Люблю гармонию в искусстве...

Залесская Тамара
(белый стих)

                * * *

Люблю гармонию в искусстве,
Люблю в стихах полёт и смысл,
Когда я сердцем понимаю:
Вот это – точно! – для меня!

Когда к картине возвращаюсь,
Стараясь выучить её,
Боясь, что больше не увижу
Такое чудо никогда.

Вот это – роскошь и отрада,
И праздник, что всегда с тобой.
И это тайное богатство
Не обесценит жадный век.

Когда играют музыканты,
А ты предвидишь каждый звук,
Который в памяти хранится –
Непостижимо для тебя, –

Ты счастлив, будто бы ребёнок,
Что ждал подарка в Новый год.
Вот это дорого в искусстве –
Когда мурашки по спине!

11 декабря 2012 года


    
     Эти стихи начались по пути из филармонии, где я смотрела концерт Государственного ансамбля песни и танца (под рук. Дудкевича). Как хорошо, что я случайно попала туда! Программа оказалась интереснее и разнообразнее, чем у наших знаменитых «Хорошек». Современная хореография, сложные танцы с элементами акробатики, удивляющие зрителей, а музыканты – настоящие виртуозы, особенно скрипач и баянист (он же – музыкальный руководитель).

     Жаль только, что некоторые народные мелодии так изменены и усложнены при обработке, что потеряли свою притягательность и силу воздействия, которая заключается именно в лаконичности музыки и её воспроизводимости в сознании и памяти слушателей, генетически настроенных на эти любимые звуки, как ребёнок, находящийся в животе, настроен на стук материнского сердца, а младенец – на её голос.
    
     И снова, уже в третий раз, я увидела на сцене «Полонез» Огинского («Прощание с родиной») в исполнении этого ансамбля. Самый впечатляющий номер концерта – как маленькая трагедия. Девушки в белых платьях выходят со свечами, затем появляются мужчины в строгой одежде, а музыка звучит, как в церкви, – медленно и торжественно. Наверное, это лучшее, что было сделано хореографами в честь Огинского.

     Я помню «Полонез» с детства, когда на школьных концертах его играл на баяне старшеклассник Валера Богатиков, а мы, малыши, считали его настоящим музыкантом. Тогда я не знала мелодии более красивой, чем эта. А потом мне полюбилась и другая музыка: Чайковский, Моцарт, Бизе, Вивальди, Свиридов. Этих композиторов я слышала чаще, потому и понимала лучше.

     А если выбрать самые любимые вещи, то это уже давно одни и те же: «Адажио» Альбинони, «Полонез» Огинского и «Прощание славянки» Агапкина. Остальное идёт следом, и, разумеется, прекрасных и дорогих мне произведений очень много. В музыке я нахожу радость, красоту и утешение.



     Я шла с концерта и думала о том, что особенно люблю смотреть и слушать то, что УЖЕ люблю, что успела полюбить. Но иногда и с первого раза неожиданно впечатляет что-то новое. Видимо, оно напоминает мне нечто любимое – гармоничное и мелодичное, или динамичное и даже агрессивное, как «Танец с саблями». Это определяется само – нравится или не нравится, рада ли ты тому, что слышишь или видишь, или тебе всё равно.

     Вот так – сразу, с первых тактов – я поняла, что навсегда полюблю незнакомую прежде музыку Микиса Теодоракиса – увертюру к опере «Квартал ангелов». Впервые я услышала её на концерте оркестра народных инструментов имени Андреева (Санкт-Петербург), который выступал здесь же, в филармонии. Это было так неожиданно прекрасно, так дорого сразу!

     Так же, замирая от восторга, я слушала впервые «Адажио» Томмазо Альбинони в Варшаве в 1976 году. Невероятное впечатление!

        АДАЖИО

Есть музыка, печальная и ясная,
Трагическая, светлая, прекрасная!
Мурашки по спине,
Душа в огне.
Несбывшаяся жизнь,
Покой и высь,
Луна и солнце...
Адажио
Томмазо Альбинони.

Давным-давно...
Костёл в Варшаве.
Орган. Студент длинноволосый.
"Халтура", – говорил, смущаясь.
Но от игры на сердце – слёзы!
Но эти звуки – Божий голос!

Адажио...
Ну надо же!


Варшава, 1976 год. Впечатление.
Минск, 1998 год. Стихи.



     Я думала обо всём этом ещё вчера, когда медленнно шла по проспекту от филармонии до улицы Козлова по чистому снегу, на котором виднелись только белые следы: кругом было чисто-чисто... Так непривычно для центра – такие белые заснеженные тротуары. Дворники, наверное, отработали положенное днём, а вечером отдыхали.

     Зато в центре города лежал свежий хрустящий снег, по которому люди шли, как по дарованному небесами ковру, и казалось, что кругом тихо-тихо, хотя на проспекте всегда много машин.

     Так же чисто и светло на душе, когда встречаешься с Прекрасным.


11 декабря 2012 года