Сарасвати- дочь Сарасвати. Поцелуй змеи

Сергей Сунгирский
Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих,
Что оне красивы, и брали их себе в жёны, какую
кто избрал.

( Библия. Бытие. Гл. 6.2 )


«Последнее время, наш ботаник, явно, больше внимания и времени посвящает местной фауне, нежели флоре»- иронично заметил однажды капитан нашей базы, Тор, глядя в окно. Я посмотрел по направлению его взгляда. Вверх по склону от нашего лагеря, с лёгкостью горной газели, удалялась стройная, светловолосая фигурка в леопардовой шкуре. Не первый уж раз я вижу эту девушку из племени Расенов вблизи нашей базы. Но то, что её появления связаны с нашим Атоном - стало для меня новостью.
Со времени его прибытия на Землю прошло уже полтора года. Ботаник заметно возмужал. Раздался в плечах. Из его речей ушли легковесность и многословие. А юношеская непосредственность и порывистость всё более уступали в нём место сдержанности и уверенности.
Капитан теперь, во исполнение своего служебного долга, конечно же, сделает Атону соответствующее замечание. Ибо официально такого рода контакты с аборигенами не поощрялись. Но замечание …не строгое и не категоричное. Ибо отношения эти, хоть и не поощрялись, но и не преследовались. Действовал, однако ж, непреложный закон атлантов: туземные женщины и рождённые ими дети должны были оставаться на своей родине. В своих племенах. Потому, случалось, что атланты не возвращались на Эйр. А оставались на далёких колониальных планетах. Со своими тамошними жёнами. От своей цивилизации они имели право унести с собой только то, что было …в их головах. Т.е., знания. Потому и появлялись на диких, прежде, планетах, необъяснимые, вроде бы, всплески культуры: города, искусства, науки, храмы, пирамиды…

«Сого! Ты ведь -давно на Земле. Наверное, знаешь: что у аборигенов за ритуал такой: «Поцелуй змеи»?»- Сразу же спросил, зашедший ко мне вечером, ботаник.
О причине возникновения вопроса не было нужды спрашивать. Понятно было, что эта очаровательная дикарка уже сказала Атону, что сможет быть с ним, только пройдя через обряд «поцелуя змеи». И - никак иначе.
-«Это- ключевая часть обряда жертвоприношения»- ответил я.
-?! Жертвоприношения?!
- Мы для аборигенов- небожители. И раз в три года они приносят нам в жертву одну из своих девушек.
Атон переменился в лице. «У-у! -подумал я- Да он, похоже, «попал» серьёзно… Эта русоволосая туземная козочка в леопардовой шкуре –ой!- не напрасно кружит круги возле нашего лагеря!».
-«…Они, что?! …Её убьют?!»- эмоционально озвучил свою мысль впечатлительный ботаник.
И я, поняв, за кого он так испугался, ответил: «Может- да. Может- нет… Как ей повезёт. Жертву - то расены приведут сюда живой - здоровой. …Ту, которая останется таковой, после прохождения ритуала «поцелуя змеи»».
-Что значит: «Ту, которая останется?»
-Претенденток, обычно, бывает больше одной. И девушки соревнуются, целуя священную змею. Во второй раунд выходят все, не укушенные ею в первом. И так, игра идёт -на выбывание, до тех пор, пока не останется одна. Её то и приведут расены в качестве жертвы.
-А …укушенные …умирают?!
«Ну…кому как повезёт»- ответил я уклончиво.
«…Значит, жертвенной девушкой может оказаться …и не она? …Не Сарасвати?!»- опять воскликнул вслух Атон.
-Вполне. (Эту русалку, в леопардовой шкуре, стало быть, Сарасвати зовут…).
-…А …что происходит потом?
-Потом девушка выбирает себе кого-то из наших. А, став матерью, обычно возвращается в своё племя. Тогда она там становится уважаемой и почитаемой. Хуже, если, по каким-то причинам, она вернётся бездетной. Тогда, для соплеменников, она - отвергнутая жертва. Презираемая и гонимая. Возможен и третий путь. Атлант может уйти вместе с ней. На моей памяти, однако ж такого не случалось.
-А какой же во всём этом …смысл для аборигенов?
-?! И меня спрашивает об этом …биолог! Я думаю: практический тут резон, для землян,- в биологическом обновлении, привнесении свежей крови в их популяцию. Они ведь ещё- очень малочисленны и разрозненны. Маленькие племена живут оторвано друг от друга. Почти изолированно. Потому , обновление генофонда для них- вопрос выживания. Спасение от вырождения. Они, разумеется, ничего этого ещё не осознают. Поступают так, можно сказать, интуитивно.
-«…Так всё, оказывается, …приземлённо…-разочарованно протянул ботаник. -А мне казалось…»
-А тебе казалось, что эта …Сарасвати тебя любит? Так ведь одно, здесь, вовсе не исключает другого!
-Ты думаешь?! Что же в этой ситуации можно предпринять?
-…Пройти через ритуал поцелуя змеи. В обычаи туземного населения нам вмешиваться категорически не позволяется.
Совершенно расстроенный, Атон собрался уходить.
«А тебя …выбирали когда-нибудь туземные женщины?»- Спросил он ещё на прощание.
-…Этого не случалось так давно, что …я уж и не помню: случалось ли такое вообще?…

