Любовь по наследству

Татьяна Кочегарова
Не знаю, кто придумал, будто маленькие дети ничего не помнят! Когда умер мой дедуля, мне было два с половиной года, но я помню всё. Я помню его ярко-голубые глаза, мама говорит, что у меня такие же, седенькую щетину на щеке, через которую просвечивают ямочки, когда дедуля улыбается. Я захожу в дом и с первого этажа кричу: «Дед, привет!», а он отвечает: «Соня, хлопни ручку!». Мы с ним всегда здоровались за руку, и его рука всегда была самой надёжной и сильной, даже во время болезни.
Он совсем ослеп тогда, но всех нас различал по шагам и очень любил. Он заботился, чтобы никто не остался голодным. Сам он узнал голод в концлагере, ему и его братьям удалось выжить только потому, что они вырыли подкоп под проволокой, и через него выбирались на поиски еды. Немцы всё знали, но махнули рукой, эти мальчишки разговаривали на четырёх языках и были полезны как переводчики, тем более, всегда возвращались к своей маме, принося ей каждый раз жалкие подарки в виде хлебных корок и картофельной кожуры. Дедуля много видел страданий и бед, поэтому вырос хорошим, добрым и внимательным, таким, как хотела прабабушка Нина. Надёжным, честным.
Когда дедуля Серёжа уже почти не вставал на ноги, мы подходили к дивану, на котором он сидел, садились рядом и рассказывали обо всём, иногда просто молчали, а он так положит руку на голову и чувствуешь, всё хорошо. Это у нас семейное, говорит моя мама, с прабабушки началось. Посмотрит на кого-то злого – успокоит, грустному – улыбнётся, слово ласковое скажет – счастливым сделает, а всё потому, что в её сердце жила любовь.
Моя мама говорит, что я похожа на свою прабабушку Нину. У меня глаза такие же, как и у неё, ямочки на щеках, светло-русые волосы кудрявятся, и в школу в этом году я почти не хожу. Только я не хожу в школу, потому что рука сломанная плохо срастается, а прабабушка Нина по другой причине.
Прапрадед Василий, потомок гордого польского шляхтича, считал, что паненкам из хорошей семьи в школу ходить, ни к чему. Его дочери Анастасия, Варвара и Нина получали пристойное девушкам домашнее образование: учились музыке, языкам, хорошим манерам. Другое дело – сын Елизар – у него должно быть самое лучшее инженерное образование, его отправили в институт.
Подозреваю, именно через Елизара пересеклись прадед и прабабушка. По-другому не получается. Прапрадед Мелентий был зажиточным старообрядцем древнего толка с большущей бородой, его жена Анна всё время ходила в глухом платке, который закрывал волосы, шею, грудь. Даже когда революцию объявили, она не сразу сняла свой платок, а после второго раскулачивания, когда имение полностью отобрали и забрали вещи из домика поменьше, в который они перешли жить. Тогда Анна стала одеваться, как советские женщины, чтобы у старшего сына Нестера (моего прадеда) не было проблем. Ведь он учился в Петрограде на инженера-железнодорожника.
Мама говорит, что старообрядцы и католики не должны жениться, потому что у них разные традиции, культуры, обычаи. Только настоящая любовь не знает этих правил. Прадед Нестер, суровый, жёсткий, прямой человек влюбился  в красавицу Нину, родом из католической семьи. Она тоже полюбила его. Он был высоким, сильным, смелым, очень умным и работал начальником  на Варшавской железной дороге. Она – доброй, нежной, с мелодичным голосом и тонкими аристократичными руками.
Мы с мамой и сестрой представляли себе, какой фильм можно было бы снять про любовь Нины и Нестера. В этом фильме было бы всё, что и в истории нашей страны. Хорошая крепкая семья, карьера, дети, большая служебная квартира. Счастливая жизнь сменилась на другую картинку в один миг после предательства: арест, несправедливое обвинение, выселение. Прабабушка осталась с тремя детьми на руках без денег, помощи и надежд. Вскоре началась война, и любимице всей семьи пришлось своими маленькими нежными ручками стирать бельё на немцев. Она приглянулась одному фашисту, тот обещал ей много всего, не удивительно, она всё ещё была красива. Но фамильная гордость и большая любовь к Нестеру заставили нагрубить фашисту, а через несколько дней Нину отправили вместе с детьми и старенькими родителями в концлагерь.
Она не могла умереть, не дождавшись Нестера, и она выжила! Назло всем обстоятельствам! Очень страшно рассказывать про концлагерь, я лучше про то, как выжил прадед, буду рассказывать.
Его после приговора отправили на строительство канала в Казахстан, так как он был очень грамотным специалистом, потом в составе отряда смертников на защиту Ленинграда, где случайно он выжил, наверное, любовь его оберегала, а вскоре, почти одновременно, документы о реабилитации и награждении получил.
Они выстояли, пронесли свою любовь через годы, страдания, боль, страх, их любовь оказалась сильнее всего.
Я думаю, любовь передаётся по наследству. Мой дедуля её получил от своих родителей и передал нам. Молодым специалистом он приехал в маленький рабочий посёлок в Горьковской области, работал главным механиком на химзаводе. В один прекрасный день на химзавод пришли на экскурсию старшеклассники, среди них была моя бабуля, она училась в 10 классе. Несколько раз услышала Финоженок то, Финоженок сё, подумала, зачем они такого хорошего дядьку так странно обзывают, да и слово ни на что не похоже…только потом узнала, что это фамилия дедулина.
Дед был высоким и красивым, обходительным таким, поэтому вокруг него всегда вертелись девушки, он многим нравился. В него то и дело все влюблялись, а он полюбил вчерашнюю школьницу Тамару, мою бабулю и пронёс эту любовь через всю жизнь. Они, конечно, поженились. Девушка из глубинки и видный парень из Ленинграда стали дружной семьёй, у них родились дети. В Моршанск приехали строить завод Химмаш, дедулин друг был директором и позвал их к себе.
В Рождество 2006 года дедуля умер. Мне сказали, что он уехал в командировку, и я долго ждала, когда он вернётся. Приходила в дом дедули и бабули и кричала: «Дед, привет»! Только никто мне не отвечал: «Соня, хлопни ручку!», а я всё ждала и не понимала, почему мама с бабушкой плачут. Бабуля сказала, что никогда никуда не уедет из этого города, потому, что здесь дедуля, здесь её любовь. Куда бы мама её не звала, в Рязань, в Москву - бабуля никуда не поехала. Поэтому я, мама, дядя Саша остались с ней в Моршанске, ведь мы наследники и в наших сердцах тоже есть та любовь.