Рама IV Монгкут

Медведев Дмитрий
ДО: http://proza.ru/2014/02/16/627

Рама IV взошел на трон прямо из монастыря - так сказать, из грязи (монаха) в князи (монаРха). Однако, учитывая скромное воспитание духовной паствы, ему не удается провернуть ни единой стоящей реформы (помимо признания шарообразности Земли и введения государственного флага). Рабство вместо исчезновения вышло на новый уровень под устаревшим лозунгом первобытного общества: «Да здравствует рабовладельческий строй - светлое будущее всего человечества». Рабский статус слабого пола с расширенными правами мало отличался от тех же рабов сильного, хотя официально все люди приравнивались (впрочем, не уточнялось - к кому). На сильных же мира сего упомянутый закон Прокруста о равенстве не распространялся.

Что бы хоть как-то компенсировать ущербность статуса женщин, бывший монах, обзаведясь массой жен и наложниц, поочередно возводил пешек двора в королевы (принципа последовательности не существовало, поэтому в Сиаме могло быть несколько королев одновременно). Вообще женщина для него, как для бывшего монаха, была нечто святое, вот он и ходил по святым местам, имея параллельно несколько тайных любовниц, развивающих навыки логистики.

Англичане постарались использовать эту слабость короля, заслав ему в гувернантки некую Анну. Но поскольку семейное положение оного с четырьмя десятками жен было безвыходное, статус засланницы не поднялся выше ее официальной должности. Старая добрая 36-летняя гувернантка, вернувшись в еще более старую и добрую тысячелетнюю Англию, написала пару мемуаров, на основании которых много позже вышла книга «Анна и король Сиама». Правда, первоисточник прошел тайскую цензуру, в результате которой были утрачены некоторые детали, типа крупного разврата, мелкого самодурства и ник-нейма*. А в последствии рассказ оброс новыми подробностями старой истории и был вовсе признан, как порочащий святость монарха, поэтому по сей день запрещен к распространению в современном Таиланде**.

На простом люде все вышеупомянутые события никак не отразились. Однако по новому праву холопов наказания смягчались, ведь позиция монаха-буддиста была такова: «Пусть жизнь осудит, пусть жизнь накажет». Скажем, за проституцию вместо казни приговоренных посылали на общественные работы. Полагаю, общественность была довольна, но искоренить порок все равно почему-то не получалось. Борьба с наркотой и пьянством проводилась мягкой рукой и лозунгами вроде: «самогон - это враг, которого надо гнать и уничтожать», а посему в стране процветали Битейные заведения и вЫпиющие безобразия. Мнение сиамского народа мало кого интересовало.

Зато все просьбы британцев удовлетворялись немедленно, что привлекло внимание французов, которые тоже хотели урвать свою часть азиатского пирога. В итоге Сиам стал этаким буферным государством между британской Бирмой и Французским Индокитаем. Это раздражало простой люд с их революционными идеями все отнять и поделить у отнявших и не делившихся, поэтому периодически вспыхивали восстания. Повстанцы поочередно повставали, посидели и повисели, а на их место приходили новые с теми же именами***, и положение дел не менялось.

Однако всем этим занималось местное управление, пока Рама IV неугомонно стремился посетить как можно больше мест деторождения, меняя злобу дня на радость ночи. В перерывах же король продолжал жить жизнью обычного монаха: в благоденствии и спокойствии, поскольку мир - это когда стреляют где-то в другом месте, а не у него под окнами дворца. Престол он покинул, не успев закончить все намеченные провалы. Зато уйдя, поставил после себя жирную точку на всей стране. Таким образом, следующего Раму можно было назвать Великим с большой буквы.

ПОСЛЕ: http://www.proza.ru/2014/02/20/1341


* Официальное длинное имя в кругу семьи и друзей при повседневном общении заменяется на короткое, часто не имеющее ничего общего с оригиналом и может быть секретным для остальных
** Рама IX вместе с женой смогли посмотреть фильм «Анна и король» лишь в США.
*** До начала следующего века большинство тайцев не имело фамилий