному берегу Кольского, у входа в губу Лодейная увидел крупное судно, сидящее на прибрежных камнях в пене прибоя. При ближайшем рассмотрении узнал дизель-электроход «Байкал» под флагом ВМФ с бортовым номером ОС - 30 ( см. верхний снимок ). Это военное судно или корабль мне знаком.
В пятидесятые годы моя мама, работник Гидрографии Северного флота, была отправлена в командировку на его борту пассажиром. Я провожал её, и только значительно позже узнал, что конечным пунктом командировки являлся остров Новая Земля, где проводились испытания атомного оружия. По прибытии она оказалась единственной женщиной, работающей с запуском радиозондов и последующей обработкой полученных результатов.
Дизель-электроход «Байкал» построен в Голландии в серии из шести судов, головным являлся дизель-электроход «Лена». Корпуса их имели ледовый пояс повышенной прочности, водоизмещение 12000 тонн, скорость 15 узлов. После постройки судно передали ВМФ, соответственно экипаж состоял исключительно из военнослужащих.
В 1974 году на его борту возник пожар, судно почти полностью выгорело, и было поставлено в длительный капитальный ремонт на СРЗ Мурманска. В декабре 1978 года ремонт закончили, предстояли ходовые испытания, на которые «Байкал» вышел 25.12. 78 года с представителями завода и большой группой представителей заказчика.
В их число входил и флагманский штурман соединения. Как выяснилось позже, эта предновогодняя спешка сдачи судна заказчику в текущем году привела к тому, что судно к безаварийному плаванию готово не было: не был установлен лаг, не работал эхолот, пеленгатор, девиация магнитных компасов определена не была, гирокомпас работал не стабильно.
.Сам командир корабля на переходе навигацией не занимался, штурмана (командира БЧ-1) не контролировал. Флагманский штурман большую часть времени находился в каюте. Создалось впечатление, что навигационной проводкой корабля в узкости занимался один штурман, а все остальные прибывшие начальники вместе с командиром и представителями завода продолжали праздновать выход «Байкала» из длительного ремонта.
При возвращении в Кольский залив, видимость закрыл снежный заряд. В этот момент неопытный штурман совершил непоправимую ошибку, перепутав по локатору вход в Кольский с входом в губу Лодейная. Судно выскочило с полного хода на её берег.
Празднование выхода из длительного ремонта закончилось. Снимать судно с прибрежных камней губы Лодейная руководство ВМФ посчитало нецелесообразным и оставило «Байкал» на месте посадки. Впоследствии, при возвращении в порт, проходя мимо брошенного «Байкала», я показывал его молодым штурманам, как памятник глупости, беспечности, безалаберности его военных командиров.
К глубокому сожалению, в губе Лодейная этот памятник оказался не единственным. В октябре 2004 года из порта Мурманск вышел теплоход «Степан Разин» ММП, ( см. нижний снимок ) имея полный груз апатитового концентрата. При следовании Кольским заливом возникла неисправность главного двигателя, что потребовало его остановки для ремонта.
Остановку и ремонт двигателя молодой капитан решил произвести в вышеупомянутой губе Лодейная. Учитывая время года, открытость губы северным ветрам, решение поспешное и непродуманное, тем более, что восточнее находилась Кильдинская Салма с надёжной якорной стоянкой от северных ветров.
Акватория губы Лодейная довольно ограничена, ещё до постановки на якорь следовало вызвать мощный буксир для обеспечения безопасной стоянки, что, к сожалению, сделано не было. Ремонт главного двигателя затягивался, ветер изменил направление и резко усилился.
Как следствие, перестали держать якоря, и беспомощное судно стало дрейфовать и смещаться по направлению ветра. Вскоре все услышали удар в подводной части кормы, затем удары становились чаще. Судно развернуло и прочно посадило на прибрежные камни губы Лодейная.
Затопило машинное отделение и два трюма, теплоход стал обречён. Экипаж сняли вертолётами, позже сумели откачать дизельное топливо в танкер, а что стало с грузом осталось неизвестным.
Попытки снять «Степана Разина» с мели, видимо, были неудачны и судно оставлено на месте посадки, как и его предшественник, а губа Лодейная обогатилась ещё одной жертвой : теплоходом «Степан Разин» - памятником, символизирующим вечный упрёк его капитану в самоуверенности и беспечности.