Две Победы

Сергей Соколов -Ивинский
      ДВЕ ПОБЕДЫ
       (поэма)
                Посвящаю отцу с матерью.

      

                1

Поручили друзья комсомольцы
Мне торжественный сделать доклад.
Просидел я весь вечер без пользы
У окна.
              Все слова невпопад…

Завтра праздник – девятое мая!
Что-то важное силюсь сказать...
За окном благодать голубая,
В тихой горнице батя и мать.

Вечер росную стелет прохладу,
воздух мёдом черёмух сочит.
Батя держит в ладонях награды
И, насупившись, долго молчит.

Где, отец, твои думы витают,
Ты в каком пропадаешь краю?
Что за ветры тебя обжигают
И спокойно уснуть не дают?

Шелохнулся отец,
                и медали
Зазвенели в ладонях его.
Произнёс он с какой-то печалью:
- Уж не надо теперь ничего…

Мне б на гору взойти выше неба,
Чтоб неметчину было видать...
Я бы гаркнул в ту сторону крепко:
" Что, узнали, как нас воевать!"

Всё скажу им и матом покрою:
"Вероломство дало вам успех!
Отступая, мы собственной кровью
Искупали доверья огрех

В сорок первом...
                Кровавая каша!
Научились крушить вас потом.
С нами рядом ложились и ваши,
И не меньшим, я видел, числом!

Мы дрались за родимые нивы,
Правда веру в победу дала,
И любовь к стороне своей милой
Сердце смелостью русской зажгла.

Над могилами нашими звёзды
Вперемешку с крестами встают.
Уж давно распахали погосты,
Где немецкие каски гниют. 

Так, что зря там, за Майною синей,
Мать Гертруда ждёт сына домой…"

- Я, вот, тоже тужу о Максиме:
Сгинул без вести брат мой родной.

Он в апреле писал мне: « Взрываем
Оборону берлинских высот.
Скоро дома все будем.
                Сыграем
Свадьбу с Полей, красавица ждёт!»

Но не свадьба была, а – поминки.
Скорбь в родном поселилась дому.
В старых девах осталась Полинка,
Верной суженому своему.

Парни сватались к ней…
                Но невеста
Ждёт и ждёт,
                держит клятву свою…
Говорил ей сто раз, как безвестно
Можно сгинуть в смертельном бою:

«Напрямую снарядом накроет,
Или мина рванёт под стопой –
Только красные клочья от крови
Полетят от тебя над землёй.

После лапы железные танков
И суглинка взрывные ломти
Так твои укатают останки –
Не узнать в них тебя, не найти…»

И теперь, когда в полдень над пашней
Пронесётся вдруг вихрь пылевой,
То мне кажется – это пропавший
Брат с войны возвратился домой.

Я невольно тяну к нему руки
«Брат! Максим!» - как безумный, зову.
Тишина… только горькие звуки
Безответно летят в синеву...


Он закашлялся, дрогнули губы…
А глаза - светлой грусти полны.
Мать пшено выгребает из ступы
И готовит опару в блины.

Вдруг сказала отцу:
    - Дай медали,
Порошком насветлю, вот, гляди,
Чтоб, как солнце, награды сияли
На пробитой осколком груди…

Помню май тот:
                мы Богу служили,
Накануне, ведь, Пасха была.
А в обед в сельсовет позвонили
Из района:
                Победа пришла!

Что войны больше нет…
                Эти вести
Облетели мгновенно село.
Раздавались « Ура!» и « Воскресе!»
На душе у всех было светло.

Я монашку в тот день провожала –
От села на отшибе жила.
Мне она потихоньку сказала:
«Это Пасха вторая пришла!

Наша слава – Победа земная.
Божья слава – Победа Христа!
Две Победы девятого мая
Нам Господь даровал неспроста.

Совпадением в сроках нам Боже
Приоткрыл сокровенную суть:
Наша русская доля похожа
На Спасителя жертвенный путь.

Мы – спасители мира земного.
И была нам Голгофой война.
Мы воскресли!
                Мы – дети Христовы,
Им хранимы во все времена!»

Жалко Стёпку, братишку, - вдруг мама
В горсть глаза утопила свои, -
Той старушке, что где-то за Майной,
Рассказать бы про слёзы мои…

Что одной мы охвачены болью,
Словно сестры, хоть разная речь,
И ещё передать, что мать-Оля,
Не щадила для Родины плеч. –

Мы деревья в делянках валили,
Выносили хлысты на плечах,
Для  коровника доски пилили –
Всё на бабском горбу и руках.

На себе поднимали мы пашни
И омёты тягали зимой –
Были б сыты заступники наши
И скорей возвращались домой…

                2
 
Я, словам этим сердцем внимая,
        Наклонился над чистым листом
        И в докладе к девятому мая
        Написал, как слыхал, обо всём. –

Что отцы наши собственной кровью,
Как Христос, мир от смерти спасли.
Воскресили страну - её новью
        Из пустынных руин возвели.

Города обновили, столицы.
Там, где минные были поля,
Вновь волнуется море пшеницы,
Молодые шумят тополя,
            
        И не порохом пахнет – а хлебом,
        Земляника алеет – не кровь.
        Что Победа дарована Небом
        Как Спасителя к людям Любовь.

Что погибшие – это святые,
Пострадали за землю свою,
Им простились грехи роковые,
И Господь поселил их в раю…

Что даны нам навеки Всевышним
И характер особый, и стать:
Мир спасать из беды и не слышать
Боли собственной…
                Долго ль страдать?

Что на праздник – девятое мая
С неба сходит на Русь благодать.
Может впрямь, это Пасха вторая!
Воскресение русских!
                Как знать…


Я, готовым докладом довольный,
В писанине навёл красоту
И с какой-то таинственной болью
На душе стал смотреть в темноту.

Будто там далеко, за годами,
Куда тянется слов моих нить,
Можно что-то исправить словами
И событий поток изменить.

Может быть, и войны б не случилось,
Если б к Богу взывали страной,
Покаянно б всем людом молились,
Омывая Распятье слезой…

                3
 
        Скоро утро.
                А в сердце бессонном
        Откровеньем доклад мой звучит.
        На стене у полички с иконой
        В рамке фото Максима висит.

Кто-то гулко протопал  по крыше,
Вздрогнул ветками заспанный лес.
Может быть, это души погибших
Земляков опустились с небес.

И тропинкой знакомой по полю
К нам на праздник идут сквозь туман.
Брат Максим заглянул к своей Поле,
И к сестре поспешает Степан.

Не измочат, бесплотных, их росы,
Ветерок не шелохнет одежд.
Навернулись в глазах моих слёзы
От несбывшихся чьих-то надежд.

И взывают ко мне из тумана
ДвоюрОдные братья мои,
Что могли быть от дяди Степана
И от дяди Максима – могли…

Показать им село, просят, Иву,
        В березняк за сморчками сходить,
Познакомить с девчонкой красивой, -
Они тоже могли бы любить.

И душа моя стала б богаче,
Отражаясь в других зеркалах.
Она ждёт их, неведомых, плачет,
Но напрасно – они в небесах…

Это - кровь моего поколенья,
Пролилась до рождения нас
как всемирных грехов искупленье,
чтобы Истины свет не угас.

Завтра праздник – девятое мая!
С неба сходит на Русь благодать.
Может впрямь, это Пасха вторая?
Воскресение русских!
                Как знать…

   **************************

Комсомольцы доклад осудили:
"Славу скрыла о Боге молва!"
Но на митинге дружно хвалили
Ветераны о Пасхе слова...

     Село ИВА   1975 год            РИс. автора