Глава 6

Михаил Дорос
Проспал я долго. Я проснулся только на следующее утро. Мне стало жутко неудобно за такое свое поведение и я, вскочив с кровати, быстро выбежал на улицу. Тут сидела мать Исаака с его сестрами, они шили. Завидев меня, все улыбнулись и хором пожелали мне доброго утра, на что я ответил поклоном и такими же словами.
- Там ведро с водой, - указала мать Исаака на угол дома, - сходи умойся пока, Исаак скоро придет, он пошел за лошадьми для вас..
  Я метнулся туда, куда мне указали. Как же прохладна вода! Такого ощущения у меня не было уже долгие дни.. Я разбил воду, набранную в ладони, о лицо не один раз. С каждым разом меня будоражило все сильнее и наконец сон, который напал на меня на мягкой постели на твердой земле, совсем отошел. Я посвежел.
  Когда я вернулся, то увидел как по дороге к нам идет Исаак, вместе со своими братьями, они вели двух лошадей.
- Собирайся, едем! - крикнул он мне, поздоровавшись.
  Я заткнул за пояс кинжал и мешочек с серьгами, и только сейчас опомнился, что на мне чужие вещи.
- Не надо, - оправил меня Исаак, - тебе не помешает лишняя одежда!
  Я горячо поблагодарил его и, развернувшись, низко поклонился его матери, сказав, что никогда не забуду ее доброты ко мне. Так же я выразил благодарность отцу, которого не было дома, и всем членам столь замечательной семьи.
  Мы сели на лошадей, мать Исаака успела отдать мне узелок с постиранной моей одеждой, весьма потрепанной, но все же не дырявой, как сказала она. Я еще раз разразился словами благодарности, и мы с Исааком поскакали.
- Сколько тебе лет? - обратился ко мне Исаак, когда мы оставили греческий квартал позади себя.
- Шестнадцать полных, скоро семнадцать, а тебе?
  Исаак удивился и даже усмехнулся, сказав, что думал, что я порядком старше.
- Мне скоро 19, - сказал он.
 Я подумал, что из-за того, что я еще слишком мал, между нами не возникнет дружбы, но я сильно ошибался, и Исаак очень скоро меня в этом переубедил.
  Наш путь до города Анапы был не слишком веселый, под палящим солнцем, в тени деревьев, мы добрались до другого города не раннее четырех часов дня, пробыв в дороге ровно пять часов. По пути мы разговаривали, а иногда останавливались передохнуть. На всем протяжении наших разговоров Исаак старался уговорить меня вернуться обратно в Новороссийск, когда мы найдем моих родственников. Но долго их искать нам не пришлось, они все еще сидели на причале, кое как утоляя голод тем, что принесли им местные жители. Да, здесь были не такие радушные люди..
  Я соскочил с коня и пробрался в толпу беженцев, чтобы найти своих.
- Дядя! - закричал я наконец.
  Из толпы выскочила моя маленькая сестренка и впилась мне в колени своими маленькими ручками.
- Космо, я так рада тебя видеть! Подними меня к себе!
  Я поднял ее на руки и начал качать.
- Где все?
- Там, - указала она в сторону, - там баба и мана, а остальные пошли рвать фрукты для нас, - и она указала уже на деревья, которые были увешаны детьми.
  Я подбежал к дяде и тете. Сначала они не узнали меня, привыкнув видеть меня грязным и заросшим. Но какова была их радость, когда они убедились, что это я, живой и невредимый.
- Ты взрослый уже! - сказал дядя, - сам себе хозяин, иш какой!
  Но я оборвал его, указывая на подошедшего Исаака, что ничего не получилось бы, если бы не он. Исаак очень скромно представился и сел в стороне, а я начал рассказывать своим родным о жизни в этой стране. Иногда Исаак дополнял меня, вставляя в разговор уместные замечания, и тогда картина о жизни в здешнем крае становилась более полная. Вскоре вернулись дети и все облепили меня.
- Космо нашелся, Космо вернулся! - наперебой кричали они, карабкаясь на меня.
  Вместе с ними пришла и Марика. Она остановилась и молча смотрела на меня, словно ей было нечего сказать, как будто я никуда и не пропадал. И только, когда я подошел и сам обнял ее, она мне на ухо прошептала, как волновалась за меня и как не спала пол ночи. Я так же всем представил моего спасителя - Исаака. Он, как я пояснил, помог мне приехать к ним, напоил и накормил, оказал душевный прием.
- Это очень хороший человек, - пояснил я маленьким детям, - он ради нас отправился в дальний путь. 
  Дети поблагодарили Исаака. Я так же выразил ему благодарность повторно. Вскоре, когда дети унялись, а это произошло быстро, так как все были строго воспитанные и им неудобно было проявлять свои нежности в присутствии постороннего человека, Мы: взрослые, я, Исаак и Марика - начали длинный разговор, в котором мы обсуждали всяческие темы, касающиеся нашего положения.
- Нее, отсюда вы уже не уплывете, с этим строго.. - рассудил Исаак, - вам придется остаться здесь..
  Тогда мы начали обсуждать куда следует идти и где искать жилье. Здесь Исаак дал неоценимую информацию, касающуюся жизни в этом и других городах. Постепенно к нашему кругу присоединились и другие взрослые, и вскоре Исаак уже не говорил, а кричал, стараясь донести до всех, что они уже никуда отсюда не уплывут, это их новый дом!