Ботаник ушёл. А на меня накатили давние воспоминания .
…Большой костёр. Ритмичные звуки туземных барабанов в ночи. Черноглазая девушка, присевшая на корточках у плетёной, обмазанной глиною корзины, из которой появляется змеиная головка . Они какое-то время неподвижно смотрят друг на друга, ловя малейшую оплошность, мгновенные потери внимания, бдительности друг в друге, для своей атаки…
… Молниеносные броски священной белой змеи- альбиноса. Ещё более стремительные движения девушек, уклоняющихся, от этих бросков. Восторженный, одобрительный рёв аборигенов, раздающийся, когда змея промахивается. И единое, многоголосое, сокрушённое «Ах!», сопровождающее точный, достигший цели, змеиный бросок.
Непередаваемо острая игра со смертью. Во имя продолжения жизни.

…Ту, давнюю, победительницу тоже звали Сарасвати. У неё были роскошные вьющиеся тёмные волосы. И я обратил тогда внимание, как она выиграла, каким образом обманывала священное пресмыкающееся. Всякий раз, стремительным выпадом коснувшись губами змеи, она делала резкое, ныряющее движение головой вправо (влево) и вниз. Её волосы, поднятые инерцией, оказывались там, где мгновение назад находилось её лицо. И змея всякий раз тупо атаковала их, не достигая девушки.

…Ночь, накануне дня жертвоприношения, в конце концов, наступила. Атон, в крайнем волнении, стоял рядом со мною, на холме и, так же, как и я, издали, в прибор ночного видения, наблюдал за происходящим в стойбище расенов. Там действо происходило по давно заведённому сценарию. В барабаны у костров вокруг площади ритмично били. А празднично украшенные девушки племени состязались с судьбой в скорости реакции. А толпа либо восторженно вопила, либо удручённо охала. В зависимости от исхода схватки.
А, когда в состязание со змеёй вступила Сарасвати, то я с удивлением увидел, что она …использует тот же самый приём, что и та, давняя героиня моих воспоминаний восемнадцатилетней давности. «Это …Она её научила!»- поразила меня неожиданная догадка. Священная змея всякий раз пролетала белой молнией сквозь её волосы, в то время, как сама девушка оставалась для неё недосягаемой.

На следующий день торжественное шествие расенов, возглавляемое старейшинами племени, сопроводило наряженную, будто для брачной церемонии, Сарасвати к нашему лагерю. Вся процессия остановилась поодаль. Непосредственно к лагерю подошла лишь Сарасвати в сопровождении старейшин. Отцы племени исполнили ритуал освящения жертвы, пропели священные гимны и, в благоговении, удалилось. Затем последовала короткая, трогательная сцена, когда, вылетевший ей навстречу Атон, подхватил свою обожаемую дикарку на руки и унёс к себе.

Спустя некоторое время, я всё же рассказал ботанику, что много лет назад, наш тогдашний биолог выкрал на полчаса у расенов их священную белую гадюку и …удалил из её пасти ядовитую слюнную железу. Змея уже давно могла только лишь кусать. Но уже была не способна кого- то убить.
-?! Почему про это сразу не сказал? Но ведь, узнав, ты мог сказать, об этом, Сарасвати. Она б не боялась. А, значит, была бы …менее бдительна. Да, даже, если б и не сказал! Но твоё спокойствие, уверенность могли бы быть истолкованы ею как …равнодушие! Она бы тогда …могла бы и не пройти ритуал поцелуя змеи.