Совершенно случайно, я обнаружила несколько фотографий своей самой первой школы, где, будучи восемнадцатилетней девчонкой, начинала свою педагогическую деятельность. Я рассматривала эти фотографии, не веря своим глазам: неужели правда?
Волной нахлынули чувства и воспоминания. Как давно это было!
Судьба забросила меня в этот отдалённый уголок, где жили трудолюбивые и самоотверженные люди, детей которых мне и выпало учить истории и географии. В моей семье меня не поняли, брат долго смеялся, называя меня сельской учительницей.
- Насмотрелась фильмов, решила попробовать? – спросил он. – Заревёшь и убежишь через две недели! Ты думаешь, там легко?
И только папа поверил в меня с самого начала.
- Я думаю, она не убежит, - твёрдо сказал он. – Но будет трудно, дочка! Ты готова?
- Папа, я выдержу! – клятвенно заверила я, не оставляя себе никакой возможности к отступлению.
Он проводил меня в дорогу, обнял на прощание.
- Не Боги горшки обжигают! – сказал он. – Будь сильной! Удачи тебе!
С этим я и уехала навстречу новой взрослой жизни. Так, с его напутствия я стала учительницей истории и географии восьмилетней школы, не имея педагогического образования. С первых дней я с головой окунулась в работу.
Сколько волнений выпало на мою учительскую долю! Я тщательно готовилась к каждому уроку, стараясь удивить и увлечь каждого своего ученика, чего я только не придумывала для них. Это были уроки – путешествия в прошлое, экскурсии, погружения в мир прекрасного и много других. Сколько самых разных открытий сделали мои ученики и я вместе с ними! Нам не хватало времени на уроке.
Не обременённая ничем, я назначала встречи своим ученикам по вечерам. Мы выпускали тематическую стенгазету или корпели над очередным номером нашего литературно- исторического журнала, готовились к КВНу, сбору пионерской дружины, к «Зарнице», засиживались в школе допоздна. Потом они провожали меня до дома, а по дороге мы валялись в снегу.
Наутро мы бежали в свою любимую школу, которая зимой по самые окна была занесена снегом, чтобы продолжить постигать тайны египетских пирамид, или заворожено любоваться Джокондой, сражаться с войском Наполенона и восхищаться подвигом партизанки Зои Космодемьянской, чьё имя носила пионерская дружина школы!
В то время дети не были избалованы техническими средствами обучения, карты, настенные таблицы, репродукции картин составляли весь наглядный материал для урока. На всю школу было два фильмоскопа и один диапроектор. Основную информацию во время урока учащиеся получали от учителя, поэтому они внимательно слушали объяснение, улавливая каждое слово, боялись пропустить что-то очень важное.
Не забыть мне тех дней, когда в трескучие морозы в классе не хватало тепла, и я разрешала своим ученикам придвинуться поближе к горячей печке. Тихонечко они усаживались в кружок, а я посередине, каждому хотелось быть поближе ко мне, они установили очередь: сегодня одни, а завтра другие сядут рядом с учителем.
Мне казалось это так забавно и смешно, но морозы заканчивались, в классе устанавливалась нормальная температура, снова каждый занимал своё место за ученическим столом, очередь терялась. Зато после звонка, когда ученики подходили к моему столу с дневниками, каждый старался прикоснуться ко мне или погладить по плечу, пока я выставляла оценки за урок.
Эти почемучки лишили меня сна, заставляя сидеть по ночам над конспектами, придумывать и творить что-то новое, чтобы наутро снова удивлять их, увлекать какой-то идеей или мечтой, штурмовать неприступные высоты. Вскоре ребята убедили меня, что всё, что я делаю, не зря, интерес к моим урокам возрастал.
Высшей наградой для меня было желание детей учиться. Мне никогда не забыть, как прошло немного времени, и дети стали удивлять меня. Однажды я вошла в класс, поздоровалась, предложила всем тихо сесть на свои места, они сели и все до одного подняли руки. Это было так неожиданно.
- Дети, что-то случилось? – удивилась я.
- Да нет! Просто мы хотим отвечать! – говорит староста класса.
- Так ведь я ещё не задала вопроса, - улыбаюсь я.
- Мы готовы отвечать на все Ваши вопросы, - отвечает девочка с первой парты. С тех пор именно так стали начинаться мои уроки.
И не было меня счастливее, когда на следующей перемене ко мне бежали ученики другого класса на свой урок.
- Ура! У нас история! – весело кричали они. Счастливая, я встречала их, и всю перемену мы играли в коридоре в «Ручеёк».
По звонку начинался новый урок, теперь уже другие ученики делали свои первые открытия в области истории или географии. Так незаметно пролетело сорок самых лучших лет...
Сколько же воспоминаний вызвали у меня эти фотографии, которые я случайно увидела в Интернете. К сожалению, много лет уже нет нашей старенькой школы, да и ученики мои давно стали взрослыми, я вышла на заслуженный отдых, но ничего не забыла…
Отрывок из повести "Любовь навечно". Прим. автора.