Глава 5

Михаил Дорос
Спустя ночь нас отпустили. Мы спокойно выходили из порта через решетчатые ворота в неизвестный нам город, не зная ни языка, ни местности, ни людей, живущих тут. Только я вышел из ворот и остановился недалеко от взрослых, как ко мне подошел Исаак с двумя ребятами помладше.
- Космо, где твоя семья? - спросил он, протягивая мне руку.
  Я пожал его крепкую ладонь, и ответил, что моих родственников высадили в Анапе.
- Так ты один? - удивился он, - давай сюда свои вещи, мы поможем, - и, уже обращаясь к остальным, сказал, - ромеи, мы вам поможем, когда-то и мы так же стояли здесь и не знали ни языка здешних людей, ни города! Сейчас придут за вами ваши собратья и помогут вам перенести ваши вещи и дадут приют!
  Послышались одобренные голоса из толпы моих спутников, вперед вышел один мужчина, имени которого я не знал, и они долго о чем-то разговаривали с Исааком. Наконец, пришли другие "местные" ромеи, которые разобрали по несколько человек, каждого взяли в свой дом, дав приют на некоторое время. Меня Исаак взял к себе. Мы шли по разбитой дороге в горку, к дому семьи Исаака. По дороге мы разговаривали, стараясь получше узнать друг друга. Исаак, как оказалось, был родом из Карса, города на севере нашей Родины. Его семья эмигрировала из страны еще три года назад: они успели пожить в разных городах за год, но осели здесь и живут уже два года, не испытывая особых трудностей. Но мечта его отца вернуться на Родину, хотя бы туда, где говорят на нашем языке, не оставляла и самого Исаака, он верил в то, что скоро они переберутся на греческую землю. Семья у них была большая: у Исаака было  три сестры и два брата, так же с ними жили бабушка и дедушка с обеих сторон от родителей.
  Так мы подошли к их дому. Стоял он на окраине города, здесь был греческий квартал. За домом открывался вид на поля, на которых паслись овцы и козы, а дальше начинался лес и горы. Дорога оканчивалась намного дальше дома Исаака, за ним было еще несколько хижин, в которых жили такие же беженцы как и я сам. Меня встретили довольно приветливо: мать Исаака была растрогана моей внешностью, тем что я уже много недель ходил в одной одежде и толком никак не мылся, за исключением тех случаев, когда мне удавалось умыться где-нибудь в порту, или когда я прыгал в море с баржи, когда та стояла на рейде. Мне дали новую одежду, я с помощью Исаака искупался на заднем дворе, умылся и побрился. Теперь я выглядел совсем иначе.
  Когда мы зашли в дом, уже вернулся из города отец Исаака. Увидев меня, он улыбнулся и, протянув мне руку, сказал:
- Космо..
Я пожал руку, но сам остался в некотором замешательстве, но все исправил Исаак. Он поправил отца, обращаясь ко мне:
- Это его имя, его так зовут, - а потом оправдал меня, обращаясь к отцу, - его тоже зовут Космо, вы тезки..
  Отец улыбнулся, вытер руки полотенцем и указал нам на стол:
- Ты наверное давно нормально не ел, мальчик, поешь, а потом продолжим разговор..
  Мы поели. Как божественна мне показалась эта пища! Столь сытного кушанья я давно не ел! Хотя что там было: картошка с кашей да кусок курицы. Но это после долгих дней голода показалось мне очень вкусно. Я с трудом смог удержать себя, что бы не показаться невоспитанным и не наброситься на еду, как животное. Мать и отец Исаака ели вместе с нами, но не разговаривали, они изредка смотрели на меня, а потом снова отворачивались. Наконец мы закончили.
- Расскажи про себя, Космо, - потребовал отец, после обеда, - где твои родители, как вы попали сюда?
- Родителей у меня нет.. - начал я и вкратце рассказал свою историю.
  После того как я завершил, наступило молчание: никто не знал, что сказать.
- Вот все что у меня осталось от родителей, - сказал я и выложил на стол кинжал и мешочек с серьгами.
- Грустная история, - начал отец, - а твои родственники говоришь в Анапе? Ты уверен, что их не привезли сюда?
- Да, отец, - влез в разговор Исаак, - я уже узнавал об этом..
- Я достану вам лошадей и вы отправитесь туда завтра, а пока идите и отдохните, - сказал Космо старший.
  Мы удалились в дальнюю комнату дома. Сказать откровенно семья Исаака жила очень бедно, отец его, как я узнал, работал где-то в порту, пропадая на работе целый день, мать сидела дома и смотрела за детьми, а старики были слишком дряхлые, что бы заниматься прокормлением семьи. Этим и объяснил Исаак то, что он тоже старается как-нибудь помочь отцу. На днях он смог достать козу, которая давала молоко, которое очень нравилось его младшим братьям и сестрам. Детей я пока не видел, они все были на соседней улице и никто из них пока не спешил домой. Этим я успокаивался и со временем уснул, убаюкиваемый рассказами Исаака про здешнюю жизнь.